I часть II часть III часть




простая 2-х или трио - период, реприза

3-хчастная форма простая 2-х или повторение I части

3-хчастная форма,

эпизод неустойчивого

характера

 

Наглядным примером для разбора простой 3-хчастной репризной формы может послужить произведение Ф. Пуленка “Страшна мне ночь”.

Первая часть сочинения представлена в виде 8-тактового периода

ü делимого на два предложения,

ü повторного строения,

ü квадратного (4+4),

ü однотонального (а-moll),

ü незамкнутого (каденция на D).

Кадансы в конце 1 и 2 предложения автентические.

Вторая часть – 6-тактовый период, неделимый, незамкнутый (каденция на D). Таким образом, готовится III часть, представляющая собой период из 6-ти тактов, делящийся на 2 предложения, неквадратный (3+3). Повторяется только начальный тематический материал 1 предложения I части, поэтому можно сделать вывод, что реприза сокращена.

Второе предложение III части завершается полной заключительной несовершенной каденцией.

Примеры хоровых произведений, в которых используется 3-хчастная простая репризная форма: Р. Шуман “Где солнца светлый луч”, В. Калинников “Элегия”, “Нам звёзды кроткие сияли” (тональная реприза), А. Давиденко “На десятой версте”, С. Танеев “Вечер” (зеркальная реприза), Р. Щедрин “Первый лёд” (сокращённая реприза), Ц. Кюи “Васильки на полях”, П. Хиндемит “Всё пролетает”.

КУПЛЕТНАЯ ФОРМА.

 

Куплетная форма – это форма, в которой все строфы литературного текста сопровождаются одним и тем же музыкальным материалом. Куплет состоит из запева и припева, обычно строится в форме периода или простой 2-хчастной формы.

Чаще встречается в жанре песни, реже – в романсах. Куплетная форма широко распространена в народной песне.

Разновидности куплетной формы:

ü Куплетно-вариационная – структура куплетной формы (запев, припев) с варьированием сопровождения (фактура, ритм, гармония) и сохранением вокальной мелодии без изменений. Используется в обработках народных песен и в хоровых произведениях, написанных в жанре песни.

Например: Украинская народная песня в обр. Н. Леонтовича “Щедрик”, белорусская народная песня в обр. А. Гречанинова “Перапёлка”, белорусская народная песня в обр. Н.Куликовича “Ой, рана на Йвана”, белорусская народная песня в обр. А. Богатырёва “Што то за хлопец, што за дзяучына”, Н. Римский-Корсаков “Старая песня”, Й Брамс “Розмарин”.

ü Куплетно-вариантная – структура куплетной формы, но видоизменяется не только фактура, но и сама мелодия, её характер, интонационное содержание; припев при этом может сохранять своё первоначальное изложение.

Например, К. Дебюсси “Я тамбурина слышал звон”, Г. Свиридов “Как песня родилась”.

ФОРМА РОНДО

Форма рондо основана на чередовании основной темы (рефрен) и нового тематического материала (эпизоды). Эпизоды контрастны главной теме. Рефрен и эпизоды, как правило, представляют собой простые формы - период, 2-хчастную или 3-хчастную. В рондо могут быть связки и кода.

Например: П. Чесноков “Зелёный шум”, М. Равель “Рондо”, Н. Римский-Корсаков “Проводы масленицы” из оперы “Снегурочка”.

 

СКВОЗНАЯ (СТРОФИЧЕСКАЯ) ФОРМА

Сквозная (строфическая форма) - присуща вокальной музыке из-за связи с литературным текстом. Здесь музыка следует за текстом и во многом иллюстрирует его. Поворот действия в тексте определяет появление новых средств выразительности и новых образов (частая смена тональности, фактуры, темпа и т.д.).

Основные черты сквозной формы:

 

ü непрерывность музыкального развития;

ü совпадение разделов литературного текста с градацией музыкальных предложений;

ü отсутствие повторности музыкального материала.

Например, В. Калинников “Звёзды меркнут и гаснут”, Ф. Пуленк “Грусть”, П. Чайковский “Что смолкнул веселия глас?”, В. Мурадели “Ответ на послание Пушкина”.

 

ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ

 

Разновидности полифонических форм:

 

ü Канон – полифоническая форма, которая основана на поочерёдном проведении одной и той же темы во всех голосах, при этом каждый проводящий тему голос вступает раньше, чем она закончится у предыдущего голоса.

ü Фуга – полифоническая форма, основанная на поочерёдном проведении одной, реже двух и более тем во всех голосах по определённому контрапунктическому и тонально-гармоническому плану.

Фуга содержит следующие композиционные элементы:

тема, ответ, противосложение, интермедия, стретта и делится на

экспозиционный, развивающий и завершающий разделы.

Классический тип фуги встречается в хоровых концертах Д. Бортнянского, М. Березовского, С. Дегтярёва. Хоровую фугу часто можно встретить в кантатно-ораториальных и оперных хорах (у С. Танеева, Н. Римского-Корсакова, М. Глинки др.).

ü Фугато – полифонический эпизод или часть музыкального произведения в виде экспозиции фуги, часто встречающийся в хоровых произведениях. Вступления темы не всегда придерживаются тонико-доминантовых отношений, обязательных для фуги.

Например, М. Людиг “Лес”, А. Ленский “Девятое января”, А. Давиденко “На десятой версте”, Д. Шостакович “Казнённым” (Iчасть – фугато).

ü Фугетта – маленькая фуга.

 

СОВМЕЩЕНИЕ ФОРМ

В хоровой музыке часто встречаются произведения, имеющие черты различных форм. Например, куплетно-вариационная форма с чертами трёхчастности (А. Дворжак “Зачарованный пастух”); сложная 3-хчастная с зеркальной репризой с чертами сонатности (С. Танеев “Посмотри, какая мгла”); сочетание сложной 3-хчастности и рондо (П. Чесноков “Дубинушка”); куплетно-вариантная форма с чертами сонатности (Н. Римский-Корсаков “Татарский полон”) и др.

Анализ мелодии.

Мелодией называют музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Нужно определить местоположение мелодии в хоровой партитуре.

Мелодия характеризуется следующими элементами, которые необходимо учитывать при её анализе:

1. Особенности звуковысотной линии, т.е. мелодические интервалы и их последовательность. Существуют следующие типы мелодического движения:

ü восходящее и нисходящее;

ü волнообразное (сочетание восходящего и нисходящего движения);

ü поступенное (движение по соседним тонам);

ü скачкообразное (широкие интервальные скачки);

ü скачкообразное с последующим заполнением - закон мелодического противовеса;

2. Метроритмическое строение мелодии – единообразие и разнообразие:

ü ровная ритмика (умеренность, степенность, устойчивость);

ü пунктирный ритм – прямой , обратный , двойной (оживлённость, движение);

ü синкопа (взволнованность);

ü триоль, квинтоли, секстоли (оживляют звучание, экспрессивность);

ü ритмический повтор – остинато (многократное повторение одного звука).

!3. Ладовые признаки мелодии - проявление национальной и исторической специфики мелодии – характерные ладовые обороты:

ü ладовая переменность (народные песни);

ü пентатоника;

ü лады народной музыки (дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский);

ü диатоничность;

ü аккордовые и неаккордовые звуки;

ü хроматические вспомогательные и проходящие звуки;

!4.Приемы мелодического развития:

ü буквальная повторность;

ü видоизменённая повторность;

ü варьирование (вариационность и вариантность);

ü секвенцирование.

 

Мелодическая волна – это совокупность восходящего движения (нарастания), вершины (кульминации) с нисходящим движением (спадом). Наиболее напряжённые моменты в развитии мелодии в музыкальной форме называются кульминацией.

 

Типы мелодических кульминаций:

 

ü вершина - источник (П. Чайковский “Легенда”);

ü вершина-горизонт (народные песни);

ü в точке золотого сечения (классическая кульминация);

ü в народных песнях широкий заключительный ход на септиму вверх (р.н.п. “Ах ты, ноченька”);

Однако в хоровых произведениях встречаются бескульминационные мелодии, не имеющие кульминационной точки. Например, псалмодирование (речитация).

 

Уточнить в ходе анализа мелодии её взаимосвязь с литературным текстом, указать примеры (проставить такты) в изучаемом произведении.

 

Анализ метра и ритма.

В первую очередь, определить вид метра:

ü строгий (акценты долей следуют равномерно – музыка XVII-XIX веков);

ü свободный (акценты долей следуют неравномерно – музыка XIX-XX веков);

ü единый (простой, сложный);

ü переменный;

ü несимметричный (5-ти, 7-ми, 11-тидольный);

ü полиметрия – одновременное сочетание нескольких метров;

ü метр высшего порядка (временная единица – простые такты, входящие в сложный, а не доля);

ü связь с жанровыми истоками (частушки, танцевальная музыка).

Связать размер стиха и метр изучаемого произведения.

 

Определить вид ритма (равномерный или неравномерный), преобладание того или иного ритмического движения:

ü ровный;

ü пунктирный;

ü синкопированный;

ü триоли, секстоли, квинтоли;

ü гемиола (в трёхдольный такт внедряются двудольные мотивы);

ü связь с жанром (марш, вальс, полонез и др.);

ü полиритмия - сочетание различных ритмических фигур в одновременности – триоль с дуолью.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: