План:
1. А. Шопенгауэр
2. Ф. Ницше
3. З. Фрейд
А. Шопенгауэр
Ирриционализм - (неразумный, бессознательный), обозначение течения в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на первый план волю, предполагает признание ведущей роли инстинкта, интуиции, слепой веры, которые играют решающую роль в познании, в мировоззрении в противовес разуму и рассудку.
А. Шопенгауэр (1788 – 1860) – во многих отношениях занимает особое место среди философов. Основатель философии Иррационализма.
Он родился в купеческой семье, основную работу «Мир как воля и представление» опубликовал в 1818 г. В 1819 году стал приват-доцентом в Берлине и был столь самонадеян, что назначил свои лекции на один час с Гегелем. В результате уволился и уехал во Франкфурт. Шопенгауэр пытался копировать образ жизни Канта во всем, за исключением раннего вставания.
Шопенгауэр испытал сильное влияние индийских религий.
Система Шопенгауэра – это адаптация системы Канта. Он сохранил «вещь в себе», но отождествил ее с волей. Согласно Шопенгауэру, тело есть видимость, реальностью которого является воля. Он говорит: «моя отдельность – это иллюзия, являющаяся продуктом моего субъективного аппарата пространственно-временного восприятия. То, что реально, - это одна громадная воля, проявляющаяся во всем течении Вселенной».
Также он один из немногих представителей пессимизма в философии.
Он считает, что космическая воля зла; воля вообще зла и является источником бесконечных страданий. Причем страдание возрастает при каждом увеличении познания. Счастья не существует, потому что неосуществленное желание причиняет боль, а достижение приносит лишь пресыщение. Хороший человек будет жить в строгости и добровольной бедности, постясь и подвергая себя самоистязанию. Этим он добьется подавления своей индивидуальной воли (Сам он жил довольно роскошно и комфортно).
Ф. Ницше
Ницше Фридрих Вильгельм (1844 - 1900) – последователь Шопенгауэра. Еще дальше развил учение о воле, считая ее первичной еще и в этическом плане. Наибольшее значение имеет его критика религии и этика. Профессорскую кафедру в Базеле ему предложили еще до защиты диссертации, но через 10 лет он вынужден был уволиться по состоянию здоровья. В 1888 году он сошел с ума.
Ницше был низкого мнения о Канте, называл его «моральный фанатик ala Руссо», но восхищался досократиками (кроме Пифагора).
Его философия по духу близка к Макиавелли с той разницей, что Макиавелли был практиком и человеком своего времени, а Ницше – теоретиком, находящимся в сознательной оппозиции к доминирующим политическим и этическим течениям своего времени.
В основе этики Ницше лежат понятия Сверхчеловека (Благородного человека) и аристократии или расы господ. Он не желает рассматривать всех людей как равных ни в каком отношении.
Большинство, по его мнению, должно быть средством для возвышения меньшинства. Ницше называет простых людей «недоделанными и неполноценными» и эти люди должны страдать для создания великого человека. Истинная добродетель не для всех, она является свойством аристократического меньшинства. Она не выгодна и неблагоразумна; она отделяет ее обладателя от других людей, причиняет вред нижестоящим.
Ему нужна интернациональная правящая раса, новая широкая аристократия, основанная на наиболее суровой самодисциплине, в которой воля философов-властителей и художников-тиранов будет вечной.
«Задача в том, чтобы достичь той огромной энергии величия, которая сможет создать человека будущего посредством дисциплины, а также посредством уничтожения миллионов недоделанных и неполноценных и которая сможет всеже устоять и не погибнуть при виде страданий, тем самым создаваемых, подобных которым никогда не видели раньше».
Его Благородный человек способен на жестокость и преступление (то, что мы так именуем). Он обладает чувством долга только по отношению к равным себе.
Христианство, по его мнению, несет «рабскую мораль», оно стремится смирить человеческое сердце, но это ошибка. В диком звере есть нечто великолепное, что он теряет, будучи укрощенным.
Ницше ненавидит женщин. «Мужчина должен воспитываться для войны, женщина – для отдохновения воина». «Ты идешь к женщине? Не забудь плетку!»
З. Фрейд
Зи́гмунд Фрейд (1856 - 1939) - австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоанализа.
Психика - совокупность трех слоев: Оно, Я, Сверх-Я.
«Оно» – мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека.
«Я» – сознание человека, посредник между всеми компонентами психики.
«Сверх–Я» – давящая и влияющая на личность внешняя реальность, «внешняя цензура»: законы, запреты, мораль, культурные традиции.
СУБЛИМАЦИЯ (лат. sublimo — возвышаю) — переключение энергии с социально неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально приемлемые (высшие, возвышенные).
Контрольные вопросы для закрепления:
1. Дайте определение иррационализма в философии.
2. В чем заключается пессимизм философии А. Шопенгауэра?
3. Как вы понимаете понятие «сверх человек»?
4. Раскройте термин «сублимация».
5. Какие слои психики выделял З. Фрейд?