Экстраполяция саногенеза на




Социальную организацию общества, идеологию и культуру

Алгоритмы саногенеза реализуются в развитии не только отдельных людей, но и человеческих сообществ и распространяются на социальные и политические явления, в частности на проблемы прав, равенства и свободы. Люди разных стран жили и живут в разных природно-климатических и социально-экономических условиях. Совокупность этих «нагрузок» у всех разная, но алгоритмы приспособления к ним одинаковы. Равенство людей ограничивается только этим.

Каждый человек живет в резонансе с природой своей Родины и историческим опытом его соотечественников. Он повторяет «матрешечные» контуры всех ее характеристик. Его биопсихосоциальная структура складывалась веками в процессе жизни его предков и соотечественников на общей родине. Формирование народов, наций, национальных традиций, культуры и морали происходило по алгоритмам саногенеза. Специфика природно-климатических факторов и хозяйственной деятельности обусловливала специфику «нагрузок» на людей, объединенных этими факторами.

Просторы России и суровый климат обусловили общинный характер хозяйственной деятельности наших предков. Индивидуалисты физически не могли обеспечить свое существование. Проживание в общине, то есть, в коллективе, способствовало развитию традиции совместного проживания, «соборности», мотивации жить в мире и согласии, навыка подчинять личные интересы общим, совершенствованию социальных и культурных норм поведения, включение в ранг значимых и высокостатусных характеристик человека его социальных и моральных характеристик.

Это, в свою очередь, определяло специфику «гормонального» звена саногенеза нации. Гормональная регуляция людей разных наций, живущих в разных странах - на севере и юге, в горах и долинах, в степях и на побережьях – различалась и различается по качественным и количественным характеристикам.

Поэтому совокупности активных генов у людей разных стран разные. Логическим продолжением генетических различий являются различия в строении тела, в механизмах регуляции и адаптации, в обмене веществ, в количестве и активности ферментов, в чувствительности к внешним и внутренним воздействиям и их переносимости. Эти различия отражались и закреплялись в культурных и социальных традициях и определяли своеобразие национальных культур.

Приведем в качестве примеров цитаты из книги «Жизненные силы русской культуры: пути возрождения в России начала ХХ1 века»: «Географические условия, формируя душу народа, влияют на характер культуры и питают ее. Совершенно доказано и обосновано, что культура, например, горцев очень похожа, даже если они живут на разных материках. Схожи между собой и степные культуры, и культуры народов, населяющих побережья океанов.

Природа в которой вырастает народ, земля, лес, горы, пустыня, тундра, вечная мерзлота или джунгли, климат умеренный или с катастрофическими изломами, животный мир, растительность – все это определяет и род труда…и образ мира…»

 

БИОПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕКА

Новейшая научная парадигма определяет человека как существо биопсихосоциальное, то есть выделяет в нем 3 составляющие – биологическую, психологическую, включая духовную, и социальную. Это полностью соответствует религиозным представлениям о триединой природе человека, включающей тело, душу и дух.

Всемирная организация здравоохранения понятие здоровья структурирует аналогичным образом, как «…состояние полного физического, психического, социального и нравственного благополучия человека, а не только отсутствие болезней и дефектов…»

Содержание биопсихосоциальной структуры человека разработал русский академик В.М.Бехтерев. Термин ввел G.Engel. Соотношение между обозначенными структурными элементами может быть разным – в виде пирамиды (Маслоу), секторов, слоев, уровней. А.М.Карповым разработана матрешечная потребностно-иерархическая структура человека и общества с закономерным возрастанием масштабов потребностей от биологических через социальные к духовным. Как представлено на рисунке № 1

 
ДУША (Социальные, правовые, культурные потребности)
ТЕЛО   (Материальные потребности)
ДУХ (Духовно-нравственные потребности)

 

 

Рис. 1. Конгруэнтность и иерархия потребностей человека и общества

в их биопсихосоциальной конструкции.

 

Биологические (телесные) потребности предназначены для обеспечения целостности и гармоничности человека в границах тела. Биологическая составляющая человека – живое вещество (туловище, организм). Для обеспечения жизни и деятельности организм нуждается в строительных и энергетических ресурсах. Ему нужны вода, еда, одежда, жилье, тепло, свет и др. Эти материальные запросы можно рассчитать по физиологическим и гигиеническим нормам. Их масштаб ограничен количеством белков, жиров, углеводов, витаминов, солей, воды и других компонентов пищи; объемом воздуха; количеством вещей и других предметов, которые человеку нужны для полного удовлетворения всех запросов организма; продолжительностью жизни и т.д. Образованные и культурные люди стремятся придерживаться научно-обоснованных норм. Как недостаток, так и избыток каких-либо пищевых веществ способствуют появлению расстройств здоровья. Избыток углеводов – диабету, жирного – атеросклерозу, белков – подагре, соли – гипертонии и т.д. Получаются двойные расходы времени и денег – сначала на продукты, приготовление пищи и еду, а затем на средства и процедуры для снижения веса.

2. Социальные потребности (для души) предназначены для обеспечения целостности и гармоничности человека в границах (в пространстве) общества. Ониудовлетворяются за пределами организма, не в туловище, а в социальной среде - в сфере общения, дружбы, любви, совместной деятельности. Для этого нужны семья, друзья, профессия, образование, работа, отдых, развлечения, профессиональный и социальный рост, признание и соблюдение гражданских прав, государство, власть и др. Масштаб этих потребностей также достаточно определенный. Большинству людей нужна одна семья, одно высшее образование, одна профессия, одно место работы, один круг близких друзей. Эти потребности тоже ограничены биологическими, интеллектуальными и социальными ресурсами человека.

3. Духовные потребности проявляются стремлением в целостности и гармоничности человека в пространстве человечества и Вселенной. Границ у масштабов духовности нет, она приближается к Идеалу. Духовные потребности удовлетворяются за пределами туловища, семьи и общества, даже за пределами биологической жизни.

Все смертны. Казалось бы, живому человеку должно быть безралично то, как к нему будут относиться после его смерти. Ведь его уже не будет, и он никогда не встретится с людьми, которых он обидел, никто ничего ему не скажет и не сделает. Смерть освобождает от юридической ответственности за все. Эти рациональные рассуждения не успокаивают и не убеждают. Людям хочется, чтобы после их ухода из жизни вспоминали бы с благодарностью и уважением, положительно бы оценили их личный вклад в общечеловеческую историю. Мы помним Гиппократа и Аристотеля, Шекспира и Пушкина, Моцарта и Чайковского, Дарвина и Менделеева, и многих других выдающихся людей, после их ухода. Нам не важны их биологические и социальные характеристики. Мы обращаемся к их творческому наследию, оно нам нужно, потому что в нем мы получаем ответы на наши духовные запросы. Гении смогли ощутить, воспринять, осознать и передать современникам и потомкам чувства, образы и знания, приближающие к постижению замысла, технологий и инструментов Творца, соединяющие человека с Богом, расширяющие пространство осознанного проживания их современников. Духовность проявляется принятием и добровольным исполнением великого проекта, законов и воли Творца, служением Ему и его любимому творению – Человеку и человечеству. В ней проявляется ответственность человека за реализацию его возможностейвнести свойличный вклад в приближение к идеалу материально-социально-духовной организации жизни людей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: