Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на comedy club. Публика смеялась от души. «Вокруг света» объясняет шутки живописца




Махи

Во второй половине XVIII в. король Карл III, желая привить в стране фран­цузские моды и обычаи, попытался запретить национальную испанскую одежду и некоторые любимые наро­дом развлечения, например корриду. Возмущённые испанцы старались отстоять свои права. Больше всех про­тестовали махо и махи — так называ­ли молодых мужчин и женщин, принадлежавших к городскому про­стонародью. Они вели себя на редкость свободно, подчас вызы­вающе, не подчиняясь правилам благочестивой скромности, установ­ленным Церковью.

В 80—90-х гг. обычаи махо и мах стали модными при дворе. Одной из самых горячих сторонниц этих обы­чаев была возлюбленная Франсиско Гойи — Каэтана Альба, одна из знат­нейших женщин Испании (её полный титул — донна Мария Тересия Каэтана де Сильва и Толедо, тринадцатая гра­финя-герцогиня Бенавенте и Альба, маркиза Вильяфранка). Помимо уди­вительной красоты она отличалась острым умом и независимым, свое­вольным характером. Друг Гойи, поэт Хуан Мелендес-Вальдес, назвал её в стихах испанской Венерой. Роман­тическая любовь Гойи отразилась в его творчестве. Он написал несколь­ко портретов очаровательной Альбы, сделал множество рисунков. Однако самыми знаменитыми её изображени­ями стали «Одетая маха» и «Обнажён­ная маха».

 

Мать Отечества: 12 символов, зашифрованных в портрете Екатерины Великой

1 ЖЕРТВЕННИК с надписью «Для общего блага» символизирует государственное служение Екатерины II. На подобные возвышения в античных храмах возлагали подношения богам.

2 МАКИ в античной мифологии — атрибут Морфея, бога сна. Сжигая цветы, императрица показывает, что готова лишиться покоя ради блага подданных.

3 СТАТУЯ ФЕМИДЫ. Весы — главный атрибут богини справедливости и правосудия. На них взвешиваются добрые и дурные поступки. На картине Фемида не носит повязку на глазах. Такой ее изображали греческие скульпторы.

4 БЕЛОЕ ПЛАТЬЕ Екатерины напоминает хитон античной жрицы. Белый цвет одеяний издревле символизировал чистоту.

5 МАНТИЯ с вышитыми государственными гербами свидетельствует, что перед нами владычица Российской империи.

6 ЛАВРОВЫЙ ВЕНОК — древнеримский атрибут триумфатора — говорит о военных победах. Екатерину часто называли северной Семирамидой, но императрица предпочитала, чтобы ее сравнивали с Александром Македонским.

7 РЕГАЛИИ ордена Святого равноапостольного князя Владимира указывают, что Екатерина — глава ордена владимирских кавалеров. Орден был учрежден в 1782 году, и его девизом стали слова: «Польза, честь и слава».

8 ЦЕПЬ ордена Андрея Первозванного. Орден был главной наградой Российской империи. Апостол Андрей считается просветителем Русской земли.

9 ОРЕЛ, сидящий на книгах, олицетворяет законные основы государственного управления.

10 ОЛИВКОВАЯ ВЕТВЬ — аллегорический знак мира и всеобщего благоденствия.

11 КОЛОННЫ и взметнувшийся полог обозначают пространство храма Правосудия, в котором находится императрица.

12 КОРАБЛИ в море символизируют защищенную и процветающую торговлю, которая стала возможной благодаря военным победам и мудрому правлению Екатерины II.

Портреты Екатерины Великой писали неоднократно. Просвещенным философом изобразил ее Федор Рокотов, изящной красавицей — Стефано Торелли, благодушной дамой — Владимир Боровиковский. А Дмитрий Левицкий в 1783 году создал портрет императрицы как политическую декларацию. Иносказания превратили изображение царственной особы в программу идеального правления. Символы надо было уметь считывать, но в те времена зрителям картин это не составляло труда.

К моменту написания полотна Екатерина находилась у власти 21 год. Позади — реформы государственного управления и образования, Пугачевский бунт, основание Эрмитажа, открытие Смольного института, переписка с Вольтером, завоевание Крыма… И тем не менее живописец напоминал Екатерине, что должен делать идеальный правитель: по примеру выдающихся деятелей прошлого неустанно заботиться о благе страны.

Замысел картины принадлежал художнику, поэту и переводчику Николаю Львову. Императрица представлена жрицей в храме богини Правосудия, следящей за исполнением законов для всеобщего блага. Отчасти сюжет картины перекликается с «Наказом» Екатерины, в котором, следуя идеям французских философов, императрица утверждала принципы равенства всех людей перед законом и выступала за свободу торговли.

Античные символы сочетаются на картине с реальными наградами Российской империи. Например, регалиями ордена Святого Владимира, которым награждали за служение обществу.

Портрет Екатерины II 1783 года открывал серию изображений кавалеров этого ордена. Он должен был занять центральное место в интерьере здания Думы (совета) ордена. Заказ на исполнение получил Левицкий, создавший впоследствии более десяти портретов вельмож, удостоенных награды. Здание, впрочем, так и не построили, многие портреты владимирских кавалеров со временем были утрачены. Но портрет Екатерины стал настолько популярным (ныне он в собрании Русского музея), что Левицкий написал несколько его повторений, одно из этих полотен хранится в Третьяковской галерее.

Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на comedy club. Публика смеялась от души. «Вокруг света» объясняет шутки живописца

1. НАКРЫТЫЙ СТОЛ. Художник изобразил на столе только постную закуску: селедку, семгу и «мешочную» (слабосоленую) икру. Скорее всего, дело происходит в среду или пятницу — постные дни.
2. СВЕТИЛЬНИКИ. На картине можно увидеть люстру, две жирандоли и бра. Все они потушены, значит, действие происходит в середине дня.
3 МАЙОР. Женитьбой тот решил поправить свое материальное положение. По мнению искусствоведа Ольги Киреевой, скорее всего, герой картины не потомственный дворянин, а получил дворянское звание по выслуге вместе с эполетами майора. Майор явно не знаком с правилами дворянского этикета — он явился без положенных букетов для невесты и ее матери.
4. СВАХА. На ней простонародная душегрея, то есть она из простых. Это еще одно указание на то, что майор не потомственный дворянин, в противном случае он прибег бы к услугам свахи-дворянки.
5. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. Комизм ситуации, говорит ведущий научный сотрудник Института искусствознания, искусствовед Раиса Кирсанова, заключается в том, что «родители-купцы, стремясь подражать дворянам, разрядили свою дочь в вечернее бальное платье, шитое из кисеи, хотя на дворе день. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». Очевидно декольтированный наряд купеческая дочь примерила впервые и очень смущена, чувствуя себя раздетой. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку.
6. ПЛАТОК. Неуместная деталь женского гардероба. По словам Раисы Кирсановой, к бальному платью полагался не платочек, а веер: купцы плохо разбирались в дворянском этикете.
7. КУПЕЦ впопыхах застегивает сюртук: нараспашку принимать неучтиво. С непривычки он запутался — европейские сюртуки застегивались на левую сторону, а купцы носили правосторонние армяки.
8. КУПЧИХА одета в дворянское платье, но на голове у нее тоже простонародный платок вместо полагающегося чепца. Она удерживает дочь за платье.
9. КОМНАТА. Создается впечатление, говорит Ольга Киреева, что «хозяева недавно переехали в этот дом. Гостя должны принимать в гостиной или столовой, но на картине изображена обычная проходная комната, не предназначенная для парадных приемов. Об этом говорят висящие образа (в гостиной и столовой их не вешали), отсутствуют сервант, буфет, диван и кресла».
10. КУХАРКА вносит кулебяку — продолговатый пирог с начинкой из рыбы, капусты или каши. В отличие от кулебяки пироги с мясом имели обычно круглую или квадратную форму.
11. СКАТЕРТЬ. По словам Раисы Кирсановой, «подобные скатерти из цветного льна с цветочным орнаментом употреблялись только в гостиных или кабинетах. Их стелили на книжные столы, столики для журналов. В качестве столового белья употреблялись белые камчатые полотна».
12. СИДЕЛЕЦ несет вино. Сиделец — это приказчик, замещающий купца в лавке, пока хозяин пьет чай в трактире.
13. ПРИЖИВАЛКА — неотъемлемый персонаж в купеческих домах. Она не может понять, в чем причина суеты, и пытается все выведать у сидельца, который посвящен в хозяйские дела, как пояснял Федотов в журнале «Москвитянин».
14. КАРТИНЫ. Как люди глубоко религиозные, купцы часто вешали портреты церковных иерархов и виды мест семейных паломничеств. В данном случае это портрет митрополита московского Филарета и изображение Николо-Угрешской обители. Кроме того, купцы были патриотичны и любили покупать на ярмарках лубочные портреты героев войны 1812 года. На картине Федотова мы видим портреты — слева генерала Якова Кульнева, а справа фельдмаршала Михаила Кутузова и генерала Василия Иловайского.


В жизни Павла Федотова огромную роль играл случай. В 1843 году, когда он служил в гвардии, его картину «Освящение знамен в Зимнем дворце, обновленном после пожара» случайно увидел Николай I и предложил художнику-любителю уйти в отставку с военной службы, чтобы взяться за живопись профессионально. Монарх положил Федотову содержание, чтобы тот мог заниматься творчеством, — 100 рублей в месяц (около 100 000 на современные деньги).

Федотов хотел стать баталистом, но случайно его комические бытовые зарисовки увидел Иван Крылов и убедил художника работать именно в этом жанре. Так появились картины «Свежий кавалер» (1846) и «Разборчивая невеста» (1847).

Их, в свою очередь, случайно увидел Карл Брюллов и был так восхищен, что предложил Федотову написать картину на соискание звания академика. Вместе они долго обсуждали сюжет. Так возникла комическая картина «Сватовство майора» (Третьяковская галерея), на которой зритель впервые смог увидеть купеческую жизнь, на тот момент почти неизвестную аристократической публике.

Картину выставили в Петербурге в 1849 году на ежегодной выставке Академии художеств. Успех был ошеломляющим. Все покатывались со смеху. Так в одночасье Федотов стал знаменит и встал в один ряд с такими бытописателями-комиками, как Гоголь и особенно Островский, который тоже интересовался жизнью купцов. По словам художника, он был абсолютно счастлив.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: