Вопрос 19. Родство и семья




1. Понятие родства но римскому частному праву

2. Отцовская власть в семье

1. В римском частном праве институт, регулирующий семейные отношении, имел ту особенность, что распространился только на римских граждан.

В современном понимании родство — это кровная связь между людьми, с наличием которой чакон связывает определенные пра­вовые последствия.

Римское право различало два вида родства:

• агнатическое родство;

• когнатическое (кровное) родство.

Агнатическое родство охватывало всех лиц, принадлежащих к одной семье, и поэтому родственниками считались все, кто на­ходился под властью главы этой семьи (домовладыки). "Агна­тами называются те, кто связан законным родством. Законным же родством является такое, которое составляется посредством лиц мужского пола" (Гай Инст.3.10). Агнатическое родство ос­новано на единстве семьи: домовладыка возглавляет семью и все, кто в нес входит, юридически являются родственниками.

Со временем власть домовладыки перестала быть безгранич­ной, что привело к известной самостоятельности других членов семьи. В связи с этим значение агнатического родства со вре­менем (в период Республики) уменьшается, а увеличивается значение когнатического родства.

"Между агнатами и когнатами, следовательно, такое различие, как между родом и видом, ибо тог. кто является агнатом, явля­ется и когнатом; однако не всегда тот, кто является когнатом, является агнатом: ведь одно основание цивильное, другое при­родное" (Д.38. 10.10.4.2). Так жена сына состояла с домовладыкой в агнатическом родстве, однако не была когнаткой.

Естественное (кровное) или когнатическое родство следует из общности крови, но зависит от характера брачной связи: закон­ный брак имел следствием отеческую власть над детьми, нату­ральный брак — без этого следствия; конкубинат (постоянное сожительство) — жена и дети не входят в фамилию мужа. Род­ство по нисходяшей и восходящей линиям противопоставляется родству по боковым линиям (от общего предка). Родственники по боковым линиям могут быть полнородными и непол­нородными (общие отец пли мать).

От родства следует отличать свойство. Свойство — это отно­шения между супругом и кровными родственниками другого суп­руга, а также между родственниками супругов.

Близость родства определялась правилом: "Два лица находятся в той степени родства, которая равна числу рождений, устано­вивших между ними родственную связь".

2. Семейные отношения характеризуются в первую очередь пат­риархальностью, то есть неограниченной властью отца (домовладыки).

Поэтому, хотя сын и обладал всеми публичными (политическими) правами, однако в семье он был всецело подчинен отцу. В связи с этим имущественная правоспособность наступала для римского гражданина часто много позже политической — только после смерти отца.

Существовала лишь одна возможность для сына освободиться от власти отца до его смерти — эмансипация. Эмансипация осуществлялась путем обряда, заключающего в себе троекрат­ную продажу в рабство. После третьей продажи сын становил­ся свободным, однако одновременно с этим он первоначально терял и право на наследство отца.

Отцовская власть возникала с момента рождения сына или дочери, а также путем узаконения либо усыновления. Таковая могла возникнуть также в случае женитьбы сына. При опреде­ленных обстоятельствах жена становилась подвластной своему мужу или, если он сам был подвластным, — домовладыке.

Узаконение — это признание законными детей, рожденных вне брака (в результате конкубината - сожительства).

Узаконение могло быть совершено путем:

• последующего вступления в брак родителей внебрачного ре­бенка;

• получения специального императорского рескрипта;

• зачисления сына в члены муниципального сената, а дочери - путем выдачи замуж за члена этого сената.

Усыновление устанавливалось над совершенно посторонним для усы­новителя лицом.

Если усыновлялось лицо, не находящееся под отцовской вла­стью, то на это требовалось получение императорского реск­рипта, а если усыновляемый находился под отцовской властью, то на усыновление необходимо было согласие домовладыки усыновляемого, что фиксировалось в судебном протоколе.

Усыновитель должен был быть старше усыновляемого не ме­нее чем на 18 лет.

Имущество семьи считалось ее коллективной собственностью, однако управлять и распоряжаться им мог только домовладыка. Поэтому, хотя сын и имел право самостоятельно совершать имущественные сделки, однако все полученное им по этим сделкам автоматически шло в распоряжение отца. При этом сам домовладыка не становился обязанным по сделкам своего сына, кроме случаев причинения сыном вреда. С развитием торговли и делового оборота имущественная правоспособность членов семьи домовладыки (прежде всего сыновей) значительно расширилась: подвластные стали обладать собственным имуществом (пекулий), получили в ряде случаев (например при наследовании) защиту претора; облегчается освобождение сына из-под власти отца (например в случае получения под­властным ряда почетных званий).

 

Вопрос 20. Брак

1. Понятие брака

2. Условия вступления в брак

3. Порядок и способы заключения брака

4. Прекращение брака

"Брак — это союз мужа и жены, общность всей жизни, едине­ние божественного и человеческого права" (Д.23.2.1). "Союз мужа и жены, основанный на совместной жизни" (Инст.1.9.1).

В таком понимании брака являются преобладающими нравст­венный долг и совместное проживание.

Римское право различало два вида брака:

Ø брак с властью мужа (cum manu mariti);

Ø брак без власти мужа (sine manu).

Брак "сине ману" следовало возобновлять ежегодно. Если жена в течение года прожила в доме мужа, то она автоматически попадала пол власть мужа. Полому, чтобы избежать этого, она должна была не менее трех ночей в голу проводить вне дома -давность таким образом прерывалась.

Виды брака различались между собой как по формальным основаниям (порядок заключения, расторжения и т. л.), так и по существу (разный объем правоспособности жены).

От брака "сине чану" следует отличать конкубинат. Конкубинат в Древнем Риме — это дозволенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины. В отличие от конкубината, брак заключался с намерением создать семью и воспитать детей.

2. Римское право предусматривало определенные условия для всту­пления в брак. Одни из этих условий были обязательны для всех лиц, вступающих в брак, другие условия применялись только к определенным группам граждан.

Условиями для вступления в брак были:

• согласие лиц, вступающих в брак, а также согласие домовладыки жениха и домовладыки ненесты, если они были подвластными лицами. Если домовладыка безосновательно отказывал в браке, то его можно было принудить через магистрат;

• достижение брачного возраста: для мужчин — 14 лет, а дли женщин - 12 лет;

• вступавшие в брак не должны состоять в другом непрекращенном браке;

• каждый из врачующихся должен иметь право вступать в законный брак (поэтому, например, римлянин не мог заключить брак с чужеземкой). В дальнейшем, когда права римского гражданства были предоставлены и чужеземцам, данное условие отпало. Не допускались браки вольноотпущенников с лицами сенаторского сословия;

• лица, вступавшие в брак, не должны были состоять между со­бой в родстве или свойстве. Препятствием было как агнатическое, так и когнатическое родство.

• запрещались также браки между опекуном и подопечной, между правителем провинции и жительницами той провинции, а так­же между виновным в прелюбодеянии и его соучастником.

3. Заключению брака часто предшествовало обручение. Сначала оно производилось домовладыками, затем в нем стали участво­вать лично жених и невеста. В классическую эпоху для заклю­чения брака не требовалось каких-либо формальностей — он заключался простым соглашением. По при этом, если присутствовала сословная разница, составлялся договор.

Существовало три способа заключения брака:

Ø Торжественный религиозный ритуал при участии жрецов и 10 сви­детелей, сопровождаемый жертвоприношением (в древнейшее время). Такой способ заключения брака был привилегией пат­рициев и назывался "конференцией";

Ø мнимая покупка мужем своей будущей жены у ее отца по прави­лом, установленным для приобретения ценных вещей ("манципация невесты"). Этот способ заключения брака считается пле­бейским. Данный способ называется "коемпция" и в I в. н. э. превращается в фикцию и затем исчезает;

Ø брак "сине ману", то есть без власти мужа, заключался без всяких формальностей. Данный вил брака развился из древней формы заключения брака под названием узус. Он состоял в приме­нении к области брачных отношений давностных сроков.

4. Брак прекращался со смертью супруга, разводом или утратой свободы одним из супругов. В классическую эпоху развод был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов, так и по одностороннему заявлению о расторжении брака. Судебных формальностей расторжение брака не требовало, однако объ­явление о разводе было необходимо.

Это привело к тому, что браки очень часто стали распадаться.

В связи с этим в эпоху Империи был принят ряд законов, направ­ленных на предотвращение разводов ч укрепление семьи. Так, од­ностороннее заявление о расторжении брака допускалось толь­ко в том случае, если оно было обоснованным (например не­верность супруга, неспособность к семейной жизни, насилие супруга и т. д.). Кроме того, закон обязывал состоять в браке мужчин в возрасте от 25 до 60 лет, а женщин — с 20 до 50 лет. Те, кто не выполнял данные требования, лишались возможно­сти быть наследниками по завещанию. Был введен особый на­лог на безбрачие и т. д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: