Закон о занятости населения




ВОПРОС

ТП, как отрасль права - это совокупность юр.норм, регулирующих труд. и тесно с ним связанные отношения. ТП является самостоятельной отраслью Права: 1) она не является частью иной отрасли права, имеет свой предмет и метод правового.регулирования.2) ни одна отрасль права, кроме конституции не имеет на дней приоритетов. 3) нормы ТП в ходе регулирования общ-х отношений, входящих в предмет, не нуждается в доп. применении норм любой др. отрасли Права.

ВОПРОС

 

Трудовые отношения -отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Трудовые отношения носят волевой характер, характеризуются личным выполнением работником определенной функции, носят возмездный характер, носят длящийся характер, оно не прекращается исполнением какого-либо обязательства работника, выполнением определенного круга или объема работ, является сложным, т.к включает целый ряд прав и корреспондирующих им обязанностей сторон: по рабочему времени, времени отдыха, оплате труда, дисциплинарной ответственности.

1. между работником и работодателем на основании трудового договора

2. на основании трудового договора в результате:

o избрания (выборов) на должность

o избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;

o назначения на должность или утверждения в должности;

o направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты;

o судебного решения о заключении трудового договора;

o фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен.

Отношения непосредственно связанные с трудовыми:

1. Трудовое законодательство регулирует отношения по организации труда и управлению трудом. Традиционно эти отношения рассматривались как отношения, сопутствующие трудовому правоотношению. Они возникают по поводу осуществления управленческой и правоприменительной деятельности работодателя, а также по поводу принятия локальных нормативных актов.

2. Отношения по трудоустройству у данного работодателя предшествуют трудовому отношению. Они возникают между лицом, направленным органом государственной службы занятости, и работодателем, который обязан рассмотреть вопрос о заключении трудового договора и сообщить о своем решении безработному (лицу, нуждающемуся в трудоустройстве) и соответствующему органу службы занятости.

Законодатель подчеркивает, что не все отношения по трудоустройству относятся к предмету регулирования трудового законодательства. В частности, отношения между органом государственной службы занятости и обратившимся с просьбой о трудоустройстве гражданином регулируются административным законодательством.

3. Отношения по социальному партнерству, или (по терминологии Международной организации труда) коллективные трудовые отношения, включают отношения между работодателем (работодателями, представителями работодателей) и представительными организациями (органами) работников по ведению коллективных переговоров и заключению коллективных договоров, соглашений, по участию представителей работников в управлении организацией, по проведению консультаций, по формированию и деятельности органов социального партнерства (комиссий, комитетов и т.п.), по управлению социальными внебюджетными фондами и т.п. (см. комментарии к ст. 23 - 53 Кодекса). Такие отношения могут возникать на различных уровнях - локальном, отраслевом, региональном и т.д. Они сопутствуют трудовым отношениям.

4. Отношения по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства, строго говоря, также относятся к группе отношений по социальному партнерству. Они характеризуют сотрудничество работодателя (работодателей) и профсоюзов в сфере установления и применения норм трудового права. Однако законодатель счел необходимым выделить их, подчеркивая тем самым особое значение взаимодействия сторон в указанной сфере.

5. Отношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства возникают между органами надзора и контроля (в т.ч. профессиональными союзами) и работодателями в процессе осуществления надзорно - контрольной деятельности компетентных государственных и общественных органов (см. комментарии к ст. 353 - 370 Кодекса). Отношения по разрешению индивидуального трудового спора могут предшествовать, сопутствовать или следовать за трудовыми отношениями в зависимости от того, по какому поводу возникли разногласия. Отношения по разрешению коллективного трудового спора смогут только сопутствовать трудовым отношениям.

Трудовым правом называется одна из важнейших отраслей российского права, регулирующая при активном участии ее субъектов трудовые отношения работников с работодателями и другие непосредственно с ними связанные, производные от трудовых отношения (т. е. все отношения по труду на производстве) и устанавливающая права и обязанности субъектов трудового права и ответственность за их нарушение, сочетая интересы субъектов трудового права и всего общества, государства.

 

5. ВОПРОС
Метод-это комплекс способов правового регулирования труда: 1) сочетание императивного и диспозитивных способов правового регулирования. За счет договоров могут начинаться,прекращатсься, изменяться правоотношения. На условие трудового договора влияет решение работников,сотрудников по опред-м причинам или основаниям

2)рекомендательные, мягкое регулирование, путем указания на поведение субъектов, бывает: центральный, локальный. 3) участие профсоюзов и иных представительных органов работников. Формы участия: а)учет мнений представит-го органа. б) проведение консультаций. в)получение информаций обсуждаемые с работодателем 4) своеобразие способов защиты трудовых прав работников и работодателей. 5) единство и дефференциация правового регулирования, выражается в общих констит. принципах. Общая норма-распространяется на всех, отражает спец. нормы, которые распространены. на отдельные категории граждан.

 

6. ВОПРОС

Функции трудового права – основные направления воздействия его норм на поведение (сознание, волю) людей в процессе труда для достижения целей и задач трудового законодательства.

 

Среди функций трудового права можно отметить следующие:

1. Социальная функция, которая отражается в нормах права относящихся к содействию занятости, реализации права на труд и провозглашении его свободы, обеспечении безопасности условий труда, оплате труда, установлении времени отдыха и ограничении рабочего времени и др.

2. Воспитательная функция проявляется в правовых нормах, посвященных поощрениям, стимулированию труда, дисциплинарной и материальной ответственности сторон трудовых отношений.

3. Хозяйственно-производственная функция прослеживается в нормах трудового права по рациональному использованию трудовых ресурсов, обеспечению производительной работы и выпуска качественной продукции, определяющих производственную дисциплину. Свое конкретное проявление эта функция находит в институтах трудового договора, рабочего времени, оплаты и дисциплины труда.

4. Функция развития производственной демократии проявляется в нормах трудового права относящихся к участию работников в управлении организацией, к правам и гарантиям деятельности профсоюзов, в юридических дополнительных гарантиях права на труд для представителей (работников, профсоюзов, коллективов работников).

5. Защитная функция отражается в установлении нормальных условий труда, в надзоре и контроле за соблюдением трудового законодательства, правил охраны труда, в порядке разрешения трудовых споров. Действие данной функции проявляется на всех стадиях трудовых отношений и их правового регулирования, поэтому она отражается в нормах большинства институтов трудового права.
Также профессор Гусов отмечает: 1) Регулятивная функция трудового права – это обусловленное его социальным назначением направление правового воздействия на общественные отношения, которое выражается в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на его субъектов. 2)Охранительная функция трудового права обусловлена необходимостью охраны общественных отношений, образующих предмет данной самостоятельной отрасли права. Охраняя эти отношения, трудовое право пресекает, запрещает действия, которые препятствуют их нормальному возникновению и функционированию, предусматривая за их совершение юридическую ответственность. Основное назначение охранительной функции связано с ее превентивной ролью – предотвращением нарушений норм трудового права. Эффективность охранительной функции тем выше, чем больше субъектов права подчинились предписанию норм права, выполнили требование запрета.

 

ВОПРОС

Система ТП-это совокупность юр.норм, образующее единое предметное целое (отрасль ТП) с разбивкой на отдельные относительные самостоятельные структурные образования институты, а также на иные общности норм имеющие дробные подинституты. Делится на 2 части: Общая. и Особенная. Общая часть. Включает нормы, составляющие предмет,метод,задачи ТП, нормы-принципы, нормы определяющие правовой статус работников и работодателей, как субъектов, разграничении компетенции РФ и её Системы МСУ, т.е. нормы общего характера. Особенная часть – правовые нормы регулирующие элементы трудовых отношений,института трудового договора, охрана труда, оплата/отдых, нормы регулирующее отношения непосредственно связанные с трудовыми институтами

 

 

ВОПРОС

Предмет трудого права – трудовые отношения
Трудовые.отношения-это отношения м/у работником и работодателем, основанное на соглашении о личном выполнении работником за плату трудовых функций, подчинения правового внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренное трудовым.законодательством, коллективным договором, соглашениями и трудовым договором.
Метод -это комплекс способов правового регулирования труда: 1) сочетание императивного и диспозитивных способов правового регулирования. За счет договоров могут начинаться,прекращатсься, изменяться правоотношения. На условие трудового договора влияет решение работников,сотрудников по опред-м причинам или основаниям

2)рекомендательные, мягкое регулирование, путем указания на поведение субъектов, бывает: центральный, локальный. 3) участие профсоюзов и иных представительных органов работников. Формы участия: а)учет мнений представит-го органа. б) проведение консультаций. в)получение информаций обсуждаемые с работодателем 4) своеобразие способов защиты трудовых прав работников и работодателей. 5) единство и дефференциация правового регулирования, выражается в общих констит. принципах. Общая норма-распространяется на всех, отражает спец. нормы, которые распространены. на отдельные категории граждан.
Систему науки трудового права нельзя отождествлять с системой отрасли и системой законодательства. Первая тоже представляет собой научно обоснованную классификацию, но не только правовых норм, но и соответствующих воззрений, научных взглядов, суждений и выводов по проблемам правового регулирования трудовых и тесно связанных с ними отношений (система науки трудового права). Система науки строится так же, как и система отрасли и система трудового законодательства, однако она шире, чем они, ибо содержит соответствующие научные концепции, взгляды, присущие и предмету, и соответственно системе науки
трудового права как учебная дисциплина - представляет собой совокупность наиболее общих знаний, теорий и идей о правовом регулировании трудовых и смежных с ними отношений.

 

 

9. ВОПРОС
Тенденции — это основные направления формирования и развития правовых норм данной отрасли или её отдельных институтов. Отражая уровень общественного развития, тип демократии, достижения юридической науки и практики, тенденции показывают направления изменений в трудовом законодательстве, что позволяет совершенствовать его и практику применения норм трудового права.
анализ позволяет выделить следующие основные тенденции развития российского трудового права: а) меры по содействию занятости,что получило закрепление в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» б) Демократизация трудового законодательства.Это касается механизма установления, изменения и прекращения трудовых отношений, разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров и иных вопросов труда. Эта тенденция появилась уже в первом КЗоТ 1918 года. в) Расширение сферы действия трудового законодательства. г) Углубление и расширение дифференциации правового ре­гулирования труда. д) Усиление правовой защищенности работников - —расширение коллективно-договорного и индивидуально-договорного регулирования труда, установление в централизованном законодательном порядке уровня гарантий. е) Развитие правового регулирования социально-партнерских отношенийна более высоком, чем организация, уровне, что раньше было пробелом в трудовом законодательстве.

 

10 вопрос. Конституция РФ является специфическим источником трудового права. Она провозглашает базовые права человека в сфере труда, которые составляют основу соответствующих институтов трудового права.

 

К их числу относятся: право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30);

 

право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;

 

право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

 

право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

 

право на защиту от безработицы; право на отдых (ст. 37).

 

Кроме перечисленных прав, ст. 37 Конституции РФ признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

 

Положения ст. 37 выступают в качестве исходных начал правового регулирования трудовых отношений. Законодательство о труде направлено на развитие этих начал и создание системы гарантий трудовых прав работника.

 

Среди положений ст. 37 необходимо выделить провозглашение свободы труда и запрещение принудительного труда. Свобода труда выступает в качестве межотраслевого принципа правового регулирования общественных отношений, связанных с применением труда.

Помимо закрепления основных трудовых прав и принципов трудового права нормы Конституции РФ имеют значение для построения системы источников трудового права. Так, ст. 15 Конституции РФ включает в правовую систему страны общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

 

Для трудового права это положение очень важно, поскольку значительная часть прав человека — это трудовые права, такие как право на труд, право на отдых, на объединение и т.д. Эти права и механизм их реализации нашли отражение как в международных пактах, декларациях, так и в многосторонних международных договорах — конвенциях Международной организации труда. Признание их непосредственно действующими на территории РФ — свидетельство интеграции России в международное сообщество и доказательство ее приверженности общегуманистическим идеалам.

 

Конституция РФ (ст. 72) относит трудовое законодательство к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Это обстоятельство оказывает существенное влияние на построение системы источников трудового права. Последняя состоит из блока федеральных нормативных актов и нормативных правовых актов субъектов РФ.

В ч. 3 ст. 41 Конституции РФ представителям работодателя запрещено скрывать факты и обстоятельства, создающие угрозу для жизни и здоровья людей. Невыполнение представителями работодателя данного запрета является основанием для прекращения работниками работы, создающей угрозу для жизни и здоровья, а также для предъявления требований о возмещении причиненных работодателями убытков и компенсации морального вреда.

 

В ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждому предоставлено право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В связи с чем следует признать, что данный в ст. 379 ТК РФ перечень форм защиты работниками трудовых прав и свобод не является исчерпывающим. С целью самозащиты трудовых прав и законных интересов работники могут использовать любые не запрещенные законом способы.

 

В ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется право на судебную защиту, в том числе и прав в сфере труда

 

11 вопрос

Трудовой кодекс РФ, введенный в действие с 01.02.2002 и измененный Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ, является базовым актом отрасли и в соответствии с ч. 2 ст. 5 ТК имеет приоритетное значение по сравнению с другими федеральными законами.

 

Наряду с Трудовым кодексом в сфере трудового права действуют другие федеральные законы. В их числе надо назвать:

Закон о занятости населения

 

Федеральный закон от 01.05.99 № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»

Нормы трудового права содержатся и в других федеральных законах. Так, Закон о профсоюзах предусматривает права профсоюзов по представлению и защите интересов работников на коллективных переговорах, при разрешении коллективного трудового спора, при осуществлении локального регулирования и правоприменения. Ряд федеральных законов предусматривает особенности правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников. Например, Закон РФ от 19.02.93 № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»

 

Закон о социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием предусматривает особые условия труда для работников, непосредственно занятых на работах, связанных с детоксикацией, техническим обслуживанием, уничтожением химического оружия. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет условия привлечения к работе на территории РФ иностранных граждан.

Для трудового права имеют значение некоторые федеральные конституционные законы. Например, Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» среди мер и временных ограничений, применяемых при введении чрезвычайного положения, предусматривает запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций (ст. 11).

 

ТАКЖЕ важнейшим федеральным законам о труде относятся:

1. Закон о регулировании отношений труда и менеджмента 1947 г. (Закон Тафта—Хартли);

2. Закон о предоставлении отчетов и сведений о трудовых отношениях 1959 г. (Закон Лэндрама—Гриффина);

3. Закон против судебных приказов, касающихся профсоюзов, 1932 г. (Закон Норриса—Ла Гардиа); Закон о справедливых условиях труда 1938 г. (Закон Блэка—Коннэри);

4. Закон о труде на железнодорожном транспорте 1926 г.;

5. Закон о равной оплате труда мужчин и женщин 1963 г.;

6. Закон о гражданских правах 1964 г. в редакции 1991 г. (титул 7);

7. Закон о запрете дискриминации в трудовых отношениях по возрасту 1967 г.;

8. Закон о безопасности труда и об охране здоровья на производстве 1970 г. (Закон Уильямса—Штайгера);

9. Закон о профессиональном обучении 1984 г. (Закон Перкинса);

10. Закон о правах инвалидов 1990 г.; Закон об отпуске по уходу за больными членами семьи 1993 г.

Законы субъектов РФ,регулируют трудовые отношения, связанные с государственной гражданской службой, вопросами социального партнерства и деятельностью профессиональных союзов и др. Так были приняты следующие законы: № 206-3 «О государственной гражданской службе Республики Башкортостан»;
№ 252-3 «Об органах социального партнерства в Республике Башкортостан»;
в Республике Мордовия — законы: № 22-3 «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;

№ 43-3 «О защите трудовых прав граждан на территории Республики Мордовия»;
в Свердловской области —№ 26-ОЗ «О государственной гражданской службе Свердловской области»; № 33-ОЗ «О правах профессиональных союзов и гарантиях их деятельности в Свердловской области»;

в Московской области —№ 39/2005-ОЗ «О государственной гражданской службе Московской области»; № 15/99-ОЗ «О социальном партнерстве в Московской области».

12 вопрос НАААХУЙ.
Указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права,
являются подзаконными нормативными актами и не должны вступать в противоречие с Трудовым кодексом и иными федеральными законами. Указами Президента регулируются некоторые вопросы оплаты труда работников бюджетной сферы, условия прохождения государственной службы (в частности, порядок подготовки и проведения аттестации государственных гражданских служащих, порядок исчисления стажа, определения размера денежного содержания и др.). Указами утверждены некоторые уставы о дисциплине.

Постановления Правительства РФ, как правило, направлены на конкретизацию соответствующего закона или на регулирование отдельных элементов трудового правоотношения, а также осуществление дифференциации в трудовом праве.
Постановление Правительства РФ от 16.03.2000 № 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» определен порядок заключения контрактов и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий.

Устав о дисциплине работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии от 10.07.98 № 744).
Последнее место федеральных актов занимают ведомственные акты. Они принимаются в соответствии с положениями о конкретных министерствах, регистрируются в Министерстве юстиции РФ Нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Наряду с нормативными правовыми актами, принятыми органами государственной власти, в трудовом праве действуют акты, принимаемые в установленном законом порядке органами местного самоуправления и работодателем.
Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, принимаются в пределах предмета ведения местного самоуправления.
Акты органов местного самоуправления в сфере труда принимаются обычно по вопросам установления условий труда для работников муниципальных предприятий (например, постановление администрации г. Улан-Удэ от 01.03.2002 № 77 «О совершенствовании оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства г. Улан-Удэ»), заключения трудового договора с руководителем муниципального предприятия (например, постановление администрации г. Владимира от 20.04.99 № 90 «Об утверждении типового устава муниципального предприятия и типового контракта с руководителем муниципального предприятия»),
Локальные нормативные акты. Специфическим источником трудового права выступает локальный нормативный акт, принимаемый работодателем в пределах своей компетенции. Такой акт распространяется на всех работников данной организации или на отдельные категории работников, специально указанные в самом акте.
Например, ст. 190 ТК предусматривает, что правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
К подобным актам традиционно относят должностные инструкции, положение о персонале и некоторые другие акты.

К важнейшим локальным нормативным актам относятся:

✓ локальные акты, устанавливающие нормы труда, независимо от их наименования.

✓ графики сменности, которые определяют чередование работников по сменам

✓ локальные нормативные акты, устанавливающие систему оплаты труда (положения об оплате труда). Принимаются с учетом мнения представительного органа работников

✓ правила внутреннего трудового распорядка

✓ должностные инструкции.

✓ инструкции по охране труда

13 ВОПРОС.
Социальное партнерство в сфере труда
— система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ч. 1 ст. 23 ТК РФ).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: