Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011- 2015гг.




Тема 1.2:Формирование ресурсно – инновационной модели социально – экономического развития Республики Беларусь и проблемы ресурсосбережения

1. Сущность и содержание ресурсно-инновационной составляющей социально – экономического развития.

2.. Экономическая и технологическая независимость страны в рамках концепции национальной безопасности.

3. Мировые тенденции научно-технического развития и проблемы ресурсосбережения.

 

1.Сущность и содержание ресурсно-инновационной составляющей социально – экономического развития.

 

Инновационная деятельность – это вид деятельности, направленный на создание, освоение и использование инноваций, представляющих собой впервые полученный результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для практического применения в целях достижения экономического и/или социального эффекта. Отличительной чертой инноваций является их особый жизненный цикл, начинающийся с момента зарождения идеи и оканчивающийся уходом товара с рынка.

Национальная инновационная система представляет собой совокупность субъектов инновационной деятельности (научных и образовательных учреждений, инновационно ориентированных производственных предприятий и специализированных субъектов инновационной инфраструктуры) и их взаимосвязей, обеспечивающих непрерывный процесс воспроизводства инноваций. Обязательным условием их функционирования является наличие инновационно ориентированной социально-экономической и правовой среды, формируемой государством и обществом.

К видам инновационной инфраструктуры относятся: бизнес-инновационные, телекоммуникационные и торговые сети, технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, консалтинговые фирмы и финансовые структуры.
Основными документами, регулирующими инновационную деятельность в Республике Беларусь, являются:

Программа развития научно-инновационной деятельности в Республике Беларусь (1996),

постановления Правительства о приоритетных направлениях создания и развития новых и высоких технологий и критериях их оценки (1997),

об инкубаторах малого предпринимательства (1997),

о научно-технологическом парке (1997),

о создании Белорусского инновационного фонда (1998),

Закон Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» (2002),

Указ Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах государственной поддержки науки» от 05.07.2002 г. № 362 и др.
Цели и приоритеты инновационного развития республики определены в Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011- 2015гг.

Стратегическая цель этой программы - создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсосберегающей, экологозащитной, социально ориентированной экономики Беларуси, обеспечивающей устойчивое развитие и повышение качества жизни.

В настоящее время инновационная инфраструктура в республике представлена научно-технологическими парками

(из которых самые крупные: ЗАО «Технологический парк Могилев»; НРУП «Научно-технический парк БНТУ «Метолит»;

СООО «Арвит-авто»),

сетью центра трансфера технологий и инновационных бизнес-инкубаторов. Расширяется инновационная инфраструктура в регионах страны.
Однако, несмотря на наличие в структуре народного хозяйства Беларуси отдельных потенциально значимых и перспективных элементов национальной инновационной системы, они еще не выполняют своей важнейшей функции по обеспечению научно-технического прогресса в национальной экономике. Во многом это предопределяется неразвитостью в стране рынка научно-технической продукции и инновационной инфраструктуры, ограниченностью инвестиционных ресурсов, низкой эффективностью организационных форм, используемых субъектами инновационной деятельности.

Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011- 2015гг.

Белорусская модель формирования социально-ориентированной рыночной экономики и стратегия устойчивого развития предусматривают проведение эффективной инновационной и инвестиционной политики. С учетом растущей глобализации мировых рынков в условиях мирового финансового кризиса конкурентоспособными могут быть только высокотехнологичные и наукоемкие производства и предприятия. Достижение главной стратегической цели инновационной политики — формирование конкурентной экономики — возможно за счет кардинального переоснащения и создания новых организаций и производств в промышленности, строительстве, энергетике, жилищно-коммунальном хозяйстве, транспорте, связи, медицине и других отраслях на основе внедрения передовых достижений науки и техники.

Постановлением СовМина РБ от 26.05.2011 г. № 669 утверждена Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы. Целью инновационного развития национальной экономики Республики Беларусь в 2011 — 2015 годах является формирование новой технологической базы, обеспечивающей высокий уровень конкурентоспособности национальной экономики Республики Беларусь на внешних рынках.

Достижение этой цели предусматривается обеспечить за счет реализации комплекса мероприятий по следующим направлениям:

1 организационно-структурное развитие новых высокотехнологичных направлений национальной экономики;

2 формирование институциональной среды, благоприятной для ускоренного инновационного и технологического развития;

3 привлечение инвестиций и реализация высокотехнологичных проектов;

4 обучение и подготовка кадров, владеющих современными организационно-управленческими и производственными технологиями.

Объем финансирования проектов по созданию новых предприятий и производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь, составит 57 422,97 млрд. рублей.

Для этого планируется привлечение кредитов банков, заемных средств организаций, собственных средств организаций, иностранных инвестиций, а также средств республиканского и местных бюджетов.

Реализация мероприятий Государственной программы направлена на достижение в 2015 году следующих прогнозных показателей:

1.увеличение удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20 — 21 %;

2.увеличение доли инновационно-активных организаций в общем количестве организаций, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, — не менее 40 процентов;

3.рост внутренних затрат на НИР до 2,5–2,9 % от ВВП;

4.рост объема экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции

5.увеличение объема промышленного производства в 2015 году по сравнению с 2010 годом в 1,54–1,60 раза;

6.снижение импортоемкости промышленного производства до 30 % (2010 год — 34,5 %);

7.снижение материалоемкости произведенной в 2015 году продукции в организациях промышленности и сельского хозяйства на 5–7 % по сравнению с 2010 годом;

8.снижение энергоемкости ВВП в 2015 году не менее чем на 29–32 % по сравнению с 2010 годом.

 

2.Экономическая и технологическая независимость страны в рамках концепции национальной безопасности.

 

Концепции национальной безопасности Республики Беларусь

была утверждена Указом президента Республики Беларусь

от 9 ноября 2010 г. № 575.

Настоящая Концепция закрепляет совокупность официальных взглядов на сущность и содержание деятельности Республики Беларусь по обеспечению баланса интересов личности, общества, государства и их защите от внутренних и внешних угроз.

Являясь базисом для консолидации усилий личности, общества и государства в целях реализации национальных интересов, настоящая Концепция призвана обеспечить единство подходов к формированию и реализации государственной политики обеспечения национальной безопасности, а также методологическую основу совершенствования актов законодательства в различных сферах национальной безопасности, разработки документов стратегического планирования.

Сохраняя преемственность по отношению к ранее принятым основополагающим документам в сфере национальной безопасности, настоящая Концепция исходит из основных тенденций развития Республики Беларусь, ее места и роли в современном мире.

В настоящей Концепции используются следующие основные понятия:
национальная безопасность
состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз;
национальные интересысовокупность потребностей государства по реализации сбалансированных интересов личности, общества и государства, позволяющих обеспечивать конституционные права, свободы, высокое качество жизни граждан, независимость, территориальную целостность, суверенитет и устойчивое развитие Республики Беларусь;
источник угрозы национальной безопасности – фактор или совокупность факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению угрозы национальной безопасности;
угроза национальной безопасности – потенциальная или реально
существующая возможность нанесения ущерба национальным интересам Республики Беларусь;
политическая безопасность – состояние защищенности политической системы от внешних и внутренних угроз, обеспечивающее реализацию национальных интересов во всех сферах национальной безопасности;
экономическая безопасность - состояние экономики, при котором гарантированно обеспечивается защищенность национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз;
научно-технологическая безопасность – состояние отечественного научно-технологического и образовательного потенциала, обеспечивающее возможность реализации национальных интересов Республики Беларусь в научно-технологической сфере;
социальная безопасность – состояние защищенности жизни, здоровья и благосостояния граждан, духовно-нравственных ценностей общества от внутренних и внешних угроз;
демографическая безопасность – состояние защищенности общества и государства от демографических явлений и тенденций, социально-экономические последствия которых оказывают негативное воздействие на устойчивое развитие Республики Беларусь;
информационная безопасность – состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в информационной сфере;
военная безопасность – состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от военных угроз;
экологическая безопасность - состояние защищенности окружающей среды, жизни и здоровья граждан от угроз, возникающих в результате антропогенных воздействий, а также факторов, процессов и явлений природного и техногенного характера.

Объектами экономической безопасности является жизненно-важные интересы личности, общества и государства.

Экономическая безопасность – это состояние системы экономических отношений между субъектами хозяйствования, индивидами и государственными институтами как в рамках национальной экономики, так и сфере внешнеэкономической деятельности, обеспечивающее возможность защитить интересы от внешних и внутренних угроз.

Концепция обеспечения экономической безопасности должна включать в количестве элементов механизмы включающие (обеспечивающие):

- выявление угроз и субъектов угроз;

Угрозы национальной безопасности Республики Беларусь носят комплексный и взаимосвязанный характер. Отдельные источники способны порождать спектр угроз, проявляющихся в различных сферах жизнедеятельности.

Основными потенциальными либо реально существующими угрозами национальной безопасности являются:
-посягательства на независимость, территориальную целостность, суверенитет и конституционный строй Республики Беларусь;
-навязывание Республике Беларусь политического курса, не отвечающего ее национальным интересам, вмешательство извне во внутриполитические процессы;

-недостаточная конкурентоспособность экономики Республики Беларусь;
-снижение уровня благосостояния и качества жизни населения;
дестабилизация национальной финансовой и денежно-кредитной систем,

-- потеря стабильности национальной денежной единицы;
неспособность возвращать и обслуживать внешний и внутренний долг;
-невозможность гарантированного обеспечения сырьевыми и энергетическими ресурсами в объемах, обеспечивающих намеченный рост ВВП;
-потеря внешних рынков, в том числе в результате дискриминации белорусских производителей;
-отставание в темпах перехода экономики к передовым технологическим укладам от других государств, деградация технологической структуры реального сектора экономики;
- депопуляция населения, общее старение нации, снижение темпов рождаемости, ухудшение других основных показателей демографии и здоровья нации;
- рост преступных и иных противоправных посягательств против личности и собственности, коррупционные проявления;
- подготовка или осуществление террористических актов на территории либо в воздушном пространстве Республики Беларусь, использование ее -территории либо воздушного пространства террористическими организациями и группами против иных государств;
-проявления социально-политического, религиозного, этнического экстремизма и расовой вражды на территории Республики Беларусь;
-возникновение в Республике Беларусь беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людейактивизация эмиграционных процессов, - рост нерегулируемой иммиграции в страну;
-нарушение устойчивости системы социальной защиты;
рост безработицы, в том числе нерегистрируемой и скрытой;
- деструктивное информационное воздействие на личность, общество и государственные институты, наносящее ущерб национальным интересам;
нарушение функционирования критически важных объектов информатизации;
- возникновение на территории Республики Беларусь либо вблизи ее границ крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, эпидемий и эпизоотии;
-недостаточные объемы и низкое качество иностранных инвестиций;
снижение научно-технологического и образовательного потенциала до уровня, не способного обеспечить инновационное развитие;
-незаконное распространение в Беларуси или перемещение через ее территорию оружия массового уничтожения, его компонентов и средств доставки, технологий и оборудования двойного назначения, оружия, боеприпасов, радиоактивных, химических, биологических и других опасных веществ и материалов;
- утрата значительной частью граждан традиционных нравственных ценностей и ориентиров, попытки разрушения национальных духовно-нравственных традиций и необъективного пересмотра истории, затрагивающие данные ценности и традиции;
- резкое либо масштабное снижение доверия граждан к основным государственным институтам;
целенаправленные посягательства на жизнь, здоровье и свободу белорусских граждан, пребывающих за рубежом;
недостаточные масштабы и уровень внедрения передовых информационно-коммуникационных технологий; -
- деградация земель, лесов и природных комплексов, истощение минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов;
- радиоактивное, химическое и биологическое загрязнение почв, земель, вод, недр, растительности и атмосферы;
-утрата либо разглашение сведений, составляющих охраняемую законодательством тайну и способных причинить ущерб национальной безопасности и т.д

 

 

- определение объектов защиты;

- механизм выявления инновационных экономических интересов республики;

- определение основных факторов условий, складывающихся в сфере обеспечения безопасности;

- анализ особенностей и механизмов нанесения ущерба;

- определение компетенции и взаимоотношений органов, осуществляющих деятельность по обеспечению экономической безопасности;

- формирование системы мер по реализации экономических интересов;

- деятельность по противодействию угрозам и локализации их последствий.

Основные индикаторы, характеризующие состояние экономической безопасности в РБ:

Отношение общего внешнего долга к уровню экспорта – 25 %.

Коэффициент износа активной части основных фондов – не более 40 %.

Доля инвестиций в ВВП – 25 % (не меньше)

Удельный вес ведущей страны – партнера в географической структуре внешнеторгового товарооборота – не выше- 30%

Доля населения, имеющего доход ниже прожиточного минимума – не более 8-9 %.

Уровень безработицы активной части населения 8-9 %.

Расходы на здравоохранение (из бюджета к ВВП) – не менее 5 %.

Наукоемкость ВВП – не ниже 1 %.

Доля импорта продовольствия в общем объеме товарооборота продовольственных товаров – не более 20%.

Уровень производства зерна в среднем на душу населения – не менее 900 кг и т.д.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: