Изобразительно-выразительные средства языка




 

Аллегория Иносказание: запечатление идеи в предметном образе. Аллегория часто используется в баснях и сказках, где носителями свойств людей выступают животные, предметы, явления природы. Басенные образы. Например, хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи и т.д.
Аллитерация повторение согласных звуков, придающих стиху особую выразительность. Ш и п е н ье п е н истых б ока л ов И п у нш а пл амень го л у б ой. (А.С.Пушкин)
Ассона́́нс Прием усиления изобразительности путем повторения гласных звуков Скучна мне о ттепель: в о нь, грязь, весн о й я б о лен… (А.С.Пушкин)
Антитеза Резкое противопоставление образов и понятий, с помощью которого автор более чётко высказывает своё отношение к описанному явлению; часто основана на употреблении антонимов Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь! (Н.А.Некрасов)
Анафора «единоначатие», повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…(А.С.Пушкин)
Анафора бывает: − лексическая (повторяются отрывки или слова без изменения)   Клянусь я первым днём творенья, Клянусь его последним днём, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством
− синтаксическая (повторяются однотипные синтаксические конструкции) Я стою у высоких дверей, Я слежу за работой твоей
Бессоюзие Сказуемые в одном ряду разделяются запятой. Бессоюзие помогает автору передать быстро сменяющиеся действия. Швед, русский - Колет, рубит, режет. (А.С.Пушкин)
Гипербола Художественное преувеличение свойств предмета или явления. Я вас целую тысячу раз.  
Гроте́ск Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.
Градация (постепенность) – стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдет, как с белых яблонь дым. (С.Есенин)
Градация бывает: − восходящая   Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид
− нисходящая   Присягаю ленинградским ранам, Первым разорённым очагам: Не сломаюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам
Звукопись Прием усиления изобразительности текста путем такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине Соловей: «То мелкой др обью в др уг по р още р ассыпался» (И.А.Крылов)  
ЗвукоподражАние Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы Когда гремел мазурки гром… (А.С.Пушкин)
Инверсия Нарушение «естественного порядка» слов с целью выделения слова во фразе, создания ритмико-мелодической организации речи. Прилагательное, стоящее после существительного, к которому оно относится, усиливает значение определения, то есть характеристики предмета; сказуемое выносится в самое начало предложения, а подлежащее или определение → в конец (гремят раскаты молодые). Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. (А.С.Пушкин)
Ирония Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый Басенные образы: Откуда, умная, бредешь ты голова? (И.А.Крылов)
Лексический повтор   Намеренное повторение в тексте одного и того же слова / слов. Как пошли наши ребята В красной гвардии служитьВ красной гвардии служить – Буйну голову сложить! (А.Блок)
Литота Троп, обратный гиперболе: намеренно неправдоподобное художественное преуменьшение изображаемого. Мальчик с пальчик. Мужичок с ноготок.  
Многосоюзие намеренное использование одного и того же союза позволяет выделить (логически и интонационно) соединяемые ими члены предложения и усилить выразительность речи. Повторяющиеся союзы подчеркивают незаконченность ряда, выражают значение усиления Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи … (А.С.Пушкин)
Метафора Скрытое сравнение (опущены сравнительные союзы). Перенос значения с одного слова на другое по сходству признаков или по ассоциации. Метафора рассчитана не на буквальное восприятие. По небу ходят стада облаков.   «Трамвай с разбега Взметнул зрачки…» В.Маяковский
- Овеществление (перенос черт неодушевлённого предмета на человека). «Усилить бой бестрепетных сердец…» (А.Фет)
- Олицетворение (художественный приём, основанный на наделении неодушевленных предметов человеческими качествами и чувствами.) Солнце медленно всплывает над узкой тучкой. Содрогаясь от мук, побежала над морем зарница.
развернутая метафора: иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. (С.Есенин)
Метонимия Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами либо явлениями.   Я три тарелки съел…(И.А.Крылов)
Связь эта может быть: 1) между содержимым и содержащим
2) между автором и его произведением   Белинского и Гоголя с базара понесёт
3) между действием и орудием этого действия   Их сёла и нивы за буйный набег обрёк он мечам и пожарам
4) между предметом и материалом, из которого предмет сделан Не то на серебре – на золоте едал
5) между местом и людьми, находящимися на этом месте Всё поле охнуло
Оксюморон Сжатая антитеза: необычное соединение несовместимых по значению слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга. Л.Н. Толстой «Живой труп» Ю.Бондарев «Горячий снег»
Параллелизм Сходное расположение элементов текста, которые соотнесены по смыслу и создают единый поэтический образ. Пела, пела пташечка и затихла; Знало сердце радости и забыло… (А.А. Дельвиг)
синтаксический параллелизм: приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской… (М.Ю.Лермонтов)
Парцелляция Декламационная фигура, при которой слова грамматически являются членами единого предложения, а интонационно выделяются как самостоятельные предложения: И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь.
Перифраз(а)   Одно понятие выражается с помощью нескольких     Создатель всего сущего (Бог); погрузился в сон (заснул); автор «Героя нашего времени» (вместо М. Ю. Лермонтов); творец «Макбета» (Шекспир).
Повтор Повтор слов подряд, в начале (анафора) или в конце (эпифора) отрезков текста.   На заре ты её не буди, На заре она сладко так спит… (А.А. Фет)
Риторический вопрос, восклицание, обращение Приемы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задается не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие Как он мог?! А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов… (М.Ю.Лермонтов)  
Символ Многозначный иносказательный образ, в основе которого – сходство или общность предметов и жизненных явлений. Образ Незнакомки в одноимённом стихотворении А. Блока.
Синекдоха Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.Обычно в синекдохе: - целое заменяется названием его части   «А в двери – бушлаты, шинели, тулупы…» (В.Маяковский)
- единственное число употребляется вместо множественного Всё спит – и человек, и зверь, и птица.
− мн. число вместо единственного Мы все глядим в Наполеоны
− часть вместо целого Имею нужду в крыше для моего семейства
− родовое название вместо видового Ну что ж, садись, светило – вместо солнце
− видовое название вместо родового Пуще всего береги копейку – вместо деньги
Сравнение Сопоставление предметов и явлений по их сходству. Сравнение может пред­ставлять собой сравнительный оборот отражались, как в зеркале; как птица, нырнул он между ветвями.
Убавление Пропуск союзов (бессоюзие). Пропуск подразумеваемого слова (эллипсис). Швед, русский колет, рубит, режет … (А.С.Пушкин)
Умолчание Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чем пойдет речь во внезапно прерванном высказывании Поедешь скоро ты домой: Смотри ж … Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен. (М.Ю.Лермонтов)  
Эллипсис Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу. Тире в неполном предложении придаёт высказыванию динамичность, интонацию живой речи.       Мы сёла – в пепел, грады – в прах, В мечи – серпы и плуги. (В.А.Жуковский)
Эпитет Художественное определение, позволяющее более ярко характеризовать свойства и качества предмета или явления и обогатить содержание высказывания. Эпитет чаще выражен прилагательным или наречием.     Отговорила роща золотая Березовым веселым языком. (С.А.Есенин) Гордо реет Буревестник…
Эпифора (или концовка) Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?  

 

Фразеологизм

Разговорная лексика

Олицетворение

Неологизм

Слова научного стиля

Слова разговорного стиля

Просторечные слова

Слова возвышенного стиля

Сарказм

Антонимы

Каламбур

Диалектизм

Устаревшая лексика, архаизм, историзм

Однокоренные слова

Синонимы

Обращение

Приложение

Юмор

Сатира

Уточнение

Вводное слово

Старославянизм

Омонимы

Противопоставление

Парафраз=перифраз?

Задание: найти определение, примеры, выучить.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: