Деревянный летний дворец.




Дворец представлял собой одно из примечательнейших зданий развитого русского барокко. Он был построен по приказу Анны Леопольдовны (на этом месте сейчас Михайловский замок).

Однако, пока велось строительство произошёл переворот, и хозяйкой здания стала Елизавета Петровна.

Это был деревянный на каменных погребах дворец. Здание имело более 160 апартаментов, включая церковь, зал и галереи. Всё было украшено зеркалами и богатой скульптурой, равно как и новый сад, украшенный прекрасными фонтанами, с Эрмитажем, построенным на уровне первого этажа, окружённого богатыми трельяжами, все украшения которых были позолочены.

Несмотря на расположение в городской черте здание решено по усадебной схеме. План создан под явным влиянием Версаля.

Последовательно сужающиеся пространства усиливали эффект барочной перспективы двора, огражденного от подъездной дороги решёткой пышного рисунка с государственными гербами.

Одноэтажные служебные постройки по периметру курдонёра (почётного двора) подчеркивают традиционную для барокко замкнутость ансамбля.

Довольно плоскостный декор светло-розовых фасадов (пилястры бельэтажа с коринфскими капителями и отвечающими им рустованными лопатками каменного цоколя, фигурные наличники окон) компенсировался богатой игрой объёмов.

Сильно развитые боковые крылья включали внутренние дворы с небольшими цветочными партерами. Пышные подъездные портики вели в лестничные объёмы, смещенные с центральной оси.

От парадной лестницы череда гостиных, украшенных золочёной резьбой, вела в самый представительный зал дворца — Тронный. Его двухсветный объём акцентировал центр здания. Снаружи к нему вели фигурные лестницы, со стороны сада дополненные пандусами.

Завершали облик дворца, придавая ему барочную пышность, многочисленные статуи и вазы на увенчивающих здание фронтонах и балюстраде.

Пространство до Мойки Растрелли украсил цветочными партерами с тремя фонтанными бассейнами сложных очертаний.

 

C течением времени логичный и стройный первоначальный план изменяется в угоду сиюминутным требованиям.

Для перехода императрицы во 2-й Летний сад через Мойку он строит одноэтажную крытую галерею, украшенную развешанными по стенам картинами. Здесь же, у северо-западного ризалита он создаёт террасу висячего сада на уровне бельэтажа с павильоном Эрмитаж и фонтаном в центре партера. По контуру её ограждают пышной вызолоченной трельяжной решёткой, устраивают многомаршевые сходы в сад.

В дальнейшем к северо-восточному ризалиту пристраивают дворцовую церковь, расширяя его дополнительным рядом помещений со стороны Фонтанки. На западном фасаде появляются эркеры-фонарики.

На прилегающей ко дворцу территории разбили декоративный парк с огромным сложным зелёным лабиринтом, боскетами, трельяжными беседками и двумя трапециевидными с полукруглыми выступами прудами.

В центре парка находились качели, горки, карусели. Устройство последних необычно: вокруг большого дерева разместили вертящиеся скамейки, а в кроне скрывалась беседка, в которую поднимались по винтовой лестнице.

Ещё одна постройка, расположенная в непосредственной близости от северо-восточного угла дворца связана с именем зодчего: система водоснабжения фонтанов Летнего сада, не давала достаточного напора, и не соответствовала блеску и величию императорской резиденции.

 

Растрелли строит водовзводные башни с акведуком через Фонтанку. Сложное в техническом плане, чисто утилитарное сооружение из дерева было украшено с дворцовой роскошью: роспись стен имитировала пышную барочную лепку.

Елизавета Петровна очень любила Летний дворец. В конце апреля — начале мая торжественный переезд императрицы из зимней резиденции оформлялся пышным церемониалом с участием двора, оркестра, полков гвардии под артиллерийский салют пушки у Зимнего дворца и орудий Петропавловской крепости и Адмиралтейства. Параллельно императорские яхты, стоявшие на рейде напротив Апраксина дома, отплывали к Летнему саду. В обратный путь царица отправлялась в последних числах сентября с теми же церемониями.

В стенах дворца рождается будущий император Павел I. После смерти царицы дворец по-прежнему используется: здесь празднуется заключение мира с Пруссией. В тронном зале Екатерина II принимает поздравления от иностранных послов по случаю восшествия на престол. Однако с течением времени владелица начинает отдавать предпочтение другим летним резиденциям, особенно Царскому Селу, и здание ветшает.

Затем наводнение разрушает фонтанную систему Летнего сада.

Мода на регулярные парки прошла, и водомёты восстанавливать не стали, ненужный же акведук Растрелли разобрали.

И, наконец, в 1796 году «за ветхостью» дворец сносят.

Сейчас на данном месте расположен Михайловский (или Инженерный) замок.

 

Акведук через Фонтанку

Исторически в начале Пантелеймоновской улицы через Фонтанку работал лодочный перевоз. Затем мастером Xарманом ван Болесом здесь был построен деревянный мост-акведук для питания фонтанов Летнего сада из Лиговского канала.

В 1748—1749 его заменили новым в стиле барокко по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли. Акведук был пышно украшен лепкой, и даже линии арок были вырезными.

Спустя почти 30 лет произошло наводнение, которое разрушило фонтаны. Их решили не восстанавливать, и акведук был разобран.

 

 

Анненгоф в Москве

Анненгоф – это дворцы, построенные для императрицы Анны Иоанновны в Москве, в царствие Елизаветы Петровны они назывались «Головинским домом», по имени петровского сподвижника Ф. А. Головина.

Дворцы не сохранились; в настоящее время на месте «Летнего Анненгофа» расположен Екатерининский дворец, а по месту «Зимнего Анненгофа» проходит Красноказарменная улица. Дворцы дали название Анненгофской роще.

Летняя резиденция представляла собой большой двухэтажный дворец из дерева, с каменными погребами, галереи, выходившие во двор, сад, расположенный в сторону деревни, а также террасу из тесанного камня, расположенную напротив дворца, с большим спуском, над которым был сделан цветочный партер, окруженный пятью бассейнами, с фонтанами, украшенный статуями и вазами — все в позолоте. Это большое сооружение состояло более чем из 400 комнат, помимо большого зала, и имело две парадные лестницы, также украшенные скульптурой, а в главных апартаментах плафоны были расписаны живописью.

Зимний дворец был построен из дерева на каменном фундаменте. Поначалу здание было расположено близ нового Арсенала, недалеко от Кремля, затем перенесено по соседству к летней резиденции. В этом здании был большой зал, украшенный несколькими колоннадами и скульптурой, а также парадные апартаменты. Зимний Анненгоф многократно перестраивался, сгорал и восстанавливался.

До нашего времени не сохранился.

 

Среднерогатский (путевой) дворец — дворец для отдыха царской семьи во время поездок в Царское село.

Был построен вместо деревянного по проекту Растрелли.

Одноэтажный, на высоком полуподвале, путевой дворец имел пятнадцать комнат и большой зал.

Был довольно скромный. Несколько раз перестраивался, затем был окончательно разобран.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: