Лекция 5. Система образования в России в исторической ретроспективе.




Христианский преиод.

Киевская Русь.

Русь официально приняла христианство от Византии в 988 г. под влиянием киевского князя Владимира. С этого момента все население стало называться крестьянами (христианами), чего не было ни в одной стране Западного мира в средние века.

Христианство долго и с большим трудом проникало в сознание языческой Руси. Родители практически прощались со своими детьми, когда те уходили в школы.

Прежде всего, славяне осваивали Священное Писание, отбирая при этом то, что было наиболее близко и понятно. Поэтому главной почитаемой книгой для русского народа стало не Евангелие, а Ветхий Завет с моделью воспитания, основанной на патриархальном семейном укладе с непререкаемым авторитетом отца. По ветхозаветный идеалам служение отцу уподоблялось служению Богу, оскорбление их – оскорблению Бога.

Отличительная особенность древнерусской культуры – славянский язык богослужения, культуры и образования, а не греческий, как в Византии или латынь, как в Западной Европе. Кирилл и Мефодий помимо создания славянской азбуки перевели основные богослужебные книги и учебную литературу с греческого на славянский язык, что с одной стороны способствовало распространению религии и грамотности, а с другой затрудняло доступ к первоисточникам.

Кроме того, пресекались попытки научных разработок, т.к. это могло подорвать веру: «Богомерзостен перед Богом всякий, кто любит геометрию, а еще душевные грехи – учиться астрономии», «Люби простоту больше мудрости, какое тебе дано от Бога готовое учение, то и держи».

Князем Владимиром были открыты первые школы - школы «учения книжного». Прежде всего, он был заинтересован в распространении образования среди господствующего сословия. На первых порах образование насаждалось насильно. Однако результаты не заставили себя долго ждать – к середине 11 в. в Киеве было уже много образованных, начитанных знатных людей (в их числе и Ярослав Мудрый, который создал первую библиотеку при Киевском Софийском соборе; он привлекал большое количество писцов для перевода и переписки произведений с древнегреческого и древнеболгарского; в это время начинает зарождаться уважительное отношение к книге).

К 13 в. школы «учения книжного» были широко распространены по Руси. Вначале они открывались при княжеских дворах, позже стали переходить в ведение церкви, т.к. обучение грамоте и распространение вероучения рассматривались неразрывно.

Помимо школ институтами обучения и воспитания были:

1. «Кормильство» – форма домашнего воспитания у феодальной знати. В возрасте 5-7 лет княжич отдавался кормильцу из числа воевод, знатных бояр. Кормилец был обязан воспитывать в умственном, нравственном и физическом плане, привлекать княжича к государственным делам.

2. «Дядьки» - воспитание в семье родного дяди.

3. «Кумовство» - воспитание в родной семье, однако в качестве духовных наставников выступали дяди и тети.

4. «Мастера грамоты» - одиночки или школы «мастеров грамоты» - главные лица народного просвещения, сделавшие промысел из обучения грамоте.

Знакомство с грамотой происходило с помощью буквослагательного метода из византийской школы. Сначала заучивались наименования букв в азбучной последовательности: аз, буки, веди, глаголь, добро и т.д. Затем их писали на вощенных или берестяных дощечках. Затем тренировались произносить буквы в обратной последовательности, вразброс. Далее читали и писали слоги: буки-аз, веди-аз, глаголь-аз и др. Из слогов складывали слова.

Далее читали и переписывали молитвы, псалтырные тексты. Кроме того, ученики должны были по образцу сделать на основе изучения и осмысления учебных текстов собственную книгу – «изборник»- переплести и проиллюстрировать ее.

К кон. 13 в. школы «учения книжного» приходят в упадок. Одна из причин – священники. Не обремененные обетом безбрачия они передавали знания по наследству, обучали чужих детей на дому, родственников, что не вызывало необходимости поддержания школ.

Крупнейшими образовательными центрами были монастыри. Основатель монастырских центров – Сергий Радонежский (1314-1391). В них учились все желающие овладеть грамотой. Однако большее внимание уделялось послушанию, а не мышлению учеников.

В целом уровень элементарной грамотности на Руси был высок и проник практически во все слои населения.

Христианский преиод. Московское государство.

В кон. 16 в. на Руси появляются первые печатные учебники – азбуки (основоположник книгопечатания И. Федоров; он издал знаменитые буквари, впитавшие опыт учительской работы мастеров грамоты предшествующих веков).

По-прежнему поддерживалась неразрывная связь образования и церкви. По словам известного историка отечественной школы П.Ф. Каптерева, русскому обучению того времени были свойственны 3 черты «продолжительность, многий труд и битье». Физические наказания были необходимостью, т.к. обучение было трудным, однообразным и часто не соответствовало возможностям детей.

Главное внимание уделялось не усвоению научных знаний, а усвоению житейских правил:

1. Учение о спасении души.

2. Наука о гражданском общежитии.

3. Правила ведения домашнего хозяйства.

Повышенный уровень образования был необходим для тех, кто обирался на государственную или церковную службу.

В 16 в. во времена Ивана Грозного террор, крестьянские и городские волнения, разруха приостановили развитие страны.

В 17 в. Московское государство, возрождаясь, стало менять свою политику – стало ориентироваться на западную культуру. Среди высшего сословия стало модным давать детям повышенное образование, прежде всего знания иностранного языка. Во многих знатных семьях появляются учителя-иностранцы.

В кон. 14 в. Юго-Западная Русь, войдя в состав Литовского государства, а затем Польши, столкнулась с враждебной религией – католицизмом. В ответ на это в целях укрепления православной веры и церкви создаются православные братства – Львовское, Виленское, Могилевское, Луцкое и др. Это были одни из первых учебных заведений, имевшие устав, где оговаривались обязанности ректора, учителей, родителей, учащихся.

Наибольшего развития достигла школа Львовского братства. Ее выпускник Петр Могила впоследствии основал Киево-Могилянскую академию. Это был пример смешения средней и высшей школы. Ориентировалась на западноевропейский стандарт. Факультеты философии, богословия, юриспруденции.

Киево-Могилянская академия послужила образцом для открытия в 1687 г. в Москве Славяно-греко-латинской академии (основатель Симеон Полоцкий). Это было первое высшее учебное заведение на Руси. Один из знаменитых ее выпускников – М.В. Ломоносов.

Отечественная педагогика 18 в.

Начало 18 в. связано в истории педагогики со школьными реформами Петра I Великого (1672-1725), которые были подготовлены развитием школы в 17 в.

Упразднив патриаршество и учредив Синод, Петр I подчинил церковь светской власти, государству и его интересам.

Идеал воспитания – светски образованный, обладающий широким взглядом на мир, сохраняющий национальные традиции, готовый на подвиг ради Отечества.

Профессиональная направленность реформирования системы образования – отличительная особенность педагогики 18 в. Экономические и политические преобразования того времени требовали большого числа специально обученных людей, профессионалов своего дела – офицеров, моряков, артиллеристов, инженеров, врачей, ученых, государственных служащих, учителей и др.

Типы школ:

1. Цифирные школы. Государственные образовательные учреждения, доступные широким слоям. Обучении ЕС 10-15 лет с целью подготовки к государственной и военной службе в качестве низшего обслуживающего персонала для работы на заводах, верфях, а также как подготовительный этап для дальнейшего профессионального обучения. Содержание – грамота, арифметика, начальная геометрия.

Были определенные неудобства – удаленность от поселков, строгие условия, наказания, но при этом обязательность обучения в них (военная и гражданская служба дворянина требовала начального обучения, без которого ему не разрешалось даже жениться).

В 1716 г. Петр I разрешил детям дворян обучаться дома или в столичных школах. Вскоре это коснулось и детей купцов. Дети священнослужителей были возвращены Синодом в духовные школы. Поэтому вскоре цифирные школы были закрыты.

2. Гарнизонные и адмиралтейские школы – для детей солдат и матросов по подготовке младшего командного состава армии и флота по обслуживанию кораблей и строительству.

3. Горнозаводские школы. Содержание - основы грамоты, геометрия, артиллерия, горное дело.

4. Хирургическая школа. При военном госпитале в Москве. Содержание – анатомия, хирургия, фармакология, латынь, рисование. Обучение в основном на латыни. Практика в госпитале. «Аптекарский огород» с лекарственными растениями (современный Ботанический сад в Москве).

5. Канцелярские школы – готовили канцелярских служащих.

6. Реформированные духовные учебные заведения. Для детей духовенства. Посещение строго контролировалось. За укрывательство беглецов взимались штрафы. В случае уклонения от учебы детей духовенства было велено отдавать в солдаты.

Архиерейские школы (начального уровня).

7. Учебные заведения для дворян

- Московская инженерная школа (1703)

- Петербургская инженерная школа (1729)

- Петербургская артиллерийская школа

8. Частные школы.

Деятели российского Просвещения – Л.Ф. Магницкий, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев и др.

Л.Ф. Магницкий известен как видный математик, создатель учебника «Арифметика», по которому, в частности, учился М.В. Ломоносов. Титульный лист отображает содержание учебника. Сама арифметика как наука изображена в виде аллегорической женской фигуры со скипетром, державой на троне, к которому ведут ступени лестницы с последовательным перечислением: «счисление, сложение, вычитание, умножение, деление». Трон помещен в «храме наук», своды которого поддерживают 2 группы колонн по 4 в каждой. 1-я группа колонн имеет надписи: «геометрия, стереометрия, астрономия, оптика» и покоится на фундаменте с вопросом: «Арифметика, что дает?», 2-я группа колонн с надписями: «меркатория (навигацкие науки), география, архитектура, фортификация».

К учебнику прилагались таблицы, макеты, модели кораблей, гравюры, чертежи, приборы, рисунки и т.п. Этот учебник положил начало новому поколению учебных книг.

В.Н. Татищев – русский философ. С его именем связано начало профессионального образования в России. По его инициативе была открыта первая профессиональная горнозаводская школа и сеть подобных училищ.

Татищев считал, что для каждого просвещенного человека необходимо познать себя, что возможно только с помощью науки. От незнания, глупости случаются бедствия, народные бунты.

Классификация наук по В.Н. Татищеву:

1. Нужные – домоводство, врачевание, Закон Божий, умение владеть оружием, логика, богословие.

2. Полезные – грамматика, письмо, риторика, иностр. яз., история, генеалогия, география, ботаника, анатомия, физика, химия.

3. «Щегольские» - поэзия, живопись, музыка, танцы, верховая езда.

4. Любопытные – астрология, физиогномика, хиромантия, алхимия.

5. Вредные – гадания, волшебства.

Общее образование должно предшествовать профессиональному и содержать нужные и полезные науки, а также возможно щегольские.

В 1725 г. Петром I была открыта Санкт-Петербургская академия наук с подчиненным университетом и гимназией. Эта гимназия была первой государственной светской общеобразовательной школой, готовящей к карьере ученого. Преподавали в том числе иностранные учителя. Через 30 лет на ее базе будет открыт Московский университете (МГУ).

М.В. Ломоносов (40-60 гг. 18 в.) – ученый-энциклопедист, первый русский академик.

Обманным путем поступил в Славяно-греко-латинскую Академию. За успехи был направлен в Петербургскую Академию наук, учился в Германии.

Ломоносов – сторонник образования, развивающего разум, мышление и совершенствующего нравы. Цель образования – научное образование, направленное на приоритет патриотизма над личными интересами.

Руководил гимназиями при Московском университете (открыт в 1755 г. Екатериной II). Автор многих учебных пособий: «Риторика», «Российская грамматика», первый учебник отечественной истории «Краткий российский летописец с родословием» и др.

Выступал за систематичность упражнений, самостоятельную работу, публичные выступления.

Предложил целостную систему обучения, построенную на «экзерцициях» - упражнениях, выполняемых учащимися в школе и дома:

«Первая школьная экзерциция есть чтение наизусть заданного урока в первый час по входе в школу, прежде приходу учительского».

В начале дня каждый ученик рассказывает упражнение старшему школьнику того же класса, оценивающего его работу в специальной таблице, которую затем смотрит учитель. В результате проверки в сводной таблице напротив каждого дня и имени ученика выставляется оценка в виде определенного обозначения:

- В.И. – все исполнил

- Н.У. – не знал уроку

- Н.Ч.У. – не знал части уроку

- З.У.Н.Т. – знал урок нетвердо

- Н.З. – не подал задачи

- Х.З. – худа задача

- Б.Б. – болен

- Х. – не был в школе

- Ш. – шабаш

Вторая школьная экзерциция – это решение коротких задач или устный перевод небольших предложений из прозы в стихи и наоборот.

Домашние экзерциции задаются трижды в неделю и представляют собой «короткие переводы с российского на латинский, с латинского на российский или предложения с прозы на стихи.

В конце каждого месяца экзерциции проводятся в течение дня «при других классах». Учащиеся выполняют задания, не заглядывая в книгу. Результаты заносятся в общий табель и подаются ректору гимназии. В табеле также отмечаются прилежание и остроумие учеников. По итогам учащиеся разделяются на три группы – лучшие, посредственные и последние.

В гимназии три класса – низший, средний и старший (верхний). Перевод из класса в класс происходил по результатам ежегодных экзаменов. Для гимназистов верхнего класса раз в полгода проводились публичные выступления перед всей академией.

Содержание обучения:

1. Обыкновенные (обязательные для всех) предметы – рессукий язык, латынь, философия, математика.

2. Дополнительные – греческй, немецкий, французский языки.

Виды поощрений:

- «похвальные слова»

- «повышение места перед другими»

- «чтоб им те кланялись в школе, которые то должны делать вместо штрафа».

В своих трудах Ломоносов разрабатывал необходимую педагогическую терминологию, например, использовал понятия «любление к наукам», «изусть твердить», «речение». Ввел в научное употребление такие дидактические понятия, как «гимназия», «класс», «занятия», «лекции», «урок», «обучать», «познание», «учение», «знания».

60-80 гг. 18 в. – время правления Екатерины II. Она была окрылена созданием «новой породы людей» под впечатлением от идей Руссо, Дидро, Гельвеция.

Согласно «Наказу императрицы Екатерины II» каждый человек должен осознавать себя законопослушным гражданином. Следовательно, необходимо правильное воспитание – в «страхе Божьем», понимание функций своего сословия, любовь к Отечеству, правительству. Воспитатель должен быть образцом истинной гражданственности.

Екатерина II издает указ о создании системы закрытых учебных заведений с правильным воспитанием, где обучались прежде всего дворянские дети. Осуществлял эту реформу И.И. Бецкой (внебрачный сын князя И.Ю. Трубецкого).

В закрытые учебные заведения принимали с 5-6 лет и до 18-20 лет. Все это время дети не имели право общаться даже с родственниками. Так воспитывалась «новая порода родителей», которые будут воспитывать своих детей не по старым традициями, а по педагогическим принципам. Однако отсутствие в России специально подготовленных учителей не способствовало их развитию.

Единственно успешной была деятельность Воспитательного общества благородных девиц Смольного института, положившего начало женскому образованию в России. Институт был разделен на 2 части – для дворянских девочек и для девочек мелкопоместных дворян, священников и т.д.

Классы разделялись по возрасту. Внешнее отличие классов – школьная форма: 5-9 лет – коричневое платье, 9-12 лет – голубое платье, 12-15 лет – серое, 15-18 – зеленое. Для балов было белое платье.

Изучали русский и иностр. языки, арифметику, географию, историю, поэзию, музицировали, рисовали, читали назидательные французские романы, воспитывающие добро, сострадание, трудолюбие. Был любительский театр. Осуществлялась подготовка учительниц, гувернанток.

Критик образовательных реформ Екатерины – Н.И. Новиков: «Воспитание должно быть прежде всего семейным, общественным, а не в закрытых учебных заведениях». Также он критиковал обучение и воспитание за границей, «где больше праздности, чем науки».

В 1786 г. стали открываться народные училища. В этом же году из Главного народного училища выделяется учительская семинария, которая явилась первым в России педагогическим образовательным учреждением.

Недостатки позиции Екатерины – попытка механически перенести чуждый России австрийский образец без учета потребностей и возможностей России. Училища с трудом открывались и то большей частью в городах.

Достоинства – централизация образования (система главных и малых народных училищ с едиными учебными планами, классно-урочной формой организации обучения, едиными методиками преподавания, едиными учебниками и т.п.).

Специфика обучения в ХIХ в. в России. Дидактика К. Д. Ушинского

Х/Х в. век ознаменовался вступлением на престол Александра 1, провозгласившего курс на продолжение начавшихся раннее реформ образования.

В это время было образовано Министерство народного просвещения во главе с графом П. В. Завадовским с последующим оформлением устава учебных заведений.

Вся Россия была поделена на 6 образовательных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский, Дерптский. В каждом из них выделялось 4 типа школ, которые были преемственны, т.е. представляли собой иерархию:

1. Приходские училища. Срок – 1 г. Предметы: Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, сельское домоводство;

2. Уездные училища. Срок – 2 г. Предметы: российская грамматика, география, история, геометрия, физика, технологии и др.

3. Гимназии. Срок – 4 г. Предметы: языки, статистика, логика, поэзия, тригонометрия, минералогия, ботаника, зоология, основы коммерции и др.

4. Университет.

Открывались специальные высшие школы: Московское коммерческое училище, Институт путей сообщения и др.

В дворянских усадьбах было модным открывать школы для крестьянских детей.

В целях формирования социальной элиты Александр 1 создает спец. учебное заведение для детей высшего дворянства – «Царскосельский лицей», куда принимались отличнейшие воспитанники дворянского происхождения от 10 до 12 лет, соответствующие требованиям: нравственность, совершенное здоровье, отличные познания. Обучение длилось 6 лет. На начальном курсе изучали языки, Закон Божий, математику, философию, историю, географию, фехтование, плавание и др. На окончательном курсе – изящные искусства и гимнастические упражнения. Первые выпускники лицея Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер.

Внимание к образованию усиливается во времена Николая 1. Он издает указ, согласно которому указанные выше 4 типа школ перестают быть преемственными: приходские училища – для низшего сословия, уездные училища – для купцов, ремесленников, мещан, гимназии и университеты – для дворян и чиновников.

Университеты приобретают больше самостоятельности, открывается много новых университетов: Петербургский технологический институт, Горный институт и др.

В 1864 г. гимназии разделяются на реальные и классические. При каждой – прогимназии (для подготовки в старшие классы гимназии). Обучение длилось 7 лет. Реальные гимназии готовили к поступлению в высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведения.

При гимназиях создаются учебные библиотеки для преподавателей и студентов.

В 1871 г. название «гимназия» остается только за классическими гимназиями, которые готовили к поступлению в ВУЗы общего плана. Реальные гимназии превращаются в реальные училища. В них также обучались 7 лет + 8–й год был дополнительным с 3 отделениями: механико-техническим, химико-техническим и общеобразовательным.

Расширяется сеть педагогических учебных заведений. К. Д. Ушинский разрабатывает проект земской учительской семинарии. Самая известная – Санкт-Петербургская земская учительская школа, в которой помимо общих предметов преподавали методику начального обучения, педагогику. Студенты практиковались в специальных опытных школах при учительских семинариях.

Дидактика К. Д. Ушинского.

Кон. Х/Х в. в истории педагогики в России неразрывно связан с именем К. Д. Ушинского. Он считается основоположником отечественной научной педагогики.

Ушинский пытался определить, что же считать предметом и целью воспитания и какова может быть модель образования, т.е. пытался определить основную идею образования. Ответ можно найти в его капитальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

По Ушинскому цель воспитания – духовное развитие человека с опорой на национальные культурные традиции.

Основные принципы воспитания:

- народность;

- наука;

- христианская духовность.

По мнению Ушинского, русский народ своими лучшими чертами обязан православию, поэтому обязательно должна быть органическая связь педагогики и религии.

Ушинский выступал за комплексное изучение и использование в обучении особенностей детей, особенно это касалось познавательной сферы, эмоций, воли. Он мечтал о том, чтобы при каждом университете был педагогический факультет, где и происходило бы изучение ребенка во всех его проявлениях.

Ушинский разработал лучшую на то время методику начального обучения, издал ряд учебных пособий.

Главной формой организации обучения Ушинский считал урок, основа которого – класс с постоянным составом учащихся, твердым расписанием занятий, с сочетанием фронтальных форм работы с индивидуальными при ведущей роли учителя в ходе урока.

Ушинский выступал за гуманизм в отношении ребенка, за отсутствие телесных наказаний, унижающих личность. Наиболее приемлемыми дисциплинирующими средствами он считал предупреждение, замечание, низкую отметку по поведению. Стимуляция активности – соревнование, сравнение, поощрение. «Дети ненавидят учителей, от которых не дождешься одобрения».

Большую роль Ушинский отводил месту учителя. Учитель – это прежде всего воспитатель, поэтому он должен всегда стараться показывать именно хорошие примеры поведения и мысли.

Дидактические принципы К. Д. Ушинского:

Учет возрастных и психологических особенностей ребенка;

Посильность и последовательность обучения;

Наглядность обучения;

Переход от конкретного к абстрактному, от представлений к мысли;

Обучение должно развивать умственные силы и способности учеников;

Обучение должно давать знания, которые пригодятся и будут полезны в жизни.

«В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая все дело в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность».

Отечественная педагогика кон. 19 – нач. 20 вв.

Характерные особенности:

1) Новые типы школ по частной или общественной инициативе.

2) Мощное общественное движение за реформирование школы (несмотря на сдерживающее влияние условий военного времени и консервативных сил).

3) Развитие наук о человеке, что стимулировало интерес к изучению личности ребенка в целом и обращало внимание на учет индивидуальных особенностей в обучении.

Типы школ:

1. Начальная школа.

а. Сельские одноклассные (3 года обучения, Закон Божий, славянская грамота, русский язык, письмо, счет), двуклассные (5 лет обучения, те же предметы + история, география, естествознание, церковное пение, черчение) народные училища.

б. Городские училища, обеспечивающие всем сословиям начальное умственное и религиозно-нравственное воспитание.

в. Одноклассные и двуклассные церковно-приходские школы.

г. Школы различных ведомств (МВД, ж/д, частные, казачьи и др.)

В 1912 г. все городские училища были преобразованы в высшие начальные училища с 4-х летним обучением. В учебный план вошли алгебра, геометрия, физика. Обязательными были пение и гимнастика. При поступлении отсюда в среднюю школу необходимо было только досдать древние и современные языки.

2. Средняя школа.

1. Классическая гимназия.

2. Реальные училища.

3. Духовные семинарии.

4. Епархиальные училища.

5. Военные учебные заведения.

6. Кадетские корпуса (дворянские учебные заведения для подготовки офицеров). Наряду с военной подготовкой содержание образования было настолько расширено (основные предметы + космография, физика, эстетические предметы), что из-за перегрузки уровень качества обучения снизился и корпуса сократили.

7. Женские гимназии.

8. Институты благородных девиц.

9. Коммерческие училища.

10. Частные школы.

11. Сельские гимназии.

12. «Новые школы» (принципы совместного обучения, трудового воспитания и самоуправления).

Центральное место занимали классические гимназии, воспитывающие социальную элиту. Около 65% учебного времени отводилось на языки, 10% на Закон Божий и математику, остальное – на естествознание, географию, историю, рисование.

Общественно-педагогическое движение включало несколько направлений, отражающих различные политические силы и предлагающие свои модели народного образования. Основные вопросы:

1. Необходимость всеобщего начального обучения.

2. Содержание начальной школы – большинство выступало против ее профессионализации, т.к. считалось, что тогда из детей получаться элементарные работники, не способные вести образование вперед, совершенствовать свою деятельность в соответствии с требованиями времени.

3. Женское образование. Расширяется сеть женских гимназий, женских воскресных школ, женских средних специальных учебных заведений. Однако это больше была частная инициатива, а не государственная.

4. Материальное, юридическое и общественное положение учителей.

Что касается реформ образования, то, в частности, И.А. Аноповым был предложен проект трудовой школы. Это должна быть 8-летняя школа реальная общеобразовательная с обязательной прикладной математикой (механикой + строительным искусством) и ручным трудом, который не только формирует умения и навыки, но и способствует лучшему закреплению знаний. Все предметы в ней в целом делятся на научные, практические занятия в учебных мастерских и лабораториях, ручной труд (1-3 кл.) и искусства.

1-я мировая война потребовала новых изменений в подготовке молодежи. Министр просвещения граф П.И. Игнатьев предложил проект «Положения о гимназиях». Гимназии должны давать общее образование, а не только готовить к университету. Студент после гимназии может либо продолжить обучение или же начать работать. Гимназия, таким образом, разделилась на 2 ступени, равные для юношей и для девушек.

1. 3 года обучения, разные науки.

2. 4 года обучения, 4 направления:

- гуманитарно-классическое

- новогуманитарное

- реальное с естественными науками

- реальное с математическими науками.

Методы обучения – приоритет наглядных и практических методов.

Формы обучения – практическая работа (знания иностранных языков можно было закреплять в работе над театральными постановками – названия костюмов, декораций, писать афиши, оформлять билеты – географии – диаграммы, графики, картограммы и т.д.).

В кон 19 в. С.Т. Шацкий, Л.У. Зеленко предприняли попытку создать школу для беднейшего населения Марьиной рощи в Москве. В 1905 г. они организовали загородную летнюю колонию для приютских детей. В 1906 г. создали общество «Сетлемент». Смысл – создать детское сообщество в процессе совместного производительного труда.

Таким образом, «трудовой принцип» и «трудовые активные методы» стали отличительной чертой многих опытных школ.

В начале 20 в. Возросла активность социал-демократов. Так, в образовании их идеи распространял Г.В. Плеханов. Народное образование с этой точки зрения понималось как бесплатное, всеобщее, светское, с обязательной материальной поддержкой детей из необеспеченных семей, снабжением их бесплатным питанием, одеждой и учебными пособиями. Плеханов ратовал за образование как за условие роста самосознания народа, с целью возникновения стремления изменить свое социальное положение.

Программа РСДРП (1903 г.) включает также требования запретить использовать на предприятиях детей до 16 лет, сократить для подростков рабочий день до 6 часов, открыть при заводах детские ясли и сады.

Можно сказать, что социал-демократы использовали образование как средство в борьбе за власть.

Отличительная черта образования в это время – гуманизм и демократизм, отрицательное отношение к сословности. Концепции свободного воспитания К.Н. Вентцеля, С.Т. Шацкого утверждают принцип самоценности детства, его определяющую роль в жизни человека, принцип своеобразия и учета возрастных особенностей детей, важности позитивной атмосферы, игры, творчества. Обучение без отметок, свобода выбора деятельности и т.д.

В этот период бурно развиваются науки о человеке. Активно внедряется психологический эксперимент. Первоначально активно исследовались психические процессы, позже деятельность человека в целом. Исследования А.П. Нечаева, А.Ф. Лазурского, В.М. Бехтерева. Бехтерев основал на частных пожертвованиях Психоневрологический институт, где изучались нервная система и психическая деятельность, комплексно исследовался процесс развития человека. По мнению Бехтерева, решающую роль в развитии играет воспитание.

Отечественная педагогика после революции 1917 г.

После революции 1917 г. большевики основательно взялись за народное образование. Советские учителя должны были участвовать в распространении партийной литературы, пропаганде политической линии большевиков.

Сформированный ранее учительский Союз (ВУС) запротестовал, обосновывая тем, что в рабстве перед незаконной властью они могут воспитывать только рабов, из-за чего ВУС запретили.

В 1918 г. был создан Народный Комиссариат просвещения. Он утверждал, что дети – будущее Отечества и от того, какие идеалы они усвоят, будет зависеть судьба революции. Поэтому школа должна воспитывать человека нового типа. В связи с этим большое внимание уделялось подготовке «идейных» учителей.

Наркомпрос провозгласил идею построения Единой Трудовой школы, которая должна была прийти на смену всему тому разнообразию, что было ранее.

Единая школа должна была быть обращена к 3-м аспектам – труду, природе, обществу. При этом природа воспринималась как объект труда, а общество – его следствие.

Наряду с науками важную роль здесь играли физические упражнения, т.к. советская личность должна быть здоровой. Процесс обучения длился круглый год. Зимой дети учились, посещали фабрики, а летом – участвовали в производительном труде в городе или деревне.

В школе поощрялись самостоятельные творческие задания, сочинения, рефераты, конкурсы н лучшую работу, самостоятельные опыты в лабораториях, подготовка вечеров, утренников и т.п.

Обучение занимало 3 периода: 6-8 лет, 8-13 лет, 14-17 лет.

Критика Единой трудовой школы – всякое навязывание идеологии уродует человека, а не развивает духовно. Демократизация образования должна идти с учетом данных российской и мировой науки, искусства, педагогических достижений.

В 1919 г. на базе 2-й ступени, т.е. с 13 лет дети могли выбирать – продолжать ли им обучение на 3-ей ступени или же идти в профессиональные школы. После 3-ей ступени была возможность поступить в институт (обучение 4-5 лет), после профессиональной школы – в техникум (обучение 3 года).

С 1927 г. на 3-ей ступени приняты обязательные учебные программы:

- общественный цикл предметов (для формирования фундамента материалистического мировоззрения)

- естественнонаучный цикл предметов (цель – подготовка работников производства)

К 30-м гг. оформлена система школ:

1. Начальная – 4 года.

2. Неполная средняя – 4+3=7 лет.

3. Полная средняя – 4+3+3=10 лет.

Содержание было пронизано марксистской идеологией. Наиболее распространена была концепция функционального материализма, что выражалось в введении комплексных учебных программ (а не по отдельным предметам). Т.е. содержание предметов объединялось вокруг какой-то комплексной темы, например, «Наш город», «Наша деревня», «Праздник 1 Мая». В основном это осуществлялось на 2-й ступени. На 3-ей ступени частично внедрялись предметные программы обучения.

Вводится оценивание по четвертям и по предметам, экзамены в конце года, 5-ти балльная система оценивания. Появляются постоянные учебники с определенным содержанием. Например, по истории, в которых возвеличивалась роли отдельных личностей – Ивана Грозного, Петра 1, Сталина.

С 1940 по 1956 г. – вводится плата за обучение в старших классах и техникумах.

Политехническое образование сопровождается введением в 1927 г. труда как учебного предмета. В школе на 2-й ступени дети учились работать с бумагой, тканью, глиной, металлом. 3-я ступень включала работу в мастерских, обработку дерева, металлов и изготовление предметов.

Наиболее яркие личности в педагогике того времени – С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.С. Макаренко.

А.С. Макаренко (1888 – 1939).

Один из выдающихся отечественных педагогов. Разработал теорию воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются нормы, отношения, стиль жизни. Всю свою научную деятельность связывал с воспитательной практикой (работал в колониях для малолетних преступников им. М. Горького и им. Ф.Э. Дзержинского, преобразовывая их в коммуны). Этот педагогический опыт он изложил в литературных произведениях «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях». Эти произведения были как манифест нового воспитания, в центре которого находился коллектив, создающий благоприятные условия для развития личности. Сама идея воспитания в коллективе и с помощью коллектива для формирования человека-конформиста была доминирующей в советский период (с1920-х по 1980-е гг.).

А.С. Макаренко видел задачу школы в том, чтобы она из своих стен выпускала энергичных, целеустремленных людей, оценивающих любой свой поступок прежде всего с точки зрения интересов общества. Поэтому все воспитание было на службе перевода целей коллектива в цели отдельной личности.

С точки зрения Макаренко, коллектив – это свободная группа трудящихся, объединенных единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности.

Коллектив – это социальный организм в здоровом человеческом обществе.

Коллектив необходим для максимальной гармонизации интересов личности и общества.

Принцип суверенитета коллектива – ведущий, т.е. коллектив имеет право требовать от отдельной личности, пока она состоит в нем, беспрекословного подчинения.

Макаренко разработал принципы организации и деятельности коллектива:

1. Наличие общеколлективных целей.

2. Постоянное движение навстречу новым радостным перспективам.

3. Связь с другими коллективами и со всей страной.

4. Прямое влияние коллектива на все стороны жизни учащихся – общественно-политическую, трудовую, культмассовую, бытовую.

5. Единство управления и самоуправления.

6. Ведущая роль старших учеников, комсомольцев и пионеров в особенности.

7. Использование игры.

8. Создание и накопление традиций, обычаев, норм, ценностей, что определяет стиль и тон отношений.

9. Бодрый, оптимистический, «мажорный» тон жизнеде



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: