План:
1. Диалектика
2. Принципы диалектического метода
3. Законы диалектики
Диалектика
Диалектика – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом универсальный метод мышления и действия.
Развитие – бесконечный поступательный противоречивый, скачкообразный процесс, в котором в целом доминирует восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному.
Формы диалектики
1. Античная д. опиралась на житейский опыт. Представлена в учениях Гераклита (все течет, все изменяется), Платона (д. как искусство диалога) и др.
2. Немецкая идеалистическая диалектика (Кант, Шеллинг, Гегель) – анализ законов д., единство диалектики логики и теории познания.
3. Материалистическая диалектика (Маркс и Энгельс) – представление диалектического метода как главного в науке. Развитие учения об универсальности диалектики.
Окружающий мир представляет собой единое целое, определенную систему, где каждый предмет неразрывно связан с другими предметами и все они постоянно взаимодействуют друг с другом. При этом каждый из них имеет в себе бесчисленное множество внутренних сторон, отношений и связей. Всеобщая связь распространяется не только на природу и общество, но и на мышление.
Принципы диалектического метода
1. Важнейшим принципом диалектики является рассмотрение предмета в его развитии, самодвижении и изменении.
2. Принцип историзма (исторический подход) включает в себя анализ его возникновения, основных этапов и тенденций его развития.
3. Всесторонности рассмотрения.
4. объективности
5. конкретности
6. детерминизма (обусловленности)
7. раздвоения единого (противоречия)
Законы диалектики
1. Закон единства и борьбы противоположностей – вскрывает источник развития – противоречие (взаимосвязь противоположностей).
Противоположности – такие стороны предмета, которые одновременно: неразрывно связаны; взаимоисключают друг друга; взаимопроникают и при определенных условиях переходят друг в друга.
Развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий. Главную роль при этом играют внутренние противоречия.
Ярким примером того может служить политическая сфера жизни общества, где в качестве противоложностей выступают правящие силы и разнообразная оппозиция. Одной из функций оппозиции является указание на недостатки нынешнего курса. Если бы была гарантия того, что никто не сможет ни критиковать, ни тем более сместить правяшую силу, то у неё было бы меньше стимула стараться вести хоть сколько-нибудь приличную линию.
2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Он вскрывает механизм развития – постепенное накопление количественных изменений в определенный момент необходимо приводит к коренным качественным преобразованиям, к возникновению нового качества, которое оказывает обратное влияние на количество и темпы его изменения.
Классическим примером перехода от количественных изменений к качественным являются превращения лёд — вода — пар. По мере нагревания льда сначала происходит количественное изменение — рост температуры. При 0 °C, несмотря на продолжение нагревания, температура льда перестаёт расти, лёд постепенно превращается в воду. Это уже изменение качества. Дальнейшее нагревание воды опять вызывает сначала количественные (рост температуры), а затем и качественные (постепенное превращение в пар при 100 °C) изменения.
3. Закон отрицания отрицания выражает поступательный, циклический, преемственный характер развития в форме спирали. Повторение на высшей стадии некоторых свойств низшей. Развитие представляет собой процесс, повторяющий пройденное, но на более высокой ступени. Каждый цикл выступает как виток в развитии, а спираль как цепь циклов.
Примеры:
"эстафета поколений";
смена вкусов в культуре, музыке;
эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени);
ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.
Контрольные вопросы для закрепления:
1. Дайте определение понятию «диалектика».
2. Дайте определение понятию «развитие».
3. Назовите формы диалектики.
4. Сформулируйте законы диалектики.
5. Покажите действие законов диалектики на примерах.
Лекция 17. Проблема сознания в философии
План:
1. Сознание
2. Структура сознания
3. Общественного сознание
Сознание
Сознание – особое состояние человека, в котором ему доступны и мир, и он сам.
Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
Человек должен уметь слышать, видеть, и одновременно отдавать себе ясный отчет в том, что он слышит, видит.
Самосознание – способность человека оценить себя, свои возможности, мысли, чувства, поступки и взять их под контроль.
Это центр нашего сознания
Самосознание есть одновременно и самовоспитание.
Оно появилось как ответ на зов общественных условий жизни, требование оценивать свои поступки с позиции определенных социальных норм.
Чел – общественное существо…
Самоутверждение необходимое условие возникновения сознания, но оно возможно только вместе с самоотрицанием и самоограничением.
Рефлексия – размышление личности о самой себе.
Сознательность – неотъемлемое свойство душевно здоровой человеческой личности.
Поступок обладает качеством сознательности, поскольку он есть выражение умысла, намерения, цели, предвосхищающих результат действия.
Необходимые условия для формирования сознания:
· Выделение человеком своего тела из окружающих предметов;
· Выделение себя самого из сообщества других людей, формирование «Я» (3 года);
Структура сознания
· Психические характеристики человека (переживания, эмоции);
· Гносеологические способности (способность воспринимать мир как существующий объективно, пространственно-временные характеристики и мыслительно-познавательные схемы);
· Морально-нравственные состояния (следование нравам, обычаям, соотносить свое поведение с эталонным);
· Воля – психический процесс, выражающийся в действиях, направленных на удовлетворение потребностей.
· Тело как человека и состояния, вызванные его потребностями.
Бессознательное – совокупность психических процессов, состояний, не представленных в сознании и самосознании. Отсутствуют самосознание и рефлексия.
Сознание и бессознательное составляют единое пространство духовной жизни индивида.
Индусы, Спиноза (неосознанные причины поступков), Маркс (соц характер), Фрейд (Оно, Я, Сверх-Я).
Оценку своих действий человек производит, сравнивая их с идеалом.
Язык – это система знаков, с помощью которой люди общаются, осуществляют познание мира и самопознание, хранят и передают информацию, управляют поведением друг друга.
Языком может являться не только речь, но и другие системы символов (мимика, жесты, язык искусства, музыки, математики, дорожные знаки).
Функции языка:
· Номинативная (названия вещей)
· Познавательная
· Информативная (способность хранить и передавать информацию)
· Коммуникативная
Благодаря языку личное сознание приобретает общественную значимость.
Чем богаче духовный мир человека, тем больше ему нужно языковых знаков.
Общественного сознание
Общественное бытие – это объективная реальность, включающая отношение людей к природе и друг другу. Определение подчеркивает его независимость от индивидуального сознания.
Общественное сознание – это осознание обществом своих форм жизнедеятельности, своего общественного бытия.