Необходимо различать три основных вида нагружения колец: местное, циркуляционное и колебательное.
Местное нагружение кольца будет в том случае, когда оно не вращается относительно нагрузки.
Циркуляционное – кольцо вращается относительно нагрузки.
Колебательное – кольцо совершает возвратно-вращательное движение в пределах угла менее . Наибольшее распространение имеет нагружение двух первых видов.
Для циркуляционно нагруженных колец подшипников, через которые передается внешняя нагрузка, следует назначать неподвижные (N) посадки.
Местно нагруженные кольца должны быть посажены с небольшим зазором (S). Такой вид сопряжения позволяет кольцу под действием толчков и вибраций периодически поворачиваться вокруг оси подшипника. Благодаря этому в работе участвует не ограниченный участок кольца, а вся дорожка качения.
Посадки подшипников на валы выполняют по системе отверстия с перевернутым полем допуска у кольца, т.е. поле расположено в минус от нулевой линии, а в корпусе – по системе вала (рис. 20).
Рис. 20
Стандартные подшипники качения классифицируются по следующим признакам:
– направлению воспринимаемой нагрузки относительно оси вала (радиальные, радиально-упорные и упорные);
– форме тел качения (шариковые, роликовые, игольчатые);
– числу рядов тел качения (однорядные, двухрядные, многорядные);
– способности самоустанавливаться под нагрузкой (самоустанавливающиеся и несамоустанавливающиеся).
Условные обозначения подшипников качения наносят на торцы колец клеймением.
Система условных обозначений по ГОСТу отображает следующие основные признаки и свойства подшипника:
– внутренний диаметр подшипника ;
– серию подшипника;
– тип подшипника;
– конструктивные отклонения (особенности);
– класс точности подшипника.
Все перечисленные параметры, обозначаемые цифрами от нуля и выше, в совокупности образуют основное обозначение подшипника (номер подшипника, который указывается в спецификации и на сборочных чертежах). Наибольшее количество цифр основного обозначения может быть равно семи, а наименьшее – двум.
Расшифровку основного обозначения (чтения номера подшипника) следует проводить справа налево (рис. 21).
Над таблицей рис. 21 приведен пример обозначения подшипника № 208:
№ 0 – – 0 2 0 8
Класс точности | Конструктивные особенности | Тип подшипника | Серия подшипника | Внутренний диаметр подшипника |
Рис. 21
Внутренние диаметры свыше 20 мм и до 495 мм обозначают цифрами, полученными как частное от деления номинального внутреннего диаметра на пять (например, подшипник № 208: 21= 08, следовательно, = 08 ×5=40 мм, рис. 21).
При выборе серии подшипника, внутренние диаметры валов должны быть уже рассчитаны и при разработке серии подшипника диаметр должен оставаться неизменным, а изменение габаритов подшипника, т.е. его нагрузочной способности происходит за счет изменения наружного диаметра D или ширины В. В зависимости от соотношения габаритных размеров: наружного диаметра и ширины подшипника различают серии: 1 – особолегкая; 2 – легкая; 3 – средняя; 4 – тяжелая.
Конструктивный тип подшипника указывается четвертой цифрой справа в номере подшипника:
Тип подшипника | Обозначение |
Шариковый радиальный однорядный | |
Шариковый радиальный сферический | |
Роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами | |
Роликовый радиальный со сферическими роликами | |
Роликовый радиальный с игольчатыми роликами | |
Роликовый радиальный с витыми роликами | |
Шариковый радиально-упорный однорядный | |
Роликовый конический | |
Шариковый упорный или упорно-радиальный | |
Роликовый упорный или упорно-радиальный |
Конструктивные особенности характеризуют изменения, которые были внесены в конструкцию основного выше указанного типа подшипника: наличие пятой и шестой цифр в обозначении указывает на имеющиеся конструктивные отклонения от основного типа подшипника. Для их определения следует обращаться к каталогам подшипников.