Тема 7. Современные концепции биологии




ТЕМЫДОКЛАДОВ И СООБЩЕНИЙ

Тема 1.

Верификация и фальсифицируемость научных знаний как критерий истинности.

Тема 2.

Жизнь и деятельность:

Аристотеля;

И. Ньютона;

Тема 3.

Время и черные дыры.

Что такое фотоэффект?

Тема 4.

Развитие и структура Солнечной системы.

Тема 5.

Периодический закон и его значение в науке.

Химия и здоровье. Химия и пища.

Тема 6.

Полезные ископаемые России и Калужской области в историческом разрезе. Перспективы использования.

Бермудский треугольник: вымысел или реальность?

Тема 7.

История развития генетики, её основные законы.

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины

Для более полного усвоения материала часть вопросов выносятся на самостоятельное изучение. Их подготовка потребует небольшой затраты времени и предполагает подготовку к обсуждению вопросов, выносимых на семинар и на индивидуальное изучение, написание докладов, по предлагаемым темам.

Указания к выполнению заданий по темам №№ 1-4 находятся в учебно-методическом пособии по дисциплине. Остальная литература, необходимая для самостоятельной работы, указана в планах семинарских занятий.

Контроль за выполнением самостоятельной работы производится на семинарских занятиях, с помощью тестовых работ, на зачете.

 

Тема 1. Основы науковедения

1. Дать определение формам научного знания:

Понятие, программа, типология, классификация, закон, закономерность, теория, концепция.

2. Рассмотреть гносеологические предпосылки науки.

3. Сравнить естественнонаучную и гуманитарную культуры.

 

Тема 2. История развития науки

1. Изучить особенности развития науки на Востоке в период Средневековья.

2. Дать определение сциентизма, рассмотреть причины его возникновения.

3. охарактеризовать исторические этапы развития науки.

 

Тема 3. Современные концепции физики

1. Дать определение физическому взаимодействию.

2. Рассмотреть общую схему взаимодействия и провести сравнительный анализ 4-х фундаментальных физических взаимодействий.

3. Изучить содержание принципов современной физики: дополнительности и соотношения неопределенностей, симметрии, соответствия, суперпозиции. Привести примеры.

4. Рассмотреть содержание классической термодинамики.

5. Сравнить открытые и закрытые системы. Привести примеры.

 

Тема 4. Современные концепции космологии

1. Изучить особенности строения галактики «Млечный путь», структуру Солнечной системы, гипотезы ее возникновения.

2. Рассмотреть экономическое значение влияния Луны на Землю.

 

Тема 5. Современные концепции химии

1. Изучить историю развития химии.

2. Рассмотреть основные положения синергетики (Г. Хакен) и неравновесной термодинамики (И. Пригожин).

3. Рассмотреть взаимосвязь химии и биологии, химии и физики и т.д.

 

Тема 6. Современные концепции геологии

1. Изучить история геологического развития Земли.

2. Рассмотреть взаимодействие географической среды и человека.

 

Тема 7. Современные концепции биологии

1. Подробно изучить концепция происхождения жизни на Земле А.И. Опарина. Ответить на вопросы:

1) Что такое «первичный бульон»? как он образовался?

2) Что такое коацерватная капля?

3) Какая часть гипотезы доказана? Когда? Кем?

4) Что такое протобионт? Его характеристика.

5) В чем суть концепции гено- и голобиоза?

6) Что такое молекулярная хиральность, хиральная чистота?

2. Заполните таблицу:

Многообразие живых организмов, представителей различных царств

Критерии сравнения Животные Растения Грибы Дробянки (бактерии и сине-зелёные) Вирусы
Уровни организации живого          
Особенности строения клетки          
Размножение          
Способы питания          
Способ обеспечения энергией (дыхание)          
Движение          
Продолжительность жизни          
Исторический возраст          
Доля в биомассе          
Особенности получения и обмена информацией          

 

3. Изучить основы генетики.

4. Изучить содержание темы «Эмоции. Творчество. Работоспособность».

5. Изучить содержание концепции этногенеза Л. Гумилева и концепции биосферы-ноосферы В.И. Вернадского.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое научная картина мира?

2. Чем отличается естественнонаучная картина мира от гуманитарной?

3. Каких теорий в естествознании больше?

4. Что такое методология?

5. В чем заключаются главные особенности науки будущего?

6. Чем поле тяготения отличается от всех других полей?

7. Что является квантом электромагнитного поля?

8. Какие явления в природе обусловлены гравитационным, электромагнитным, сильным и слабым взаимодействиями?

9. Почему принцип дополнительности ярче всего проявляется в микромире?

10. Почему невозможен вечный двигатель второго рода?

11. С чем связан период развития химии под названием алхимия?

12. Когда химия становится наукой?

13. После создания какой теории начинает бурно развиваться химическая промышленность? Почему?

14. Почему самоорганизация возможна лишь для открытых систем? Каких систем в мире больше: открытых или закрытых?

15. Какую роль играют молекулы ДНК в передаче наследственности, и кем был расшифрован генетический код?

16. От чего зависит работоспособность человека?

17. Что такое ортобиоз?

18. Что такое пассионарий?

19. Перечислите функции биосферы.

20. Что, по мнению В.И. Вернадского, мешает человечеству достигнуть ноосферы?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: