пос.Горки-2 Одинцовского р-на Московской области




Профилактика повторной преступности несовершеннолетних

А.В. Чеканова, педагог-психолог МБОУ Горковской СОШ,

пос.Горки-2 Одинцовского р-на Московской области

 

В процессе эволюции и культурного развития Homo Sapiens количество и качество деяний (содеянного), рассматриваемых именно как преступные, не уменьшилось, а возросло. При этом можно говорить не просто о росте, а о качественной, геометрической прогрессии роста.

Важной проблемой, стоящей перед обществом, является вопрос профилактики повторной преступности несовершеннолетних. Для осуществления профилактических мероприятий необходимо понимать конкретные механизмы прямой и обратной связи между личностью и средой, формирования и реализации мотива преступного поведения, выбора соответствующего варианта поведения в определенной ситуации.

У исследователей, занимающихся изучением преступности несовершеннолетних, нет однозначного ответа на вопрос о причинах преступности. В то же время, выделен ряд факторов, влияющих на совершение преступлений. При анализе научной литературы, были обобщены следующие причины преступности среди несовершеннолетних [1].

Причины Характеристика
   
Социально-экономические 1.Отсутсвие нормальных условий существования у подростков (бродяжничество, беспризорники и др.). Нужда самостоятельно искать и добывать средства существования. 2. Корысть. Желание завладеть чужим имуществом для удовлетворения личных потребностей.
Семья 1. Неблагополучная семья (алкоголики, наркоманы, истязатели и др.). В таких семьях несовершеннолетние представлены сами себе, не осуществляется контроль над ними, нередко родители избивают несовершеннолетних, принуждают заниматься кражами, проституцией и т.п. 2. Семьи с гиперопекой. Несовершеннолетние постоянно находится под необоснованной опекой, нет возможности самостоятельно принимать решения и т.п. В итоге несовершеннолетние совершают преступления «назло». 3. Попустительские семьи, в которых несовершеннолетний живет сам по себе, но при этом внешне семья выглядит благополучно. Несовершеннолетний совершает преступления из-за того, что ему не объяснили, что это не допустимо, за это наказывают, и никто не проконтролирует занятия несовершеннолетних. 4. Семьи, в которых сами родители, родственники поощряют совершение преступлений и/или совершают их.
Психологические 1. Клептомания (навязчивое, болезненное влечение к совершению кражи, воровству, расценивается как психическое нарушение). Несовершеннолетние не способны контролировать себя в таких случаях, не осознают, что это болезнь. 2. Отсутствие волевых качеств при давлении посторонних. Нередко несовершеннолетние совершают преступления под влиянием взрослых или тех, кто оказывается эмоциональнее сильней. 3. Отчуждение несовершеннолетних от общества может приводить к формированию у нее устойчивой антисоциальной установки, проявляемой в негативном или даже враждебном отношении к среде, что по механизму проекции способно провоцировать у таких лиц агрессивное поведение. 4. Психологическая склонность несовершеннолетних к совершению преступлений. 5. Психологическое унижение. Несовершеннолетний подвергается насмешкам со стороны сверстников, не имеет таких возможностей как другие в материальном плане.
Отсутствие организованного досуга 1.Бесцельное времяпрепровождение. Несовершеннолетние, которые не имеют увлечений, хобби, не посещают секции, а большую часть времени проводят на улице в компании друзей, в большей степени склоны к совершению преступлений. 2.Бесконтрольное проведение досуга. Отсутствие контроля со стороны родителей, опекунов провоцирует несовершеннолетних на совершение преступлений.

Исходя из приведенных выше причин совершения преступлений, следует выделить меры профилактики преступлений, применяемые на ранних стадиях [3]:

1. Выявление неблагополучного воспитания и плохих условий проживания ребенка, формирование ценностей и взглядов у несовершеннолетнего лица еще до того момента, как таковые сложились.

2. Выявление и ликвидация источников негативного воздействия на подростков, которые могут способствовать асоциальному образу мышления и дальнейшему совершению правонарушений со стороны ребенка.

3. Корректирующее и сдерживающее влияние на несовершеннолетнего с социально опасным поведением.

Важным фактором преступного поведения, в том числе совершения повторных правонарушений является среда, в которой находится подросток. Семья является первым социальным институтом ребенка, где он учится тому, как реагировать на окружающие его события и способам взаимодействия с окружением. Часто работа по профилактике повторных правонарушений остается не эффективной, если не ведётся работа с негативными процессами в семье. К сожалению, семья зачастую не просто не может, но и не желает или не умеет оказать подростку необходимую помощь, контролировать его поведение, заботясь о нем, наконец, просто любить его. Фактор материальной обеспеченности в данном случае практически не имеет значения. Ведь известны примеры, когда вполне обеспеченная семья, которая, казалось бы, делает для ребенка все: контролирует его поведение и учебу, удовлетворяет его желания и даже капризы, предоставляет возможность овладения иностранными языками, занятий спортом и т.д., не обеспечивает главного - любви, эмоционального тепла в отношениях между ребенком (подростком) и родителями. Происходит скрытое отвержение, выталкивание ребенка из семьи, что, кстати, редко осознается и им, и семьей. Бывает и открытое неприятие ребенка семьей, когда его подвергают жестокому обращению, бьют, оскорбляют, выгоняют из дома, не кормят, не проявляют никакой заботы.

Еще один криминогенный семейный фактор - отрицательный пример старших, особенно тех, с которыми у несовершеннолетнего прочный эмоциональный контакт. При его наличии он легко и с охотой воспринимает и усваивает то, что ему демонстрирует старший. В случае отсутствия эмоциональной связи подросток не воспринимает от взрослых ни хорошего, ни плохого и начинает искать признания, поддержки и помощи в неформальных малых группах – среди сверстников на улице.

Часто причиной повторных правонарушений является то, что у ребенка уже сложились плохие привычки, сформировалась отрицательная мотивация и отрицательная направленность личности.

Привычные формы поведения – динамический стереотип. Сложившийся динамический стереотип — цепь реакций, которые осуществляются одна за другой почти без участия сознания. Поэтому при попадании в привычную ситуацию (школьная, семейная или какая-либо другая обстановка) эта система реакций срабатывает, проявляется часто автоматически. Даже если ученик дает слово исправиться, сознает неприглядность своего поведения и хочет его изменить, ему трудно затормозить привычные реакции в привычных условиях. Только длительное не подкрепление этих привычных реакций и создание условий для их не проявления может разрушить старый стереотип. При этом старый стереотип должен быть заменен новым.

Процесс перевоспитания складывается в том случае, когда воспитатель не только не допускает проявления старых связей, привычек, но и включает подростка в новые связи, делает его полноправным членом коллектива, участником общественной жизни коллектива. Изоляция трудного ребенка от сложившихся коллективов (класс, спортивная команда, кружок) заведомо обрекает его на установление и поддержание связей вне класса, на улице, во дворе.

Если возникают одновременно две доминанты, то они взаимно угнетают друг друга и побеждает, как правило, более сильная. На этом и должна быть построена вся система перевоспитания трудных: в противовес возникшим «дурным» доминантам нужно создавать, вызывать у подростков иные - полезные, «хорошие», укреплять, усиливать их до полного вытеснения ранее сложившихся.

В связи с этим совершенно недостаточно, чтобы подросток отрекся от старых взглядов, потребностей, идеалов — следует заменить их новыми, чтобы новые вытеснили старые и заняли их место. Переключить его энергию с вредных путей на социально полезные, дать этой энергии новый, полезный с педагогической точки зрения выход, создать новые доминанты, найти пути приложения здоровой энергии — в этом заключается весь основной секрет успеха перевоспитания трудновоспитуемого.

Т.к. внешнее всегда преломляется через внутреннее, недостаточно проведения бесед со ссылками на примеры хорошего поведения с попытками вызвать укоры совести, желание исправиться. Опора на такие мотивы, как потребность в сочувствии и защите взрослого, одобрении окружающих, потребность занять конкретное место в коллективе, создает необходимую положительную мотивацию подростка, благоприятные внутренние условия для перевоспитания, для замены старых привычек, взглядов, идеалов новыми.

При работе с трудным ребенком нужно понимать и учитывать его внутренние мотивы.

· желание выделиться из массы других подростков, утвердиться в коллективе, привлечь к себе внимание и т.п. – грубит и срывает уроки;

· физическое притеснение одноклассников – хочет пользоваться уважением и привлечь внимание

Одним из способов перевоспитания может быть «замена действия». Успех перевоспитания будет заключаться в том, чтобы найти такую задачу для подростка, которая давала бы ему возможность психологического удовлетворения (обеспечивала ему завоевание достойного места в коллективе, преодолевала его чувство ущемления, способствовала проявлению его взрослости) и вместе с тем не была бы антиобщественной [2, с.363].

Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков достаточно трудна, причём трудности часто возникают и с подростками и с их родителями [4, с.322]. Идя сквозь препятствия, очень важно помнить о той благородной цели, о том позитивном результате, к которому мы стремимся, о вкладе в жизнь каждого отдельного подростка, в жизнь семьи и страны в целом.

 

 

1. Алексеева Е.А. Преступность несовершеннолетних: причины и проблемы. [Электронный ресурс]. https://ext.spb.ru/site/6317-2014-11-02-19-26-25.pdf - Дата обращения - 03.08.2017.

2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 512 с.

3. Профилактика преступлений среди несовершеннолетних. Виктимологическая профилактика преступлений. [Электронный ресурс]. https://businessman.ru/new-profilaktika-prestuplenij-sredi-nesovershennoletnix.html Дата обращения - 03.08.2017.

4. Чеканова А.В. Основные направления, формы и методы профилактики притеснения, социально-негативных явлений и коррекционно-реабилитационной работы с подростками девиантного поведения в рамках общеобразовательной школы // Башкатовские чтения: «Психология притеснения и деструктивного поведения в детско-подростковой среде». Материалы семнадцатой Всероссийской научно-практической конференции, г.Коломна, 22-23 марта 2017 г. / под общ. ред. М.Н.Филиппова. – Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2017. – 331 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: