Авторские школы в современной отечественной педагогике.
Условно их можно разделить на группы:
1. Личностно-ориентированные. Не с предметом к детям, а с детьми к предмету. Формирование общечеловеческих качеств.
2. Природосообразные. Ориентация на склонности, внутреннюю сущность ребенка.
3. Культуросообразные. Обучение в контексте определенной национальной или общей мировой культуры (например, курсы «Антропология», естествознание с основами экологии).
4. Креативные. С основами проблемного обучения.
5. Интенсивные. Ускорение и опережение процесса обучения.
Природосообразная система («Школа свободного развития» А.В. Хуторского).
Заповеди учителя:
1. Прими все то, что есть в ребенке. Исключение – неприятие того, что угрожает его здоровью и здоровью других. Если ребенок кричит и бегает по коридору – это в первую очередь проявление его внутренней энергии, а уже во вторую очередь нарушение дисциплины.
2. Сопроводи его позитивную самореализацию.
3. Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Всегда учись сам. Т.е. необходимо показать пример – рисуют ученики - рисуй сам, сочиняют сказку, сочиняй и ты.
4. Не задавай детям вопросы, на которые знаешь ответы. Ищи истину вместе, отсюда – совместная радость открытия.
5. Находи и искренне восхищайся всем красивым (в природе, искусстве, поступках). Дети откроют источник красивого.
6. Ничего не делай просто так. Любую ситуацию принимай как образовательно-воспитательную помоги учащемуся осознать и сделать выводы.
7. Осознанное наблюдение за ребенком. Открытие его внутренней сущности.
Актуальные проблемы и направления работы современной педагогики.
1. Демократизация образования. Обеспечение гарантии права на образование.
2. Гуманизация образования. Сотрудничество с учащимися, поощрение инициативы, творчества, развитие интересов и способностей, создание благоприятного психологического климата.
3. Интернациональное воспитание. Воспитание толерантного отношения к другим расам, нациям, религиям. Концепция воспитания жителей Земли как общего дома человечества.
4. Политическое (гражданское) воспитание. Внедрение в школьную программу общественно-политических дисциплин.
5. Воспитание нравственности. Борьба с преступностью, алкоголизмом, наркоманией, пессимизмом и т.д. среди молодежи.
6. Сотрудничество школы с церковью (в Англии и Германии богословие включено в образовательный стандарт).
7. Школа как приоритетный объект финансирования.
8. Тенденции развития педагогического образования:
- ориентация на высшее образование как условие приобретения профессии учителя.
- усложнение и усиление психолого-педагогической подготовки.
- разнообразие специализаций
- совершенствование системы повышения квалификации педагогических кадров
- одновременная подготовка в различных учебных заведениях.
7. Программы работы с одаренными детьми. По подсчетам ученых от3 до 8% представителей каждой возрастной группы обладает повышенными способностями.
8. Программы компенсирующего обучения. Обучение детей-инвалидов и умственно отсталых.
9. Развитие системы школьного самоуправления.
10. Создание системы экспериментальных школ. В Париже находится штаб-квартира Европейской федерации экспериментальных школ.
11. Активное использование возможностей технических средств обучения (ТСО) и компьютерных обучающих программ.
12. Поддержание системы учебного телевидения.
13. Создание формальных детских и молодежных организаций (например, скауты, главная задача которых – деятельность во имя общественного блага).
Модели современного образования.
1. Традиционная модель (Ж. Мажо, Л. Кро, Ч.Е. Финн). Главное – передача культурных ценностей прошлого. Систематическое академическое образование.
2. Рационалистическая модель (П. Блум, Б. Скиннер). Главное – прочно усвоить знания и практически адаптироваться к обществу через овладение специальными ЗУН.
3. Феноменологическая модель. (А. Маслоу). Главное – индивидуальный подход и самоактуализация личности.
Направления современной педагогики.
1. Социологизаторское направление (США, Франция, Япония) – ведущая роль социума в воспитании личности. Среда корректирует наследственность, при этом школа – ведущий социальный фактор. Необходимо тесное сотрудничество школы, семьи, общества.
2. (Био)психологическое направление (сторонники экзистенциальной и гуманистической педагогики). Личность – это биологическое существо с природной рефлексией, позволяющей адаптироваться к среде. По К. Роджерсу, человек добр, а злым делают его особенности воспитания и среда в целом. Следовательно, задача образования заключается не в коррекции наследственности, а создании условий для развития природных задатков, способностей учащихся.