Описание особей по морфологическому критерию. Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной)




ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Изучение строения растительной и животной клетки

1.2 Цель работы: на основе изучения строения клеток обнаружить основные черты сходства в строении животной и растительной клеток как показатели единства организации животных форм; уметь сравнивать их между собой

 

1.3 Ход работы:

1.3.1 Ознакомиться с рисунками 49-51 на страницах 128-129

1.3.2 Записать общие признаки животных и растительных клеток

1.3.3 Заполнить таблицу

 

Таблица 1.1

Органоиды Растительная клетка Животная клетка
Целлюлозная клеточная стенка    
Пластиды    
Органоиды движения    
Клеточный центр    
Вакуоли    

 

1.4 Ответить на вопросы:

1) Какие типы пластидов находятся в клетках растений и какова их роль?

2) Что представляют собой органоиды движения клеток?

 

1.5 Изобразить схематически растительную и животную клетки

 

1.6 Сделать вывод по работе.

 

1.7 Литература: «Общая биология» 10-11 кл. Ю.И.Полянский, «Общая биология» 10-11 кл. С.Г.Мамонтов

 


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства

2.2 Цель работы: познакомить с эмбриональными доказательствами эволюции органического мира

 

2.3 Ход работы:

 

2.3.1 Прочитать текст «Эмбриология» на стр.258-261, рассмотреть рис. 133 на стр.260 («Общая биология» 10-11 кл. С.Г.Мамонтов) или стр.44 («Общая биология» 10-11 кл. Ю.И.Полянский).

 

2.3.2 Выявить черты сходства зародышей человека и других позвоночных.

 

2.3.3 Ответить на вопрос: о чем свидетельствуют сходства зародышей?

 

2.4 Сделать вывод по работе.

2.5 Литература: «Общая биология» 10-11 кл. Ю.И.Полянский, «Общая биология» 10-11 кл. С.Г.Мамонтов


 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Решение генетических задач и составление родословных

3.2 Цель работы: научиться решать задачи и составлять родословные

 

3.3 Решение задач на моногибридное скрещивание

3.3.1 Белый кролик (аа) скрещивается с черным кроликом (АА). Гибридные кролики скрещиваются между собой. Какое потомство у них получится?

3.3.2 Какое потомство можно получить от скрещивания коровы и быка, гетерозиготных по окраске шерсти.

3.3.3 При скрещивании серой и черной мыши получено 30 потомков, из них 14 были черными. Известно, что серая окраска доминирует над черной. Каков генотип мышей родительских поколений?

 

3.4 Решение задач на дигибридное скрещивание

3.4.1 Произвели три скрещивания между короткошерстными (В) и длинношерстными кроликами (b), имеющими черную (А) и белую окраску (а): AAbb x aabb; AaBb x aabb;AaBb x Aabb. Определить генотип и фенотип потомства.

 

3.5 Составление родословной

3.5.1 женщина с нормальным числом пальцев, мать и отец которой имели так же нормальное их число, вступила в брак с многопалым мужчиной, мать которого была многопалой, а отец нет. От этого брака родилась многопалая девочка и мальчик с нормальным числом пальцев.

1) Составить схему родословной трех поколений (P; F1; F2)

2) Определить генотипы всех упомянутых лиц

 

3.6 Сделать вывод по работе.

 

3.7 Литература: «Общая биология» 10-11 кл. Ю.И.Полянский, «Общая биология» 10-11 кл. С.Г.Мамонтов

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой

4.2 Цель работы: познакомиться со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака

 

4.3 Ход работы:

4.3.1 Измерить рост каждого студента в группе с точностью до сантиметра, округлив цифры. Например, если рост составляет 165,7, записывается 166

4.3.2 Сгруппировать полученные цифры, которые отличаются друг от друга на пять сантиметров (150-155, 156-161 и т.д.) и подсчитать количество студентов, входящих в каждую группу. Полученные данные занести в таблицу

 

Таблица 4.1

Рост, см 145-150      
Количество студентов        

 

4.3.3 Построить вариационный ряд изменчивости роста студентов и вариационную кривую, откладывая по горизонтальной оси рост студентов, а по вертикальной количество студентов определенного роста.

4.3.4 Ответить на следующие вопросы

1) Каков средний рост студентов группы

2) Какой рост студентов встречается наиболее часто

3) Какой рост студентов встречается наиболее редко

4) Каков средний рост девушек и мальчиков в вашей группе

5) Каковы причины отклонений в росте

 

4.4 Сделать вывод по работе.

 

5.4 Литература: «Общая биология» 10-11 кл. Ю.И.Полянский, «Общая биология» 10-11 кл. С.Г.Мамонтов

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Описание особей по морфологическому критерию. Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной)

5.2 Цель работы: закрепить умение составлять описательную характеристику растений и научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания (устанавливать ее относительный характер).

 

5.3 Ход работы:

5.3.1 Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т. е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов) и черты приспособления к среде обитания (данные занесите в таблицу).

 

Таблица 5.1 «Морфологическая характеристика видов»

Название растения, среда обитания Морфологические признаки Черты приспособленности к среде обитания
     

 

5.3.2 Определите среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования. Выявите черты его приспособленности к среде оби­тания. Выявите относительный характер приспособленности. Полученные данные занесите в таблицу «Приспособленность организмов и её относи­тельность».

 

 

Таблица 5.2 «Приспособленность организмов и ее относительность»

Название вида Среда обитания Черты приспособленности к среде обитания В чём выражается относительность приспособленности
       
       
       

 

5.4.Изучив все предложенные растения и организмы и заполнив таблицы, на основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений и запишите общий вывод.

 

5.5 Литература: «Общая биология» 10-11 кл. Ю.И.Полянский, «Общая биология» 10-11 кл. С.Г.Мамонтов

 


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: