Лекция 16. Категории диалектического познания мира




План:

1. Диалектика

2. Принципы диалектического метода

3. Законы диалектики

Диалектика

Диалектика – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом универсальный метод мышления и действия.

Развитие – бесконечный поступательный противоречивый, скачкообразный процесс, в котором в целом доминирует восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному.

Формы диалектики

1. Античная д. опиралась на житейский опыт. Представлена в учениях Гераклита (все течет, все изменяется), Платона (д. как искусство диалога) и др.

2. Немецкая идеалистическая диалектика (Кант, Шеллинг, Гегель) – анализ законов д., единство диалектики логики и теории познания.

3. Материалистическая диалектика (Маркс и Энгельс) – представление диалектического метода как главного в науке. Развитие учения об универсальности диалектики.

Окружающий мир представляет собой единое целое, определенную систему, где каждый предмет неразрывно связан с другими предметами и все они постоянно взаимодействуют друг с другом. При этом каждый из них имеет в себе бесчисленное множество внутренних сторон, отношений и связей. Всеобщая связь распространяется не только на природу и общество, но и на мышление.

Принципы диалектического метода

1. Важнейшим принципом диалектики является рассмотрение предмета в его развитии, самодвижении и изменении.

2. Принцип историзма (исторический подход) включает в себя анализ его возникновения, основных этапов и тенденций его развития.

3. Всесторонности рассмотрения.

4. объективности

5. конкретности

6. детерминизма (обусловленности)

7. раздвоения единого (противоречия)

Законы диалектики

1. Закон единства и борьбы противоположностей – вскрывает источник развития – противоречие (взаимосвязь противоположностей).

Противоположности – такие стороны предмета, которые одновременно: неразрывно связаны; взаимоисключают друг друга; взаимопроникают и при определенных условиях переходят друг в друга.

Развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий. Главную роль при этом играют внутренние противоречия.

Ярким примером того может служить политическая сфера жизни общества, где в качестве противоложностей выступают правящие силы и разнообразная оппозиция. Одной из функций оппозиции является указание на недостатки нынешнего курса. Если бы была гарантия того, что никто не сможет ни критиковать, ни тем более сместить правяшую силу, то у неё было бы меньше стимула стараться вести хоть сколько-нибудь приличную линию.

2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Он вскрывает механизм развития – постепенное накопление количественных изменений в определенный момент необходимо приводит к коренным качественным преобразованиям, к возникновению нового качества, которое оказывает обратное влияние на количество и темпы его изменения.

Классическим примером перехода от количественных изменений к качественным являются превращения лёд — вода — пар. По мере нагревания льда сначала происходит количественное изменение — рост температуры. При 0 °C, несмотря на продолжение нагревания, температура льда перестаёт расти, лёд постепенно превращается в воду. Это уже изменение качества. Дальнейшее нагревание воды опять вызывает сначала количественные (рост температуры), а затем и качественные (постепенное превращение в пар при 100 °C) изменения.

3. Закон отрицания отрицания выражает поступательный, циклический, преемственный характер развития в форме спирали. Повторение на высшей стадии некоторых свойств низшей. Развитие представляет собой процесс, повторяющий пройденное, но на более высокой ступени. Каждый цикл выступает как виток в развитии, а спираль как цепь циклов.

Примеры:

"эстафета поколений";

смена вкусов в культуре, музыке;

эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени);

ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

 

Контрольные вопросы для закрепления:

1. Дайте определение понятию «диалектика».

2. Дайте определение понятию «развитие».

3. Назовите формы диалектики.

4. Сформулируйте законы диалектики.

5. Покажите действие законов диалектики на примерах.

 

 

Лекция 17. Проблема сознания в философии

План:

1. Сознание

2. Структура сознания

3. Общественного сознание

Сознание

Сознание – особое состояние человека, в котором ему доступны и мир, и он сам.

Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Человек должен уметь слышать, видеть, и одновременно отдавать себе ясный отчет в том, что он слышит, видит.

Самосознание – способность человека оценить себя, свои возможности, мысли, чувства, поступки и взять их под контроль.

Это центр нашего сознания

Самосознание есть одновременно и самовоспитание.

Оно появилось как ответ на зов общественных условий жизни, требование оценивать свои поступки с позиции определенных социальных норм.

Чел – общественное существо…

Самоутверждение необходимое условие возникновения сознания, но оно возможно только вместе с самоотрицанием и самоограничением.

Рефлексия – размышление личности о самой себе.

Сознательность – неотъемлемое свойство душевно здоровой человеческой личности.

Поступок обладает качеством сознательности, поскольку он есть выражение умысла, намерения, цели, предвосхищающих результат действия.

Необходимые условия для формирования сознания:

· Выделение человеком своего тела из окружающих предметов;

· Выделение себя самого из сообщества других людей, формирование «Я» (3 года);

Структура сознания

· Психические характеристики человека (переживания, эмоции);

· Гносеологические способности (способность воспринимать мир как существующий объективно, пространственно-временные характеристики и мыслительно-познавательные схемы);

· Морально-нравственные состояния (следование нравам, обычаям, соотносить свое поведение с эталонным);

· Воля – психический процесс, выражающийся в действиях, направленных на удовлетворение потребностей.

· Тело как человека и состояния, вызванные его потребностями.

Бессознательное – совокупность психических процессов, состояний, не представленных в сознании и самосознании. Отсутствуют самосознание и рефлексия.

Сознание и бессознательное составляют единое пространство духовной жизни индивида.

Индусы, Спиноза (неосознанные причины поступков), Маркс (соц характер), Фрейд (Оно, Я, Сверх-Я).

Оценку своих действий человек производит, сравнивая их с идеалом.

Язык – это система знаков, с помощью которой люди общаются, осуществляют познание мира и самопознание, хранят и передают информацию, управляют поведением друг друга.

Языком может являться не только речь, но и другие системы символов (мимика, жесты, язык искусства, музыки, математики, дорожные знаки).

Функции языка:

· Номинативная (названия вещей)

· Познавательная

· Информативная (способность хранить и передавать информацию)

· Коммуникативная

Благодаря языку личное сознание приобретает общественную значимость.

Чем богаче духовный мир человека, тем больше ему нужно языковых знаков.

Общественного сознание

Общественное бытие – это объективная реальность, включающая отношение людей к природе и друг другу. Определение подчеркивает его независимость от индивидуального сознания.

Общественное сознание – это осознание обществом своих форм жизнедеятельности, своего общественного бытия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: