Тема 1.4 Медико-педагогическое сопровождение адаптации детей к условиям дошкольного учреждения
Самостоятельная работа № 1 (4ч) Подготовка рекомендаций для родителей по адаптации ребёнка к ДОУ.
Цель: научить студентов определять методы работы с детьми и их родителями во время адаптационного периода в ДОУ
Студент должен знать понятие об адаптации; виды адаптаций; организацию жизни детей в период адаптации к ДОУ;факторы, влияющие на адаптацию.
Студент должен уметь: давать характеристику социальной адаптации детей к условиям дошкольного учреждения;определить факторы риска, влияющие на адаптацию.
Задание:
1. Подготовить рекомендации в виде памятки для родителей по адаптации ребёнка к ДОУ.
Рекомендации по выполнению:
1.Подобрать литературу по данной теме.
2. Составить конспект (Памятка) на 2 страницы А-4
Результат работы.
Конспект.
Форма контроля: проверка письменной работы.
Тема 1.5 Детские болезни и их профилактика
Самостоятельная работа № 2 (4ч) Составление таблицы неинфекционных заболеваний и их клинической картины.
Цель: углубление и расширение теоретических знаний;
Студент должен знать: понятие «болезнь», классификацию болезней; причины, протекание и меры профилактики неинфекционных болезней детей
Студент должен уметь: выявлять причины неинфекционных заболеваний у детей; проводить профилактические меры.
Задание:
1.Составить таблицу неинфекционных заболеваний и их клинической картины.
Название заболевания | Симптомы | Меры профилактики в ДОУ |
Рекомендации по выполнению:
1.Используя различные источники информации, собственные наблюдения, выберите десять наиболее часто встречаемых неинфекционных болезней у детей.
2.Заполниете таблицу
3. Работу выполнить на листах А 4.
Результат работы.
Конспект. Заполненная таблица.
Тема 1.5 Детские болезни и их профилактика
Самостоятельная работа № 3 (4ч) Составление таблицы инфекционных заболеваний и их клинической картины.
Цель: углубление и расширение теоретических знаний;
Студент должен знать: понятие «болезнь», классификацию болезней; причины, протекание и меры профилактики инфекционных болезней детей
Студент должен уметь: выявлять причины инфекционных заболеваний у детей; проводить профилактические меры.
Задание:
1.Составить таблицу инфекционных заболеваний и их клинической картины.
Название заболевания | Симптомы | Меры профилактики в ДОУ |
Рекомендации по выполнению:
1.Используя различные источники информации, собственные наблюдения, выберите десять наиболее часто встречаемых инфекционных болезней у детей.
2.Заполниете таблицу
3. Работу выполнить на листах А 4.
Результат работы.
Конспект. Заполненная таблица.
Форма контроля: проверка письменной работы.
Тема 1.2. Здоровьесберегающая среда дошкольного образовательного учреждения
Самостоятельная работа № 5 (6ч) «Отбор и систематизация здоровьесберегающих педагогических технологий»
Цель: научить студентов анализировать и определять технологии работы с детьми и их родителями по организации здоровьесберегающей деятельности в ДОУ;
Студент должен знать общие направления по организации здоровьесберегающей деятельности;
Студент должен уметь: проводить анализировать имеющиеся технологии для применения в работе в ДОУ
Задание:
1. Изучить опыт применения здоровьесберегающих педагогических технологий в практике дошкольных образовательных учреждений на основе содержания таблицы (приложение№2,3)
- Технологии стимулирования и сохранения здоровья;
- Технологии обучения здоровому образу жизни;
- Коррекционные технологии.
2.Опираясь на учебно- методическую литературу, определить понятие «культура здоровья» и систематизировать методы формирования культуры здоровья и особенности их применения в разных возрастных группах.
Рекомендации по выполнению:
1.Подобрать литературу по данной теме, сделать анализ о мерах, формах и методах организации здоровьесберегающей деятельности в ДОУ
2. Составить конспект.
Результат работы.
Конспект
Форма контроля: наличие конспекта, без оценки
Приложение№2
Виды технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственный |
1. Технологии стимулирования и сохранения здоровья | |||
Стретчинг | Не раньше чем через 30 мин. После приема пищи, 2 раза в неделю по 30мин. Со среднего возраста в физкультурном или музыкальном зале либо в любом хорошо проветренном помещении | Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы | Руководитель по физической культуре |
Ритмопластика | Не раньше чем через 30мин. После приема пищи, 2 раза в неделю по 30мин. Со среднего возраста | Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателем ребенка. | Руководитель по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования |
Динамические паузы | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. | Воспитатели |
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате. Ежедневно для всех возрастных групп. | Игры подбираются в соответствии с возрастом детей, с учетом времени и места проведения. | Руководитель по физической культуре, воспитатели |
Релаксация | В любом помещении. Подходит для всех возрастных групп | Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы. | Руководитель по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог- психолог, воспитатель |
Пальчиковая гимнастика | С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.проводится в любое удобное время | Воспитатели, логопе |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин. В любое свободное время; в зависимости от интенствности зрительной нагрузки младшего возраста | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога | Все педагоги ДОУ |
Дыхательная гимнастика | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры | Все педагоги ДОУ |
Бодрящая гимнастика/гимнастика после сна | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. | Форма проведения различна: упражнения на кроватях, обширное умывание, ходьба по массажным дорожкам. | Воспитатели |
Корригирующая гимнастика | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. | Руководитель по физической культуре, воспитатель |
Гимнастика ортопедическая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Рекомендуется детям с плоскостопием. | Руководитель по физической культуре воспитатель |
2. Технологии обучения здоровому образу жизни | |||
Физкультурное занятие | 3 раза в неделю во всех группах. Ранний возраст в групповой комнате-10 мин. Все дошкольные группы в спортивном или музыкальном зале. | Занятия проводятся в соответствии с программой по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо проветрить помещение | Руководитель по физической культуре, воспитатель |
Проблемно-игровые: игротренинги и игротерапия | В свободное время. Можно во 2 половине дня. Время строго не фиксировано в зависимости от задач которые поставил педагог. | Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. | Воспитатели, педагог-психолог |
Коммуникативные игры | 1-2 раза в неделю по 30 мин. Со старшего возраста. | Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. | Воспитатели, педагог-психолог |
Занятия из серии «Здоровье» | 1 раз в неделю. | Могут быть включены в расписание непрерывной непосредственно-образовательной деятельности. | Воспитатели, педагог-психолог, руководитель по физической культуре |
Самомассаж | В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Необходимо объяснить детям серьезность процедуры и дать элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму. | Воспитатели, медсестра, руководитель по физической культуре |
Точечный массаж | Проводится в преддверии эпидемий в осенний и весенние периоды в любое удобное время. Со старшего дошкольного возраста. | Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями. Используется наглядный материал. | Воспитатели, медсестра, руководитель по физической культуре |
Биологически обратная связь (БОС) | От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 мин. В специальном помещении. | Необходимо соблюдать правила работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников. | Воспитатели, медсестра, руководитель по физической культуре |
3. Коррекционные технологии | |||
Арттерапия | Сеансами по 10-12 занятий по 30 мин. Со средней группы. | Занятия проводятся по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий | Воспитатели, педагог-психолог. |
Музыкотерапия | В различных формах непосредственно-образовательной деятельности. 2-4 раза в месяц | Используется в качестве вспомогательного средства. Как часть других технологий; для снятия напряжения. Повышение эмоционального настроя. | Воспитатели, педагог-психолог. |
Сказкотерапия | 2-4 занятия в месяц со старшего дошкольного возраста | Занятия используются для психологической терапевтической и развивающей работы. | Воспитатели, педагог-психолог. |
Хромотерапия /технология воздействия цветом/ | Сеансами по 5 мин 4 раза в месяц | Используется в качестве вспомогательного средства. Как часть других технологий. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. | Воспитатели, педагог |
Технологии коррекции поведения | Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин со старшего возраста. | Проводятся по специальным методикам и программам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку. Дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий, протоколы занятий | Педагог-психолог |
Психогимнастика | 1-2 раза в неделю со старшего дошкольного возраста по 25-30 мин. | Занятия проводятся по специальным методикам | Воспитатели, педагог-психолог. |
Фонетическая ритмика | 2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. После приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Младший возраст-15 мин. Старший дошкольный возраст-30мин. | Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий – фонетически грамотная речь без движений | Воспитатели, логопед, руководитель по физической культуре |
Приложение №3
Методы формирования культуры здоровья
Возрастная группа | Методы формирования культуры здоровья | Планируемые цели | Работа с родителями |
Вторая младшая группа | - художественное слово; - игровые приемы «Научим котенка умываться»; -«моменты радости»; -поисковая деятельность; -игры-эксперименты; -игры-экспериментирования; - коллекционирование полезных для здоровья предметов; | -развивать интерес… -развивать представления… -обогащать представления.. -формировать осторожное и осмотрительное отношение -совершенствовать умения… -осваивать правила… - развивать умения отражать в игре | Простейшая проектная деятельность/коллекционирование предметов полезных для здоровья/. Оформление рисунков и поделок по мотивам потешек и стихотворений раскрывающих необходимость соблюдения личной гигиены, режима дня и правил безопасного поведения |
Средняя группа | - сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Аптека», «Поликлиника». - игры-путешествия - дидактические игры «Мой организм», «Уши мыть или не мыть» и другие -рассматривание семейных фотографий - прослушивание песен «Зарядка», «Веселая компания» -чтение произведений детской литературы/ В.Зайцев «Я одеться сам могу», Л.Герасимов «Купаю куклу»/ - моделирование -решение ситуационных задач «Что будет, если мальчик не будет умываться, спать…» | - способствовать становлению интереса… -развивать представления… -развивать умения самостоятельно…. -воспитывать желание… | Проведение совместных досугов о здоровом образе жизни. |
Старшая группа | -игровые проблемные ситуации; - поисковые ситуации; -ситуационные задания /составь режим дня для младшего брата, что будет если мы перестанем мыть руки/ -составление рассказов по картинкам; -практические ситуации/как поступить если заложен нос, промокли ноги, как провести гимнастику для глаз/ - проектная деятельность - дидактические игры здоровьесберегающего содержания «в гостях у Айболита», «полезные и вредные привычки». | -способствовать становлению устойчивого интереса…. - формировать представления о… - способствовать развитию… -развивать умение -элементарно описывать свое самочувствие, избегать опасных для здоровья ситуаций… | Информационное просвещение. Защита семейных проектов. |
Подготовительная к школе группа | - проблемные игровые и практические ситуации; -беседы о здоровом образе жизни; - проекты. | -воспитывать ценностное отношение… -обогащать и углублять представления… -воспитывать самостоятельность в выполнении… | В совместной деятельности: проектной - создание наглядных пособий (моделей, плакатов, макетов, коллажей). Придумывание и изготовление дидактических игр. Встречи с родителями чьи профессии связаны с охраной и укреплением здоровья. Выставки коллекций. |