ЗАПОЛНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ.
Когда мы тратим время на планирование,
его становится больше.
Б. Франклин
В условиях интенсификации и оптимизации деятельности современного воспитателя детского сада важно научиться ее планировать, т. е. составлять план работы, который не только будет способствовать организации учебно-воспитательного процесса, решению намеченных задач, но и сделает работу педагога более осмысленной и результативной. Составление технологической карты как формы планирования педагогической деятельности поможет объединить многие функции воспитателя и сэкономит его время.
На основе анализа итогов деятельности (количественных и качественных характеристик, причин сбоев в работе) выбираются пути решения проблем, проектируется дальнейшая работа. Таким образом, технологическая карта – это вид методической продукции, обеспечивающей эффективную и качественную деятельность педагога.
В технологической карте описывается процесс деятельности, а также все операции деятельности и ее составляющие.
В технологической карте может быть четко отражено взаимодействие воспитателя и детей во время НОД, планирование деятельности на каждом этапе.
При планировании НОД воспитатель определяет все виды деятельности детей в целом и отдельных его этапах. Составляя карту, воспитатель формулирует проблемные вопросы для воспитанников, направленные на достижение результата. Современную НОД необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы воспитателя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития детей.
Отличительной чертой технологической карты планирования работы воспитателя является ее сочетание с темой, на основе которой реализуются задачи образовательных областей.
При работе с картой воспитатель может наглядно видеть свои задачи, устранить эффект неопределенности, а значит, будет ощущать уверенность при выполнении своих действий. Педагог, умеющий рационально планировать свою деятельность путем составления технологической карты, научится ее систематизировать.
Если при планировании воспитатель придерживается традиционной схемы «начало – ход образовательной деятельности – окончание», то можно сделать вывод о том, что у него не сформирована такая важная компетенция, как целеполагание – практическое осмысление своей деятельности с точки зрения постановки целей и их достижения рациональными средствами. Современный педагог должен четко представлять цель и результат образовательной деятельности, в т.ч. каждого ее этапа.
СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫПРЕДСТАВЛЯЕТ СЛЕДУЮЩЕЕ
Технологическая карта организованной учебной деятельности
в средней группе для детей от 4 до 5 лет.
Число, месяц,год проведения: «___»_____20___ г.
Образовательная область:
Раздел организованной учебной деятельности:
Тема:
Цель:
Образовательная задача:
Развивающая задача:
Воспитательная задача:
Методы-приемы:
Используемый материал:
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Деятельность детей | Планируемые результаты |
Мотивационно-побудительный | |||
Организационно-поисковый | |||
Рефлексивно-корригирующий |
ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫНЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ:
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Действия детей |
Мотивационно- побудительный | 1.Психолого-педагогический настрой детей на деятельность; 2.Создание ситуации «хочу»; 3. Сообщение старшим детям темы, цели занятия; 4.Выявление детского опыта по теме; 5.Определение значимости новой информации; 6.Объединение новой информации с опытом детей; | 1.Выполнение упражнений; 2.Психолого-педагогический настрой; 3.Восприятие информации; 4.Осознание нужности информации; 5.Запоминание информации 6.Закрепление умений. |
Организационно -поисковый | 1.Сообщение, закрепление, обобщение новой информации; 2.Создание ситуации поиска новой информации; 3.Организация опытно-поисковой деятельности; 4.Закрепление информации; 5.Групповая, индивидуальная работа; 6.Самостоятельная деятельность | 1.Усвоение информации 2.Поиск информации 3.Опытно-поисковая деятельность 4.Осознание полученной информации 5.Выполнение индивидуальной групповой работы 6.Самостоятоятельная деятельность |
Рефлексивно - корригирующий | 1.Обобщение новых знаний; 2.Анализ индивидуальной, групповой работы 3.Выводы об усвоении знаний, навыков. 4.Планирование дальнейшей деятельности | 1.Осознание того, что получили 2.Анализ собственной деятельности 3.Определение темы, чем хотят заниматься. |
Ожидаемый результат:
Знать:
о теме, новые слова, правила, понимать, проявлять
Иметь:
навыки самостоятельно и в группе выполнять, знания о теме, проявлять интерес, овладевать, соблюдать правила
Уметь: использовать в самостоятельной деятельности, воспроизводить, демонстрировать, экспериментировать, выбирать, эмоционально откликаться
ВАРИАНТЫФОРМУЛИРОВКИ