(1561-1626)
Френсис Бекон - философ и политический деятель, родоначальник английского материализма и эмпиризма, предложил индуктивный метод научного познания.
Эмпиризм - направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и предполагающее, что содержание знания может быть либо представлено как описание этого опыта, либо сведено к нему. Основывается на научном эксперименте.
Индукция (лат. inductio – наведение) – путь мышления, который идет от частного к общему.
Дедукция (лат. deductio – выведение) – путь мышления, который идет от общего к частному.
Научная деятельность – в его представлении – сбор и анализ фактов
Обоснование новой науки видит в очищении разума ученого от идолов (призраков):
- «призраки рода»
- «призраки пещеры»
- «призраки рынка»
- «призраки театра»
1. идея практической направленности научных знаний – «Знания – сила»
2. провозвестник научной технической модернизации, говорил: наука – дело общества, а не одиночек;
3. наука должна стать социальным институтом с хорошей материальной базой
4. искусство врачевания связывал с философией, на методы и положения которой опирается медицина
5. в медицине выделял три раздела: поддержание здоровья, лечение болезней и продление жизни людей.
Исаак Ньютон, Томас Гоббс, Джон Локк, Ж. Ламетри
Исаак Ньютон (1642-1727)
Три закона механики и закон всемирного тяготения – впервые универсальная математическая концепция архитектуры мироздания.
Материя – единое целое, организованная система силовых взаимодействий, связанная воедино, т.к. между любыми двумя телами действует взаимная сила притяжения. Многовековые поиски теории единства мира увенчались созданием учения, которое было сформулировано точно, в количественных терминах.
Создание (наряду с Лейбницем) аппарата математического анализа–дифференциального и интегрального исчисления, математический анализ – новый язык описания физических явлений, он в будущем открыл дорогу особому типу физических законов – структурным законам. Ньютонова механика стала для современников и потомков эталоном научного знания.
Томас Гоббс (1588-1679)
Ученик и продолжатель философской традиции Ф.Бэкона, сторонник эмпиризма.
Основной предмет изучения философии и науки – природа и человек, источник философии – разум, источник религии - авторитет церкви.
Цель философии – достижение практических результатов в деятельности человека, способствование научно-техническому прогрессу.
Разработал теорию общественного договора
Джон Локк (1632-1704)
Основатель сенсуализма («нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах)».
Сенсуализм - направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания.
Считал, что сознание – пустое помещение, которое в течение жизни заполняется опытом – «чистая доска (tabularasa)»;
Идеал государства – государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую).
Жюльен ЛАМЕТРИ (1709 – 1751)
Французский врач и философ-материалист.
Дал последовательное изложение системы МЕХАНИСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА.
Материальный мир существует сам по себе.
Источник движения материи в ней самой.
Идея ЕДИНСТВА ВСЕГО ЖИВОГО обоснована данными сравнительной анатомии и физиологии (аналогичность строения и функций).
Все организмы (животные и растения) обладают способностью отвечать на воздействие извне – РАЗДРАЖИМОСТЬЮ.
Отвергал врожденные идеи.
Первый выступил как АТЕИСТ: быть философом – значит быть материалистом.
Ране Декарт (1596 – 1650)
Французский философ, математик, физик, физиолог, анатом, родоначальник рационалистической методологии в теории познания.
«Cogito ergo sum» - «Мыслю, следовательно, существую».
Уверенность в возможности безграничного познания мира.
Автор теории ДУАЛИЗМА: существуют две независимые субстанции: телесная, протяженная, и духовная – мышление. В человеке обе субстанции соединены в некую целостность: с одной стороны, человек материален, обладает телом, а с другой – духовен, обладает мышлением.
Заложил основы дедуктивно-рационалистического метода познания.
Учение Декарта – первая МЕХАНИСТИЧЕСКИ- МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ система природы Нового времени.
Живое существо – автомат, подчиненный законам механики.
Эпоха Просвещения
XVIII век – эпоха Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь: выходя за пределы университетов и лабораторий в светские салоны, становясь предметом обсуждения среди литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и философии. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук, создающем условия для экономического и социального благоденствия.
ФИЛОСОФИЯ – это средство истинного преобразования общества на прогрессивных началах.
Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (1694 – 1778) - философ, писатель, публицист, один из основоположников французского Просвещения.
Видел необходимость в признании существования Бога с морально-этической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе;
В отношении познания выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому;
Выступал за гуманное отношение к простому народу и уважение его прав, однако, идеалом государства считал абсолютную монархию («просвещенный абсолютизм»).
Вел переписку с Екатериной II и другими «просвещенными» монархами, давал практические рекомендации по устройству государства.
Жан Жак Руссо (1712-1778) - французский философ, писатель, эпохи Просвещения, музыковед, композитор и ботаник, основатель сентиментализма.
Считал, что материя несотворима и объективно существует всегда;
Человек не в силах до конца познать мир;
Выступал против религии
Был сторонником эмпирического познания;
Считал главной причиной возникновения неравенства в обществе частную собственность;
Первым обратил внимание на противоречия (часто - несовместимые) между культурой и цивилизацией.
Автор теории «прямой демократии». Обосновал право народа на восстание.
Дени Дидро (1713-1784) - французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел».
В основе общества и государства видел «общественный договор», отрицал божественность власти короля;
Идеалом государства считал «просвещенную монархию», а экономики – разделенную разумно частную собственность.
Контрольные вопросы для закрепления:
1. Как в эпоху возрождения понимаются цели и задачи философии?
2. Что такое «идолы разума»? расшифруйте их значение.
3. Объясните содержание теории естественного договора.
4. Назовите особенности эпохи Просвещения.
5. К каким изменениям в общественном сознании привели идеи просветителей?