Согласованность различных правовых документов (частей правового документа)




Под внутренней согласованностью правового документа (нормативного или индивидуального) понимается взаимодействие его положений, когда одно предписание (нормативное или индивидуальное) проистекает из предыдущего, развивая и конкретизируя его. Например, если нормы, регулирующие процесс голосования,

поместить в самом начале нормативного акта, считая эти правоотношения кульминационными и наиболее важными в избирательпом процессе, то нормы, касающиеся регистрации (учета) избирателей, будут располагаться далее. Каждый, кто знаком с последовательностью избирательного процесса, скажет, что так размещать нормы нелогично.

Отсутствие противоречий между правовыми документами (частями правового документа)

Ситуацию, когда в нормативных актах встречаются противоречия, называют коллизией. Противоречия в построении правовых документов можно классифицировать на явные, т. е. видимые, легко обнаруживаемые, и

скрытые, трудно распознаваемые при первом прочтении акта. Кроме того, следует выделить и кажущиеся противоречия, т. е. возникающие при невнимательном,

Последовательность мыслительных операций, используемых при построении правовых актов

Когда суждения последовательны, одно вытекает из другого, это гарантирует доброкачественность умозаключения.

Убедительность правовых документов

Но мысли, заключенные как в нормативных актах, так и в правоприменительных актах, могут быть истинными или ложными. Формулируя истинную мысль, мы должны обосновать ее истинность, т. е. доказать ее соответствие действительности. Так, выдвигая обвинение против подсудимого, обвинитель должен привести необходимые доказательства. В противном случае обвинение будет необоснованным.

 

Вопрос.

1. Структурные правила (внутренняя форма правового документа)

Структура правового документа — это его строение. Происходит деление правового документа на части.

Это производится для того, чтобы:

1) обеспечить полное изложение необходимой для правового документа информации;

2) обеспечить эффективное усвоение правовой информации теми, кому она адресована.

Любой правовой документ содержит, по крайней мере, три части:

1) вступительную;

2) основную;

3) заключительную.

Вступительная часть

Во вступительной части правового документа отражается большинство его реквизитов.

Кроме того, если речь идет о нормативном акте, в нем желательно всегда помещать хотя бы краткую преамбулу, чтобы придать юридическому документу обоснованность и убедительность.

У правоприменительного акта совсем другие цели: урегулировать конкретный случай.

Во вступительной части правоприменительного акта значительное внимание уделяется идентификации субъекта, его вынесшего. Именно на него потом будут возложены последствия, связанные с возможной отменой правового документа.

Основная часть

В сложных правовых документах основная часть, как правило, подразделяется: на части, разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, абзацы и др. В структуре правореализационных актов (на-

пример, в договорах) можно также увидеть разделы, пункты, подпункты, абзацы. Основные судебные акты построены иначе: их содержание составляют констатирующая, описательная, мотивировочная, резолютивная части.

Заключительная часть

Как правило, во всех видах юридических документов заключительная часть невелика. В ней акцентируется внимание на менее значимых моментах, таких как срок действия документа, порядок его обжалования, перечень отменяемых и изменяемых актов и т. п.

Дополнительные

Приложение

Приложение — это часть правового документа, которая встречается не так часто. Приложения располагаются после заключительной части документа. Если их несколько, им присваивается

соответствующий порядковый номер. Иногда в приложении содержатся:

— таблицы; — графики; — различного рода перечни (лиц, органов, работ и т. д.); — образцы документов; — карты; — бланки; — схемы.

Ссылки

Ссылки наглядно показывают, насколько взаимосвязаны правовые документы. Ссылки на другие правовые акты. Главное предназначение ссылок — недопущение повторений правовой информации в юридических документах. Ссылки позволяют их упростить, сделать компактными и доступными для обозрения и применения. Однако иногда по ходу изложения необходимо воспроизведение отдельных положений нормативных документов. В любом случае обязательным является указание на официальный источник опубликования акта.

Сноски

Встречаются крайне редко. Их используют для объяснения тех или иных особенностей, которые

не могут быть отражены в основной части.

Примечания

Примечания вызывают к себе неоднозначное отношение. Они часто встречаются в договорах, гораздо реже в нормативных актах и практически не встречаются в актах правоприменительных.

Примечания используются, когда необходимую информацию не представляется возможным изложить ≪по ходу дела≫, т. е. без отвлечения или без ущерба для смысла излагаемого положения в основной части правового документа1.

 

2. Формальный элемент

Для идентификации правового документа и его учета в целях принятия к обязательному исполнению необходимо у каждогоправового акта найти признаки, отражающие его официальный характер и отличающие его от множества похожих документов.

Такие признаки именуются реквизитами правового акта. К их числу относятся:

Вид правового акта

Значение вида акта велико: оно сразу же позволяет адресату определить степень важности, официальности и обязательности правового документа. С указания вида начинается и всякий индивидуальный акт (приказ, договор, определение, заключение, приговор и т. д.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: