Содержание учебного курса (тематика семинарских занятий)
Раздел 1. Стресс и копинг как факторы влияния
Семинар 1.1. Источники и причины стресса
Физиологические, психологические, организационные симптомы и последствия стресса.
Фазы стресса в рабочей деятельности (перегрузки, перенапряжение, дезадаптация, дезорганизация).
Ситуационный и хронический стресс.
Модель изучения организационных стрессоров.
Коэффициент стрессоустойчивости.
Психологические защиты.
Семинар 1.2. Характеристика стрессоров
Макрострессоры – критические, изменяющие жизнь события.
Травматические события и травматический стресс.
Микрострессоры - повседневные и хронические перегрузки, их воздействие на психологическое состояние организма.
Проявление и динамика острого стрессового расстройства.
Постравматические стрессовые расстройства.
Симптомокомплексы психогений.
Кризисные состояния.
Теория кризисов и превентивная психиатрия.
Семинар 1.3. Концепции совладания со стрессом
Влияние копинга на здоровье. Признаки социального окружения как модераторы стресса – семейные, межличностные отношения, социально-педагогическая поддержка. Копинг-стратегии по преодолению страхов, усталости, агрессивности. Комплексное управление стрессом. Физическая, эмоциональная, социальная и смысловая регуляция в управлении стрессом. Развитие устойчивости к стрессорам.
Модели стресс-менеджмента. Интегрированная модель управления стрессовой ситуацией. Диагностика ситуации, воздействие на стресс, контроль изменений. Реактивный, профилактический и стратегический подходы в преодолении стрессов.
Стресс-менеджмент в психологической работе с детьми и подростками, находящимися в стрессовых условиях. Формы и средства работы с детьми и подростками, направленные на повышение стрессоустойчивости, развития базовых умений саморегуляции и ориентировки в изменяющихся ситуациях.
Раздел 2. Субъекты экстренной психолого-педагогической помощи
Семинар 2.1. Семьи с тяжелыми хроническими проблемами
Характеристика семьи «группы риска». Критерии и показатели семейного неблагополучия. Методика работы с противостоянием семьи. Психолого-педагогическая помощь детям и подросткам с нарушением эмоциональной сферы. Организация работы Балинтовских групп.
Семинар 2.2. Расстройства поведения детей в стрессовых ситуациях
Медико-биологические аспекты расстройства поведения. Социальные факторы, обусловливающие изменение поведения. Психодинамическая, когнитивно-поведенческая теории расстройства поведения. Детские и подростковые стратегии управления стрессом.
Семинар 2.3. Психолого-педагогические проблемы вузовского обучения
Психологическая готовность к обучению в вузе. Психолого-педагогическая поддержка профессионального становления студентов в процессе вузовского обучения. Особенности организации психологической службы в школе и вузе. Формирование навыков преодоления экзаменационного стресса, навыков самоорганизации и самоконтроля.
Раздел 3. Экстренная помощь в условиях чрезвычайных и стрессовых ситуаций
Семинар 3.1. Основные модели психотерапевтической и психологической помощи при длительной вторичной травматизации
Причины и проявления вторичной дезадаптации. Базовые характеристики долгосрочной и краткосрочной психической травмы.
Клиническая типология и способы преодоления жизненных кризисов. Этапы психологической помощи при вторичной дезадаптации детей и подростков. Аффективно-биологические симптомы тяжелых агрессивных деликтов у подростков. Экстремальные ситуации внутренней миграции у детей и подростков, психологическая коррекция нарушения поведения при адаптации в новых социальных условиях.
Депрессии и суицидальное поведение при вторичной дезадаптации детей и подростков.
Особенности групповой работы с детьми, переживающими утрату близких.
Модели психологической работы с детьми, пережившими насилие.
Помощь семье в преодолении конфликтных ситуаций: организация социального патронажа; работа с семьей по телефону консультирования.
Семинар 3.2. Организация экстренной помощи в зоне чрезвычайных ситуаций
Понятие экстренной психологической помощи в условиях чрезвычайной ситуации. Основные этапы работы по оказанию экстренной психологической помощи: подготовительный, этап оказания помощи, этап завершения работ по оказанию экстренной помощи. Группы пострадавших: жертвы, пострадавшие, очевидцы, наблюдатели, телезрители, радиослушатели. Задачи, принципы психологической помощи при работе с жертвами. Основы работы с дезадаптивными реакциями на начальном этапе оказания помощи. Психологическая работа пролонгированного действия. Методы психологической помощи: конструктивное общение, нахождение ресурса. Помощь в ситуации горя и утраты.
Литература
Основная
1. Иванов Е.С., Шипицына Л.М. Проблемы социальной реабилитации аномальных детей и подростков: учебное пособие для вузов. СПб.: Питер, 2012.
2. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий: учеб. Пособие для вузов.. СПб.: Питер, 2011. 701 с.
3. Психология экстремальных ситуация для спасателей и пожарных / под ред. Ю.С.Шойгу М.: Смысл. 2007
Дополнительная
1. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 320с.
2. Диагностика здоровья: Психологический практикум/ Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2007.
3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учеб. Для вузов. СПб.: Питер, 2011. 320с.
4. Здоровая молодёжь — здоровое общество/ Л. Н. Галанкин, Г. А.Корчагина, А. М. Куликов, Л П. Симбирцева, Ю. М. Шикин. СПб., 2005.
5. Калинин М. И. Гигиена труда учителя: Учебное пособие. Архангельск, 1999.
6. Карпов В.Н. О самопознании. СПб.: Изд-во «Лань», 2013. - 9 с. https://e.lanbook.com/view/book/44027/
7. Ким С. В. Валеологическая безопасность образования. Ресурсы педагогических систем. СПб., 2005.
8. Клиническая психология. / под ред Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2014. 896 с.
9. Крюкова М.А., Никитина Т.И., Сергеева Ю.С. Экстренная психологическая помощь: Практическое пособие. М. 2003. 164с.
10. Иванов Е.С. Деятельность служб сопровождения при работе с детьми, страдающими аутизмом. (поведенческая терапия, эмоциональная терапия, эстетотерапия – музыкальная, танцевальная, театральная)
11. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка в 3 частях. СПб.: Изд-во «Лань», 2013. - 107 с. https://e.lanbook.com/view/book/30563/
12. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2010. 320с.
13. Макаренко А.С. Воспитание в семье и школе. СПб.: Изд-во «Лань», 2013. - 26 с. https://e.lanbook.com/view/book/30559/
14. Нагавкина Л. С., Татарникова Л. Г. Валеологические основы педагогической
15. деятельности: Учебно-методическое пособие. СПб., 2005. (Серия «Специалисту образовательного учреждения »)
16. Светлов В.А. Конфликтология: учеб. Пособие для вузов. СПб.: Питер, 2011. 352
17. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб для вузов. СПб.: Питер, 2011. 299 с.
18. Словарь-справочник по психодиагностике/Л. Бурлачук, С. Морозов. – СПб., 2003.
19. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. СПб.: Питер, 2009. 209 с.
20. Ферапонтова О.И. Профессиональная подготовка социальных педагогов к работе в условиях инклюзивного образования детей-инвалидов. Актуальные проблемы воспитания и образования: Выпуск 10: Сборник научных статей / Под ред. М.Д.Горячева. Самара: изд-во «Самарский университет», 2008. С.112 – 123
21. Ферапонтова О.И. Формирование инклюзивной культуры социального педагога. // Социальная педагогика: традиции и инновации. Материалы Всероссийского конгресса социальных педагогов с международным участием. Екатеринбург / Урал. Гос. Ун-т; под ред. М.А. Галагузовой. В 4-х ч.:Ч.3.2009.315с.
22. Хухлаев О.Е., Хухлаева О.В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция. Учебник для бакалавров - М., Юрайт, 2013. - biblio-.onlain.ru