Проведения образовательной деятельности по развитию речи




ДОО: МБДОУ «Детский сад № 95».

Группа: старшая

Образовательная технология: ТРИЗ.Обучение дошкольников составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ

Тема: Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине «Дети кормят птиц».

Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Форма проведения НОД: фронтальная, индивидуальная.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.

Цель: Усвоение обобщённых способов составления рассказа по сюжетной картине методами ТРИЗ.

Планируемый результат:

· Дети проявляют заинтересованность, инициативность, любознательность, охотно общаются с воспитателем;

· Дети проявляют умение вести диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми.

· Дети проявляют желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми; дружеские взаимоотношения, привычку сообща играть.

· Дети умеют ориентироваться на картине;

· Дети умеют определять объекты, изображённые на картине и схематизировать их;

· Дети помнят эмблему этапа и самостоятельно озвучивают правило этапа;

· У детей пополняется словарный запас, посредствам выполнения заданий;

· Дети умеют находить взаимосвязь объектов, изображённых на картине;

· Дети умеют объяснять связь между объектами;

· Дети с помощью вопросов, сужающих поле поиска в пространстве, умеют устанавливать его местонахождение;

· Дети оценивают результат своей деятельности; проявляют умения производить рефлексию своей деятельности;

· Дети проявляют желание использовать раскраски в самостоятельной деятельности.

· В процессе раскрашивания у детей проявляется чувство цвета

Задачи образовательной деятельности Задачи с учётом особенностей воспитанников группы
Воспитательные: - Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми. - Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть. Развивающие: - Развивать интерес детей проводить самоанализ собственной деятельности. - Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми. - Развивать чувство цвета Обучающие: - Учить детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их; -Учить детей запоминать эмблемы этапов и озвучивать их правило. -Активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей). -Учить детей находить взаимосвязи объектов, изображенных на картине; объяснять связи между объектами; -Учить детей пространственной ориентировке на картине; -Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные понятия; Максим– развивать силу голоса.   Маша- учить ориентировке на картине.     Лука- учить слушать рассказы, не перебивая других.    

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

2) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

4) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

5) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Принципы воспитания и обучения:

Принципы воспитания:

формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения:

Принцип свободы и самостоятельности; принцип активности, принцип систематичности и последовательности.

Принципы развития речи:

-принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;

-принцип активной речевой практики;

-принцип обогащения мотивации речевой деятельности;

Методы воспитания: игра, беседа, демонстрация, эмоциональное стимулирование, поощрение.

Методы обучения: игра, беседа, демонстрация, показ, объяснение.

Методы ТРИЗ: метод мозгового штурма, метод синектики, метод системного оператора.

Средства воспитания и обучения:

· Наглядные: коробка, сюжетная картина «Дети кормят птиц», эмблемы, объекты картины, магнитная доска, скотч, лист ватмана.

Учебно-методический комплект:

1) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

2) Программа «Детство»: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И.

Герцена, 2014. – 321 с.

3) Т.А. Сидорчук., С.В. Лелюх. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине: Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей.-4-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2014.-40с.:ил.(Растем умными(Технология ТРИЗ)

4) Картина «Дети кормят птиц».

 

Последовательность деятельности Методы Содержание деятельности педагога Деятельность детей Планируемый результат
1.Мотива-ционный этап. Задача: 1.Организовать детей и смотивировать их внимание для проведения следующей деятельности.   2.Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми. беседа демонстрация   Здравствуйте, ребята. Ребята, сегодня к нам в гости опять что-то пришло. Как вы думаете, что же это может быть? Ребята, это уже знакомая нам картина «Дети кормят птиц». Мы с вами один раз уже играли с этой картиной, и сегодня картина хотела бы поиграть с вами в новые игры. Вы согласны? Дети подходят к воспитателю, слушают, сосредотачивают внимание, ведут диалог, высказывают свои предположения.     Дети смотивированы, проявляют заинтересованность, любознательность, охотно общаются с воспитателем, принимают внутреннюю позицию к предстоящей деятельности, проявляют умение вести диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми.  
2.Этап организации системы игр и творческих заданий. Задачи: 1.Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми. 2.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть. беседа демонстрация игра поощрение метод ТРИЗ мозговой штурм метод ТРИЗ системного оператора   Ребята, я предлагаю вам, внимательно рассмотреть картину. (Воспитатель вывешивает картину на доску)   Дети участвуют в диалоге, рассматривают картину, отвечают на вопросы, включаются в игру.     Дети проявляют желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослым; дружеские взаимоотношения, привычку сообща играть.  
2.1. Определение объектов на картине Задачи: 1.Учить детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их; 2.Учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Смотрю на картину и называю объекты изображённые на ней»; 3.Активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей). беседа демонстрация игра поощрение метод ТРИЗ мозговой штурм метод ТРИЗ системного оператора   Я предлагаю вам поиграть в игру «Кто больше назовёт объектов». Правила игры: нужно взять подзорную трубу и перечислить, объекты которые мы, смотря в неё, видим на картине. Посмотрим, кто самый внимательный, кто больше всех увидит и назовёт разных объектов. (Воспитатель по мере называния объектов обозначает их схемами) Молодцы, ребята, у вас очень хорошо, получается, играть в эту игру. Ребята, что мы сейчас с вами делали? (Играли в игру «Кто больше назовёт объектов, изображённых на картине».) Вот эмблема этой игры (Воспитатель показывает эмблему, вешает её на доску) и её правило «Смотрю на картину и называю объекты, изображённые на ней ».   Дети называют предметы, которые они видят на картине.     Дети произносят правила игры.   Дети умеют определять объекты изображённые на картине и схематизировать их; помнят эмблему этапа и самостоятельно озвучивают правило этапа; у детей пополняется словарный запас, посредствам выполнения заданий.  
2.2.Установ-ление взаимосвязей между объектами на картине Задачи: 1.Учить детей находить взаимосвязи объектов, изображенных на картине;   2.Учить объяснять связи между объектами;   3.Учить запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Один объект связан с другим»;   4.Активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние действий и взаимодействий объектов).   беседа демонстрация игра поощрение метод ТРИЗ мозговой штурм     Ребята, а вы знали, что у каждой картины есть своя тайна? Я предлагаю вам поиграть в сыщиков и раскрыть тайну картины: все изображённые объекты между собой связаны. Нужно выбрать объекты, связанные между собой, и объяснить, как они связаны. Давайте найдём эти связи. (Воспитатель соединяет стрелками связи названные детьми) Молодцы, ребята, у вас все правильно получилось. Ребята, что мы сейчас делали? (играли в игру «Сыщики», искали как предметы на картине связаны между собой) Вот эмблема этой игры (Воспитатель показывает эмблему №2, вешает её на доску.) и её правило: «Один объект связан с другим, потому что…»   Дети участвуют в диалоге, рассматривают картину, включаются в игру   Дети называют связанные между собой предметы.     Дети произносят правило игры.   Дети умеют находить взаимосвязь объектов, изображённых на картине; умеют объяснять связь между объектами; помнят эмблему этапа и самостоятельно озвучивают правило этапа; у детей пополняется словарный запас, посредствам выполнения заданий.  
Физминутка. Задача: 1.Снять мышечное напряжение.   упражнение   Ребята, вы наверное устали? Я предлагаю вам немного отдохнуть. (Воспитатель зачитывает физминутку, показывая движения) Отдых наш – физкультминутка. Занимай свои места: Шаг на месте левой, правой, (шагаем на месте) Раз и два, раз и два! Прямо спину все держите, Раз и два, раз и два! И под ноги не смотрите, (движения руками: в стороны) Раз и два, раз и два! (вверх, в стороны, вниз) Дети повторяя за воспитателем, проводят физминутку.   Дети расслабились и отдохнули, готовы к дальнейшей деятельности.    
2.3.Определение местонахождения объектов на картине Задачи: 1.Учить детей пространственной ориентировке на картине;   2.Учить детей находить эмблему этапа и озвучивать правило: «У каждого объекта есть свое место на картине»   3.Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные понятия.   беседа игра демонстрация поощрение метод ТРИЗ синектики Ребята, а вы бы хотели представить себя кем-нибудь на этой картине. Я предлагаю вам, выбрать предмет, определить где он находится и описать как расположены другие предметы по соотношению к предмету, который вы выбрали. Ваш рассказ может быть составлен как с позиции выбранного предмета, так и с позиции того, кто рассматривает картину.   Ребята, что мы сейчас с вами делали? А теперь, я предлагаю вам, произнести правило этой игры: «У каждого объекта есть своё место на картине». А вот и эмблемы этой игры (Воспитатель показывает эмблему, вешает её на доску)     Дети участвуют в диалоге, рассматривают картину, включаются в игру, сравнивают, устанавливают соотношение частей, обсуждают объекты и их свойства с реалистической и фантастической точки зрения, составляют рассказ.     Дети произносят правила игры.   Дети умеют ориентироваться на картине, помнят эмблему этапа и самостоятельно озвучивают правило этапа; у детей пополняется словарный запас, посредствам выполнения задания
3.Этап рефлексии. Задача: 1.Развивать интерес детей проводить самоанализ собственной деятельности.   беседа формирование понимания личностной значимости умения Воспитатель стимулирует детей к самоанализу собственной деятельности.   Ребята, что мы сегодня с вами делали? Как мы это делали? Объясните секреты эмблем. Зачем мы это делали? Что вам показалось самым трудным? Вам понравилось играть с картиной? Ребята, вы такие молодцы, вы очень дружно играли сегодня. У вас получились интересные рассказы.   Дети слушают, вступают в диалог с воспитателем, высказывают своё мнение.   Дети оценивают результат своей деятельности; проявляют умения производить рефлексию своей деятельности.
4.Открытость. Задача: 1.Ориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах.   2.Развивать чувство цвета.   эмоциональное стимулирование. Ребята, я хотела бы сегодня вам на память о нашей игре подарить вот такие замечательные раскраски. Я предлагаю вам выбрать ту раскраску, которая вам понравилась больше всего. А оставшиеся раскраски, я предлагаю вам подарить вашим друзьям.     Дети слушают воспитателя, принимают его подарок. Дети проявляют желание использовать раскраски в самостоятельной деятельности; В процессе раскрашивания у детей проявляется чувство цвета.

Советы педагогу:

Этап 1. Определение объектов на картине.

ü Воспитатель должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на ответы детей.

ü Темп работы должен быть достаточно быстрым, воспитатель должен энергично и оперативно производить моделирование названных детьми объектов.

ü Последовательность называния объектов может быть любая.

ü Обязательным условием является обозначение «земля-небо» («пол - потолок»). Данные ориентировки впоследствии помогут детям найти связи между объектами: «Такой – то объект лежит на полу, а этот – летает в небе.

ü По окончанию определения состава картины необходимо подвести итог (быстроперечислить все названное, начиная с главного (главных)). Обращение идет не только к памяти ребенка, но и к считыванию модельных обозначений.

Этап 2. Установление взаимосвязей между объектами на картине.

ü Вести детей к кратким рассказам-рассуждениям, состоящим из трех предложений. Они должны быть расположены в следующем порядке: сначала говорится, что с чем связано, затем почему, в конце – подтверждение (вывод).

ü Последовательность объединения между объектами может быть любая и зависит от выбора детей, с которым следует согласиться.

ü Если ребенок затрудняется найти взаимосвязи между объектами можно провести сдетьми «Мозговой штурм».

ü Педагог должен проявлять толерантность (терпимость к самым неожиданнымобъяснениям связей ребенком).

ü Необходимо осознание мыслительной операции и вывод правила: «Объекты на картинесвязаны, важно доказать это».

Этап 6. Определение местонахождения объектов на картине.

ü Каждый объект на картине может быть описан через ориентиры двухмерного и трёхмерного пространства. Для этого необходимо активизировать соответствующий словарный запас детей, определяющий двухмерное (центральная часть, левая- правая часть, нижняя – верхняя часть, правый – левый угол картины, верхний – нижний угол картины) и трехмерное (ближе – дальше, впереди – сзади, около, между, за, перед) пространство.

 


 

 


ПриложениеА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: