Синемалогия по фильму «Баловень судьбы»




 

Оригинальное название: Itinéraire d’un enfant gâté

Режиссер: Клод Лелуш

Сценарий: Клод Лелуш

В ролях: Жан-Поль Бельмондо, Ришар Анконина, Беатрис Аженэн, Мари-Софи Лелуш

Страна: Франция / ФРГ, 1988 г.

Оператор: Жан-Ив Ле Мене

Производство: Жан-Поль Бельмондо, Клод Лелуш, Герхард Шмидт

Композитор: Фрэнсис Лэй

Продолжительность: 125 мин., цв.

 

Сюжет: Сэма Леона (Бельмондо) в детстве бросила мать, и он был усыновлен семьей циркачей. Он рос среди львов и слонов и стал искусным акробатом. После несчастного случая во время одного из представлений Сэм вынужден работать в совершенно другой области. За короткое время ему удается создать собственную компанию «Виктория» международного масштаба. Потеряв в автомобильной катастрофе любимую жену Ивет (Лио), Сэм женится на Корин (Анженэн), у них появляется дочь Виктория (Мари-Софи Л.). Однажды 50‑летний, уставший от успеха Сэм отправляется на яхте в одиночное плавание, инсценируя свою гибель. Судьба сводит его с бывшим подчиненным, Алом Дювивье (Анконина), от которого он узнает о кризисе своей бизнес-империи. По фальшивым документам Сэм Леон возвращается в Париж и с помощью Ала спасает свою компанию. Достигнув своей цели и встретившись с дочерью, он возвращается в Африку, чтобы жить на природе среди животных.

Этот фильм анализирует вопрос достижения человеком свободы после успешного выполнения им своего долга. Инициатива всегда влечет за собой стремление к чему-то большему, лучшему, и каждое хорошо выполненное действие дает импульс к переходу на качественно новый уровень.

Фильм рассказывает о ребенке, в дальнейшем – мужчине, который не получает удовлетворения от результатов обычного биологического цикла (хорошее здоровье, прекрасная семья, любовь, богатство, свобода действия, богатый опыт). Ему этого не достаточно. Счастье и блаженство не приходят, если человек остается в рамках биологического цикла. Для большинства людей – это предел мечтаний, но для некоторых этого мало, поскольку они испытывают жажду собственного онто Ин-се. И тогда они сталкиваются с проблемами, душевными терзаниями, драмой. Главный герой сперва реализует, а затем отходит от всех социальных обязательств в поисках действия, ведущего к внутреннему удовлетворению, потому что он чувствует волнение бытия. Человек сам приходит к пониманию того, что он никому не принадлежит и был рожден для высшего.

Тем не менее, в итоге он не решает проблемы и в конце фильма оказывается в противоречивой ситуации, так как происходит скорее не качественное изменение, а регресс. Отказавшись от семьи и общества, он обращается к миру животных, львам, наполняя свое существование воспоминаниями и оставаясь в той точке, где природе еще только предстоит совершить эволюцию жизни. Действительно, в последней сцене мы видим озеро с сухими деревьями, что означает сдачу позиций экзистенциального уровня.

Главный герой не реализует собственную жизнь, потому что становится «марионеткой» в руках собственных стереотипов. Способ действия на основе стереотипов и монитора отклонения осуществляется через модальность сексуальных и аффективных отношений. Этот мужчина никогда не поймет женщину: мать его бросила, значит, она его не любит, жены умирают или уходят от него. В конечном итоге у него остается последняя женщина – его дочь, но и она не признает его. В сущности, он хочет понять женщину и быть любимым ею, но ему не удается сделать этого.

Старый лев олицетворяет главного героя, однако, когда появляется львица, группа львов разбегается в разные стороны. Именно львица всегда привносит чувство новизны и страха, именно она занимает доминирующую позицию. По сути, в конце фильма наш герой остается в незнании и испытывает страх перед женщиной. Он ее зарабатывает, покупает, побеждает (сцена, где он с помощью маленькой стрелы усыпляет львицу и надевает на нее ошейник). То есть внешне кажется, что ему, как богатому мужчине, удается доминировать над женщинами (в детстве мать его бросила, а когда он стал взрослым, женщины его любили, потому что он был богат). На самом деле он покупает женщину внешне, как объект, но не в силах завоевать ее как ценность и терпит поражение, так как не способен покорить ее внутренний мир.

Этот мужчина не может завоевать женщину и при этом не может жить без нее и до конца своих дней пытается ее заполучить. Несмотря на его ум, знаменитость и богатство, внутри себя он испытывает крах и нестерпимую боль. Не сумев преодолеть фрустрацию детства, он остался инфантильным мальчиком и избрал отшельничество, самоустранившись и потеряв возможность постижения мудрости жизни.

Главный герой проигрывает по трем причинам.

1) В конце своей жизни он ничего не создает, кроме нескольких семей, которые не являются определяющими для лидера.

2) Он не пытается изменить свое мышление (совершить метанойю), не достигает аутентичности человека действия, не создает ничего великого, хотя обладает неординарным умом. Не способен выйти из игры женщины. Что касается секса, он мог иметь сотни женщин, но, держа в руке бокал, он не сделал ни глотка воды жизни, которую возможно извлечь также из интеллектуальных отношений с женщиной. Он обладал телом женщины, но так и не получил ключей к ее внутреннему миру. Его поражением становится дочь, которая не признает его и отдается первому мужчине, ставшему хозяином богатств ее отца.

3) Когда дочь смотрит на него с превосходством, он не может выдержать столкновения с этим превосходством. В этот момент происходит поединок между мужчиной и женщиной, но перед превосходящей женщиной мужчина, даже будучи ее отцом, пасует. Не потому, что он отец, а потому, что он мужчина.

В фильме упущена главная цель, коей является душа человека. Эта цель важнее, чем ум. Главный герой всегда ждет, что чудо произойдет со стороны женщины, и никогда не надеется на собственную ответственность. Некоторые великие мужчины (например, некоторые святые) отказались от общества женщин, потому что для них эта игра была невозможна, таким образом, они выбрали короткий путь эволюции и улучшения собственного существования. Это тоже хороший путь.

Что можно было бы сделать на месте героя фильма?

Исходя из возможностей этого свободного, сильного человека с математическими способностями, необходимыми для ведения дел, я бы вложил средства в какую-нибудь издательскую, книжную, музыкальную компанию, в киностудию или в мощную интернет-компанию. С помощью информационного и культурного программирования этот превосходный импресарио мог бы ответить на вызов масштабного ноогенеза. По достижении этого измерения культуры и ответственности за постоянное воспитание других остается лишь одно – умение жить в мудрости. Это и есть метанойя ноогенеза.

 

Человек ноогенеза

 

В дидактических материалах по онто пси хологии существует понятие измерения биологического цикла и перспективы достижения психического цикла.

Понятие биологического цикла в какой-то степени знакомо всем. Достижение полноты биологического цикла представляет собой акт зрелого здоровья, спокойного благополучия в физическом и социальном смыслах. Достижение высшей точки биологического цикла – уже большой результат, потому что это означает чувствовать себя хорошо, быть здоровым и спокойным в соответствии с порядком биологической природы.

Некоторые люди испытывают необходимость в высшем измерении: в измерении психического цикла. Это те люди, которые используют свое существование для того, чтобы встретить простую истину тотального трансцендентного. Это означает почти дойти до состояния метаисторического сознания, подразумевающего достижение существования, подобного «растворению» в бытии, что позволяет, таким образом, проживать опыт постоянного онтического видения. Эти люди обладают талантом, способностью, им присуща явная потребность встретиться с тем, что является метафизической категорией духа вещей.

Следовательно, это люди, способные реализовать переход от биогенеза к ноогенезу[59], осуществить это «воскресение». Люди, которые из состояния плоти входят в состояние преображения того, что представляет собой дух бытия.

Во всех религиозных легендах, включая историю христианства, всегда есть герой, которому удается совершить этот переход: от земных вещей к небесным. В язычестве северных народов это Один[60], в аккадской культуре – Гильгамеш[61], в христианской – Христос. То есть смысл этого преобразования, а следовательно, переход от существования к Бытию, заключается в постоянной потребности, присущей всем народам, которую они испытывают в отношении высшей культуры. Эти люди чувствуют себя призванными к тому, чтобы быть точкой ценности, смысла, и этот смысл должен разделяться всеми, подобно тому, как если бы эти люди были точками созидания для многих.

Это люди, которые обозначают историю духа Бытия – от искусства до философии, от этики до экономики, – делая очевидным процесс, присущий высшему провидению, которое каким-то образом улавливали все люди во все времена: это чувство мистического откровения. Это конкретная необходимость, поскольку она предназначена быть конкретной точкой опоры для всех.

Высоты поэзии, музыки, искусства, крупных политиков, великие учителя, пророки: чувствуется эта длинная череда стольких посланников, стольких «мессий», которые сами считают себя простыми людьми, однако обладают неким посланием, которое должны передать многим.

Это те, кто открывает возможность перехода из земли «рабства» в место «свободного духа».

Гальваническая точка всегда находится в напряжении онто Ин-се. Эти люди, благодаря своему онто Ин-се, наделены интуицией, позволяющей им переводить универсальное в частное.

Прежде всего, они являются стабилизаторами психического цикла на нашей планете. Психический цикл служит реализации универсального в частное, и эти люди дают воплощение «отцовскому» принципу жизни в повседневных мелочах времени, общества, истории, хроники, которые они проживают. Каждый из них – это сын Бога, специально посланный ради всех детей Божьих.

Естественно, это подразумевает кенозис[62], жертвоприношение, смерть многих рамок, это содержит в себе отказ от многих стандартных вещей, от многих эксклюзивных вещей биологического детерминизма. Социальное законодательство, и в особенности законодательство нашего времени, беспокоится о массе, об усредненной системе координат, следовательно, о том, чтобы установить конституции, законы, формы поведения, определения, которые давали бы усредненную базу, где все считались бы главными действующими лицами. Следовательно, современное законодательство не может претендовать на то, чтобы судить человека высшего уровня в истории. В лучших из гипотез они являются ориентировками в биогенезе, но не имеют никакого отношения к тому, что представляет собой напряжение ноогенеза. Ноогенез – это измерение ума, интеллекта, онто Ин-се, духа. Это глубинное понятие «нус» как ноумена трансцендентного и универсального проекта.

Пчелы делают свой дом из воска и внутри этого воскового дома хранят мед, который во многом полезен. Подобным образом были сделаны и мы, мы есть тело, место, мы представляем собой многочисленные «дома» бытия.

Всем нам нравится свеча как символ.

Воск свечи состоит из молекул, которые материальны. Плавясь, воск превращается в свет.

Материя обретает радость в свете. Все преображается точно в сияние. Некоторые люди высшего уровня изменяют свое существование, преобразуя его в «наставление», в «свет» для многих. Поэтому уметь быть, суметь осуществить ноогенез означает преобразовать свое существование в «свет» для других и, помимо этого, в блаженство для самих себя.

 

 

Глава девятая



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: