Стадии (этапы) становления интрапренерства на сельскохозяйственных предприятиях




 

Процесс становления интрапренерства включает следующие основные этапы:

1. Анализ потребности предприятия в организации дополнительного бизнеса и его возможностей.

На этом этапе проводится анализ работы базового предприятия, выявляются наиболее важные проблемы, анализируется существующая специализация производства, уровень спроса на продукцию и каналы ее реализации, выявляются потребности в освоении дополнительной продукции (работ и услуг), определяются материально-технические, финансовые кадровые возможности для интрапренерства, устанавливаются резервы использования оборудования, площадей, сырья, трудовых ресурсов.

По доступности для интрапренера выделяют три вида резервов:

● имеющиеся в наличии свободные резервы: неиспользуемые площади, оборудование, техника, сырье, находящиеся в отпуске без содержания работники, неиспользуемые природные запасы и т.д.

● плохо используемые площади, техника, занятые не полный день или месяц работники;

● неинтенсивно используемые ресурсы.

После выявления и группировки резервов разрабатываются мероприятия по их реализации в новых предпринимательских структурах.

2. Разработка бизнес-плана предложенного интрапренером проекта.

На этом этапе проводится следующая расчетно-экономическая работа:

● составление резюме с кратким изложением сущности, целей, задач, ожидаемых результатов;

● разработка производственной программы;

● планирование потребности в производственных ресурсах;

● составление плана маркетинга;

● разработка стратегии финансирования.

При составлении бизнес-плана рассматривается несколько вариантов реализации проекта, выбираются наиболее оптимальные из них.

3. Организационно-правовое оформление предпринимательских структур.

В качестве вариантов оформления организационно-правового статуса могут рассматриваться:

● хозрасчетные подразделения, работающие на принципах самоокупаемости в составе организационной структуры базового предприятия;

● внутрихозяйственные кооперативы, малые предприятия, дочерние акционерные общества, функционирующие в рамках предприятия-учредителя на принципах самофинансирования;

● предпринимательские структуры, обладающие полной финансовой самостоятельностью, действующие вне головного предприятия, но связанные с ним системой договорных отношений. Здесь могут быть зарегистрированы следующие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: закрытое акционерное общество (ЗАО), общество с ограниченной ответственностью (ООО), товарищество на вере (ТНВ), и другие.

Не менее важный вопрос оформления нормативно-правовых документов, регламентирующих становление и функционирование предпринимательских структур.

В практике хозяйствования используются следующие нормативно-правовые документы: ”Положение о внутрихозяйственном структурном подразделении”, “Положение о внутрифирменном предпринимательстве”, “Положение о внутрихозяйственных экономических отношениях”, “Учредительный договор предпринимательской структуры и базового предприятия’’, договоры, связанные с арендой факторов производства, договор купли продажи, договор поставки сырья (побочной, сопряженной продукции, отходов основного производства) и другие договоры.

4. Формирование материально-технической базы интрапредпринимательства.

Этот этап включает в себя следующие мероприятия:

● подбор (получение) или покупка интрапренером помещения;

● получение от учредителя в аренду, по договору лизинга или покупка оборудования;

● строительство собственных производственных объектов;

● закупка сырья, материалов, заключение договоров на новые поставки.

Работа интрапренера с персоналом включает:

● подбор и найм работников, заключение трудовых контрактов,

● обучение персонала новым технологиям,

● организацию рабочих мест,

● расстановку работников по рабочим местам,

● составление графиков работы,

● разработка и утверждение положения по оплате труда.

5. Организация внутрифирменных (внутрихозяйственных) экономических отношений

Внутрихозяйственные экономические отношения предпринимательской структуры с предприятием учредителем строятся на принципах купли-продажи. В основу отношений положен договор интрапренера с администрацией предприятия на поставку продукции или выполнение работ и услуг. Могут быть и другие варианты: например, договор на аренду здания, оборудования, техники, заключается с администрацией предприятия, а договор на выполнение ремонтных работ, агротехнических мероприятий или реставрацию запасных частей заключается непосредственно со структурными подразделениями растениеводства; договор приготовления и поставки гранулированных зеленых кормов- с подразделениями животноводства. Кроме того, интрапренеры могут вступать в экономические отношения с внешними заказчиками, самостоятельно заключать договоры и своими силами реализовывать произведенную продукцию. Такими заказчиками для интрапренера могут стать садово-огороднические кооперативы, индивидуальные застройщики, фермерские хозяйства. Предметом купли-продажи при этом являются скобы, дверные ручки, садовый инвентарь и другие изделия, выполненные из отходов железа, дерева, устаревших запчастей.

На начальном этапе развития интрапредпринимательства наиболее приемлемым для интрапренера является договор с администрацией предприятия-учредителя. Согласно договору администрация обязуется своевременно принять и оплатить продукцию по ценам договоренности. В обязанности администрации входит также обеспечение предпринимательской структуры за плату, необходимыми материальными ресурсами, техникой, оборудованием, консультирование, оказание помощи в ремонте, строительстве и т.д. В свою очередь интрапренеры обязуются осуществлять предпринимательскую деятельность не в ущерб основному производству, своевременно поставлять продукцию (работу и услуги) оплачивать арендуемые помещения, технику, используемые материальные ресурсы (воду, электроэнергию), отходы основного производства, побочную продукцию.

Важным элементом системы экономических отношений субъектов интрапренерства являются взаиморасчеты.

Согласно договору расчеты ведутся в соответствии с количеством и качеством реализуемой (обмениваемой) продукции. Ценовой механизм строится в зависимости от внедренной на предприятии системы внутрифирменных отношений и степени самостоятельности интрапренеров. Так, например, структурное подразделение предпринимателей, работающее на принципах самоокупаемости реализует свою продукцию предприятию по внутрихозяйственным расчетным ценам, установленным на уровне нормативной себестоимости с добавлением к ней 8-10% прибыли,

Предпринимательские структуры, работающие на принципах самофинансирования в рамках организационной структуры предприятия реализуют свои товары по внешним рыночным ценам или по внутрихозяйственным ценам установленным на уровне нормативной себестоимости единицы продукции с добавлением 35-40% прибыли.

За приобретаемые товарноматериальные ценности интрапренеры рассчитываются по действующим на предприятии учетным ценам, согласно существующей схеме движения расчетных документов.

При этом планово-учетные цены на материальные ресурсы собственного производства, устанавливаются на уровне фактической себестоимости их производства с учетом качества этих ресурсов. Покупные ресурсы – стройматериалы, запасные части, малоценные быстроизнашивающиеся предметы и т.д. оцениваются по стоимости их приобретения, включая внутрихозяйственную наценку, то есть расходы по доставке, хранению и выдаче со склада.

Услуги вспомогательных обслуживающих подразделений оплачиваются по внутрихозяйственным расчетным ценам. Например, предприятия АПК в своих структурных подразделениях применяют следующие расчетные цены: в автопарке- за 1 т/км, за 1 автомобиле-час, в ремонтной мастерской- за 1 час пользования машиной техпомощи, сварочным агрегатом, за 1 нормо-час работы ремонтного рабочего, на машинном дворе- за 1 тракторо-час, за 1 час пользования сельхозмашиной (плугом, сеялкой, культиватором) и другие цены.

Уровень цен за услуги вспомогательных обслуживающих подразделений зависит от степени самостоятельности этих подразделений. Если обслуживающее подразделение работает на принципах самоокупаемости, оно реализует свои услуги по внутрихозяйственным расчетным ценам, исчисленным на уровне нормативных издержек в расчете на единицу услуг с добавлением незначительной части прибыли (8 - 10 %).

В том случае, когда обслуживающие подразделения функционируют на принципах самофинансирования, из своих источников формируют фонды и резервы, при взаиморасчетах используются внешние, расчетные прейскуранты и тарифы.

Следует заметить, что на этапе становления интрапренерства наиболее предпочтительным является первый вариант взаиморасчетов интрапренера с обслуживающими подразделениями. Используемые предпринимательской структурой природные запасы глины, мела, речного песка оцениваются по стоимости их заготовки, транспортировки, хранению. Цены за отходы, побочную, сопряженную продукцию, бракованные изделия устанавливаются с учетом практической ценности этого сырья и возможности практического применения в производстве. Оплата интрапренерами этой продукции ведет к снижению издержек основного производства предприятия учредителя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: