Психологические взгляды Платона и Аристотеля




Точка зрения: Психология – это наука о поведении.

Родоначальник американской психологии Джон. Б.Уотсон, 19 век, он высказал предположение об обусловленности поведении человека, о возможности его предсказания и контроля. В XX веке Э. Толмэн,К.Холл, Б.Ф.Скиннер.

Поведение человека, как и поведение животного, объяснялось формулой “стимул-реакция”. Э. Толмэн сформулировал 2 закона

1) Закон упражнения (обучение методом проб и ошибок);

2) Закон эффекта.

Он экспериментально наблюдал, как крыса научается находить путь в лабиринте к пище, благодаря тому, что у нее складывается «познавательная карта», которая подкрепляется ожиданием, а не удовлетворением органической потребности. В американской психологии 30-40 гг. человека трактовали, как большую белую крысу, погруженную в мысли. В 20 веке бихевиористы стали вводить промежуточные мотивы при изучении поведения человека:

1) познавательный;

2) мотивационный.

Халл ввел понятие машинообразной целесообразности поведения и считал, что человека можно рассматривать в качестве робота, машинообразно поддерживающего свое существование, живая машина способна изменять свое поведение соответственно меняющимся условиям. Что касается человека, трудно объяснить его нравственные и духовные действия, в основе которых не было подкрепления. Управление человеком – через изменение среды и социальных условий используется большинством педагогов и врачей. В области образования идеи Скиннера используется при разработке различных моделей программированного обучения.

Первая психологическая лаборатория создана Вундтом в Лейпциге в 1879 г. В России – В.М.Бехтерев – 1885.

4 точка зрения на предмет психологии (Psyche - душа, Logos – учение) - наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности человека.

Житейские психологические сведения почерпнуты из личного и общественного опыта, образуют донаучные психологические знания, они могут быть обширными и способствовать ориентировке в поведении окружающих людей. Однако донаучные знания лишены систематичности, глубины, доказательности. Предметом научного изучения психологии становятся психологические законы, те или иные закономерности психической жизни человека.

Предмет и и стория психологии. Психологические теории.

Основные методы и задачи психологии

История психологии

 

Философский период развития психологии.

Античная психология

Психологические идеи античности уходят своими корнями в мифологию общинно-родовой формации. Ее сменой обусловлено появление тысячелетней культуры, оказавшей огромное влияние на развитие практически всех областей знаний нашей цивилизации. Одним из центральных звеньев в эволюции древнего мира явилось формирование научного взгляда на человека, его сознание и психику. Однако античные психологические традиции возникли не на голом месте. Уже к VI в. до н.э. греки поддерживали контакты со всеми центрами цивилизованного мира, а первые ионийские мыслители прошли обучение в Египте и Вавилонии, усвоив достижения восточной науки. Греция оказалась географическим центром, возникновения новой формы духовной жизни человека – это была первая попытка осмысления мир и человека в нем.

Исходным принципом толкования психологических проблем в античности явилась попытка объяснения окружающего мира из присущих ему законов. Знание о душе формировалось в зависимости от эволюции мышления - укрепления инвариантного подхода к наблюдаемым психическим процессам. Отсутствие экспериментального исследования, созерцательность подавляющего большинства научных доктрин в совокупности с противоречивыми попытками презрения к “земной” деятельности и личности, с одной стороны, вместе с их обожествлением, с другой, ограничивали возможности античной психологии.

Однако они явились грандиозной попыткой построить рационализированную и систематизированную картину человека и его внутреннего мира, что является для современной психологической науки ключом к пониманию своего образа и предназначения.

Зарождение психологических идей в Древней Греции:

Рассматриваемый период охватывает по хронологическим рамкам относительно небольшой временной отрезок - VI в. до н.э. Однако по значимости в оформлении и развитии психологических идей он превосходит целые эпохи.

 

Ионическая (милетская) философская школа

“Первого философа” Фалеса (624-547до н.э.) считают родоначальником европейской науки и основателем ионической школы. Воззрения одного из “семи мудрецов” были тесно связаны с естествознанием. Объяснение объективного мира, по его учению, следует искать в изучении реальной действительности. Он первым в истории человечества поставил вопрос: ”Что есть все?” В основу миропонимания ученый положил материальное начало - воду как основу всего сущего.

Последователь Фалеса Анаксимандр (610-546до н.э.) развил естественнонаучные идеи учителя, наполняя их большей научной смелостью. Анаксимандру принадлежит заслуга в определении отличной от материальных субстратов первоосновы объективного мира - ”апейрона”: вечного движения, заключающего в себе противоположности. Первым в своем учении мыслитель выделил вопрос о происхождении органических видов, что сделало его античным предшественником теории дарвинизма. “Первоначально человек произошел от животных другого вида”; “Животные же рождаются из влаги, испаряемой солнцем. Человек же был вначале подобен другому животному, а именно рыбе”.

Последний из известных нам представителей милетской школы - Анаксимен (вторая половина VI в. до н.э.). Он первым осознал, что основной принцип всех явлений сам не может быть определен. Основа всего сущего должна быть отлична от эмпирических элементов, она должна быть “другой природой”, содержать при этом все противоположности и специфические качества (“бесконечное” или “безграничное”).

 

Элейская школа

Для представителей этой школы основу мира составляет земля, огонь, воздух и вода и их сочетания. Основатель элейской школы Ксенофан (род.580 до н.э) впервые высказал мысль, что “боги созданы по образу человека” и являются измышлениями людей. Основная посылка школы - “бытие есть, небытия нет”. Душа, по Ксенофану, состоит из земли и воды.

Еще один последователь элейской школы, родоначальник анатомии - врач Алкмеон. Он нашел причину болезней человека в нарушении равновесия и смещении качеств тела. Он первым открыл “две узкие дорожки”, ведущие от мозга к глазным впадинам, сделав на этом основании гениальные выводы о том, что мозг - орган мышления и мыслит только человек.

Теоретические взгляды одного из последних представителей “великогреческой” науки Эмпедокла (490-430до н.э.) формулируют эволюционную идею о выживании за счет приспособления. ОН предполагал, что мир одушевлен и в нем действуют два полярных энергетических источника – любовь и ненависть. Эмпедокл углубил анализ целого класса психических явлений и описал различные методы исследования душевных процессов человека.

Демокрит (ок. 460 г. до н.э) - древнегреческий философ, ученый-энциклопедист. Ему принадлежит около 70 сочинений, охватывающих все области знаний того времени: от космологии до этических концепций. Демокрит основоположник античного атомистического материализма, воплотившего в себе принцип причинности:

· душа понимается как продукт распределения атомов в теле. Она является причиной движения тел, ибо атом имеет “разумную силу движения”.

· составляют душу только круглые, очень подвижные атомы (как у огня), которые “приводят в движение все тело”и развивают теплоту.

· в органах чувств мелкие атомы ближе к внешнему миру и более приспособлены к восприятию. Разумная часть души находится в грудной клетке.

 

Школа Пифагора

С именем основателя одной из самых авторитетных школ античного мира Пифагора (571-497до н.э) связывают зарождение научного знания в современном его понимании. Метод Пифагора есть познание; знание, по его оценке, - это часть искусства жить; а жизнь есть поиск спасения. Вклад Пифагора и его последователей в развитие античного научного знания о душе трудно переоценить. Для исцеления душевных недугов пифагорейцы одними из первых применяли средства психотерапии, сами избегали отрицательных эмоций: гнева, уныния, душевной тревоги. Стремясь предотвратить болезни, они разрабатывали режимы диеты, труда и отдыха. Также одними из первых пифагорейцы разработали методику определения способностей будущих членов своей общины методом теста.

Во второй половине V в. до н.э. в Греции появляются учителя “мыслить, говорить и делать” - софисты. Оценки их научной и просветительской деятельности противоречивы: Платон выражал неприязнь к вождям “толпы”, Аристотель в “Метафизике” называл софистику “мнимой мудростью”, а Гегель отвел им роль “первых просветителей, энциклопедистов-педагогов”. Софистов принято делить на “старших” (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт) и “младших” (Алкидам, Ликофронт, Пол, ФразимахХалкедонский, Критий, Калликл). Область их научных интересов - в антропологии. Человек и его слово становятся центральным предметом исследования, что уже самой постановкой вопроса было существенным шагом вперед в психологическом знании античности.

 

Софиская школа

В целом софисты сыграли существенную роль в эволюции психологических воззрений Эллады. Они привлекли внимание античной науки к проблеме человека, общества, знания. Образно выражаясь, софисты будили античную мысль от догматической дремоты.

Эпохальным событием для античной культуры явилась жизнь ее ярчайшего представителя – Сократа (ок.470 -399до н.э.). Он интересен для психологической науки не только учением, но и своей жизнью. Ее итог: обвинение, осуждение и казнь. За четыреста лет до оформления христианства Сократ, для многих канонизированная личность, отдал жизнь, как он посчитал, за нравственное очищение человека в будущем. “Ты умираешь безвинно”, - говорила ему жена, на что услышала возражение: ”А ты бы хотела, чтобы заслуженно?” В обвинительном акте было записано: “Не признает богов, признаваемых государством, вводит другие новые божества; виновен также в том, что развращает молодежь”.

Но воззрения Сократа не догматичны, а научны. Он первым из мыслителей античности стал рассуждать о внутреннем мире человека и его образе жизни. В нем, как подметил Г.Гегель, воплотился “главный поворотный пункт духа, обращение его к самому себе”. В лице Сократа “субъективность мышления была осознана более определенным, более глубоко проникающим образом”. Его отличительными чертами современники считали твердость убеждений и приверженность демократии, высокое достоинство и независимость. Сократ никогда ничего не писал, сведения о нем - из вторичных источников, не всегда достоверны. Анализ его взглядов зачастую интерпретируется как отсутствие научной системы. Тем не менее, результаты “заботы о себе” Сократа, под которой понималось нравственное и интеллектуальное самосовершенствование, пережили века. Призыв на стенах храма Аполлона “Познай самого себя!” стал для мыслителя следующим после утверждения: ”Я знаю, что ничего не знаю”. Главное в содержании его учения - этические вопросы, направленность исследования “внутрь себя”. Истинная нравственность, по его оценке, есть знание того, что прекрасно, что способствует жизненному счастью. В этой связи выделяются три основные добродетели: а) умеренность - знание, как обуздывать страсти; б) храбрость - знание, как преодолевать опасности; в) справедливость - знание, как соблюдать законы божественные и человеческие.

Психологические взгляды Платона и Аристотеля

Платон (427-347 до н.э.). Подлинное имя - Аристокл. Платон - прозвище (“платюс” - широкий, широкоплечий). Был одарен в гимнастике, музыке, поэзии. Учителя - Сократ. Первым ввел в науку аналитический метод исследования, понятия: противостояние, основа, диалектика, качество, божественное провидение.

Космическая психология. Космос Платона - живое существо, наделенное разумом, осуществление бога в материи, из которой творится тело. Душа произведена раньше тела. Ее сущность заключается в неделимости и вечности (“тождественности”). Душа космоса состоит из частей - душ космических тел. Структура мировой души числовая. Мировая душа пронизывает тело космоса, объемлет его и выполняет две функции.

· Первая функция - движения (внешнее, соответствующее “тождественному”: движение сферы неподвижных звезд, и внутреннее, соответствующее “иному”: движение планет, Луны, Солнца).

· Вторая функция мировой души - познание. ”Тождественной” частью постигается идея, а “иной” - материя.

Таким образом, космическая психология Платона выступает в форме политеизма. Источником познания являются мифы, “которым приходится верить, чтобы не ослушаться закона”, рассказываемого детьми богов. Космическая психология Платона является мировоззренческой основой и ключом к пониманию его учения о душе как “посредствующем начале” между миром идей и вещей.

Тело и душа. Платон противопоставляет созданные богом смертные тела и бессмертные души. Причина заключается в том, что тело живого существа создано из частиц огня, земли, воды и воздуха, заимствованных у космоса, которые необходимо ему возвратить. Поэтому тело имеет назначение быть временным вместилищем и пристанищем души, ее рабом (идея телесной локализации души).

Платон делает логичный для своих взглядов вывод о смысле бытия человека, который заключается в борьбе тела и разума. “Тело не только доставляет нам тысячи хлопот - ему необходимо пропитание - но вдобавок подвержено недугам. Тело наполняет нас желаниями, страстями, страхами”. Платон верит в миф о переселении душ, которые вселяются в тела людей, животных и растений, в зависимости о того, насколько высшей части души удалось победить низшую.

Таким образом, учение о душе Платона явилось выдающейся попыткой на высочайшем уровне обобщений-абстракций решить вставшие в античности психологические проблемы: определения соотношения и характера связей души и тела, познаваемости окружающего мира, объективности человеческого знания. Проблематика, поднятая Платоном, представляется для психологии очень ценной и поистине неиссякаемой - вечной.

Аристотель (384-322 до н.э.). Гениальный мыслитель, ученый-энциклопедист, основатель перипатетической школы, родился во фракийском городе Стагире. Завершил образование в платоновской Академии, где из ученика стал философом. После смерти Платона жил в малоазийском городе Атарнее, на острове Лесбос, а с 343 г.до н.э. - при дворе македонского царя в качестве воспитателя его сына Александра. По возвращении в 355 г.до н.э. в Афины организует свою школу - Ликей, где работает над систематизацией научных знаний. После смерти Александра Македонского, скомпрометированный связями с его двором, эмигрировал в 323 году в Халкиду на острове Эвбея, где и умер. Наиболее значимыми для понимания психологических взглядов античного мыслителя являются его труды “О душе”, “Метафизика”, “О возникновении животных”, “Вторая аналитика”, “О памяти”, “О сновидениях”.

Следуя присущим античности мировоззренческим установкам, Аристотель в учении о душе выступает с позицией ярко выраженной телеологической направленности. Ум, по его словам, “действует ради чего-нибудь” - цели. В то же время в гносеологической концепции он убежден, что существует вне и независимо от нашего сознания объективный мир, что мы можем познавать этот мир благодаря его воздействию на наши чувства. Данные взгляды определили развитие Аристотелем важнейших категорий античной психологии.

Сознание. В определении ученого под сознанием понимаются обусловленные ощущением формы, которые возникли вследствие воздействия чувственно воспринимаемых качеств “внешнего” на органы человека. Благодаря формам качество предметов приобретает природу объектов души: факт вещного мира превращается в факт сознания. Выделяя у человека высшие душевные процессы, их разумную часть, ученый качественно отделяет людей от животных и растений. Не употребляя собственно термина “сознание”, определяются его сущностные черты - производность от внешнего мира и функциональная зависимость от человеческого организма. Тем самым закладывается зерно сомнений под субстанциональность идей.

Ощущение. Концепции ощущений Аристотель уделил особое внимание. Их рассмотрению посвящены V-XII главы первой и I-IV главы второй книг сочинения “О душе”. Из способности ощущения образуются предпосылки - начала познания.

Чувственное познание. Аристотель строит ступени познания, основными компонентами которого являются ощущение, воображение, мышление. Данные состояния души приводят от восприятия внешних предметов человеком к знанию. Подобная иерархичность обусловила разделение процесса познания на чувственное и разумное (мышление).

Связанный с именем Аристотеля прорыв в понимании природы психического получил резонанс в веках. Обращаясь к творчеству великого ученого, мы еще раз убеждаемся в неисчерпаемости его психологических воззрений, их познавательного оптимизма, обращенного в будущее, необходимости постоянной учебы у родоначальника и первого систематизатора науки о душе.

 

Античные врачи

Успехами античных врачей были укреплены естественнонаучные традиции в науке о душе, нашедшие продолжение в творчестве ученых-исследователей всех последующих эпох.

“Отцом медицины” по праву считается Гиппократ (ок. 460-ок.377 до н.э.) - один из основоположников научного подхода к болезням человека и их лечению. Придерживаясь линии Демокрита и разделяя взгляды Алкмеона, он считал мозг (“большую железу”) органом мышления и ощущения, которым “мы мыслим и разумеем, видим, слышим и распознаем”. Основной труд, «Кодекс Гиппократа», состоит из 76 трактатов, где описаны болезни их симптомы и лечение. Другой значимой работой является трактат «О священной болезни». В ней он доказывает, что эпилепсия – это органическое заболевание мозга. Авторитет Гиппократу принесло созданное им учение о темпераментах, подход к классификации которых был заимствован современной наукой. Основу человеческого организма, по его оценке, составляют четыре сока, преобладание одного из которых определяет темперамент. Преобладание крови, вырабатываемой в сердце, - основа сангвинического (от лат. “кровь”) темперамента; слизи, вырабатываемой в мозгу, - флегматического (от греч. “слизь”); желтой желчи из печени - холерического (от греч. “желчь”); преобладание черной желчи из селезенки является основой меланхолического (от греч. “черная желчь”) темперамента. Гиппократ вывел классификацию человеческих типов на соматической основе.

Синтезирующую роль в использовании опыта античных медиков, биологов и философов выполнил Гален (II в. до н.э.). Существенно расширить свои анатомические познания ему позволила хирургическая практика у гладиаторов. Воспитанный на традициях стоицизма, утверждавшего наличие “растительной” и “психической” пневмы, ученый разграничил последнюю на периферическую и центральную. Гален стоял на позиции дифференциации и связи “психических” функций различных телесных органов, что было существенным шагом в формировании понятия о сознании. К этому вели достижения в исследовании регуляции движения и органов чувств.

 

Эволюция психологического знания феодальной Европы

Утвердившееся к средним векам в Европе христианство устанавливало присущими ему средствами (в 1184 году основана католическая инквизиция) “свои” - теологические - формы мировоззрения. Специфика европейской культуры средневековья отразилась в психологических взглядах этой эпохи. Их главной особенностью явилось противостояние двух направлений научной мысли: номинализма и реализма в рамках схоластики. Если в рамках номинализма отрицалась реальность существования общих понятий - универсалий, то приверженцы реализма признавали бытие идеальных, независимых от познающего человека объектов (понятий и категорий).

Святой Августин (354-430). Августин Блаженный выступает против механистической (а точнее - атомистической) трактовки души, за ее целостное понимание. Все знание, по его взгляду, заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Оно не приобретается, а извлекается из души опять-таки благодаря направленности воли. Основанием истинности знания служит внутренний опыт: душа “обращается” к себе, чтобы постичь с предельной достоверностью собственную деятельность и ее незримые продукты: “Самое достоверное знание, что я существую и мыслю”. В этой связи ценным для совершенствования психологического знания представляется выделение Августином внутреннего опыта как способа понимания психики и сознания. Новое в развитии психологического знания у Августина - мысли о динамике человеческой личности и общечеловеческой истории, мимо которых “прошла” античная наука. В лирической автобиографии “Исповедь” отражено внутреннее развитие человека от младенчества до ортодоксального утверждения в христианстве. С непостижимым для античности психологическим самоанализом показана противоречивость процесса становления личности. От констатации темных бездн души Августин пришел к выводу о необходимости божественной благодати, которая спасает человека и выводит его из греховной инерции.

 

Эпоха Возрождения

Ученые этого периода считали своей главной задачей восстановление античных ценностей. Однако “возрождалось” только то и таким образом, что было созвучно новому укладу жизни и обусловленной им интеллектуальной атмосфере. В этой связи утверждался идеал “универсального человека”, в который верили не только мыслители, но и многие правители Европы, собиравшие под свои знамена выдающиеся умы эпохи (например, во Флоренции при дворе Медичи творили скульптор и живописец Микеланджело и архитектор Альберти).

Новое мироощущение отразилось в стремлении по-новому взглянуть на душу - центральное звено любой научной системы о человеке. В университетах на первых лекциях студенты просили преподавателей: “Скажи о душе”, - что являлось своего рода лакмусовой бумагой, характеристикой мировоззренческих, научных и педагогических потенций учителя.

Подобная проблематика и выводы отражали необходимость освобождения науки о душе от прежних средневековых стереотипов. Новая эпоха вызвала к жизни новые представления о природе человека и его психическом мире. В их утверждении проявили себя выдающиеся представители Ренессанса. Ф.Энгельсом справедливо подмечено, что эпоха, которая нуждалась в титанах, “породила титанов по силе мысли, страсти и характеру”.

Леонардо да Винчи (1452-1519). Один из титанов Возрождения представлял новую науку, которая зародилась не в стенах университетов, где по-прежнему комментировались тексты древних, а в мастерских художников и изобретателей. Их опыт радикально изменял культуру и стиль научного мышления. В своей научно-творческой практике они были “преобразователями мира”. Высшая ценность придавалась не божественному разуму, а, говоря языком Леонардо, “божественной науке живописи”. При этом под живописью понималось не только искусство изображения мира в художественных образах. “Живопись, - писал великий ваятель, - распространяется на философию природы”.

Смысл научной деятельности ученый видел в практической пользе человечеству. Как ученый, Леонардо удивляется “мудрости” законов природы, а как художник, он восхищается ее красотой, совершенством и уникальностью тела человека и его души. Пропорции человеческого тела он изображает как великолепный анатом, а неповторимость человеческой души - как непревзойденный психолог и живописец.

 

Психологические теории немецкой философии

Поистине великим – эпохальным этапом в развитии психологического знания явилась немецкая классическая философия. Под ее воздействием сформировались целые научные направления и школы психологии. На идеях выдающихся немецких мыслителей произошло становление психологии как науки.

Особое место в философии ХVIII столетия, оказавшей влияние на последующее развитие научной психологии, принадлежит немецкому профессору из Кенигсберга Иммануилу Канту (1724-1804). Выдающийся немецкий философ, ученый-энциклопедист явился родоначальником немецкой классической философии. Его достижения в философии, психологии, этике, логике, космологии трудно переоценить. Учение Канта послужило катализатором в становлении и развитии последующих школ, направлений и теорий целой эпохи.

Таким образом, проблематика научной деятельности И.Канта очень обширна и включает обоснование всеобщности и необходимости научного знания и познания, развитие учения о пространстве и времени как априорных формах чувственности, исследование вопросов рассудка и разума, явления и “вещи в себе”, природе и свободе. Все эти проблемы вплетены в психологическую концепцию великого ученого.

ИоганГотлиб Фихте (1762-1814) - выдающийся немецкий философ, второй после Канта представитель немецкого классического идеализма. Активный общественный деятель. Приверженец строго научного исследования явлений. Последователь субъективно-идеалистического подхода и принципа в теории познания. История человечества, по взгляду И.Фихте, - процесс развития от состояния первоначальной невинности, через всеобщее падение и испорченность, к сознательному царству разума.

В основу его психологической концепции положено учение о субъекте деятельности - “Я”. Раскрывая его содержание, ученый обращает внимание на то, что “Я” - это есть абсолютный субъект, который наделен бесконечной активностью и творит мир. Но “Я” - не индивидуально, но и не субстанция. “Я” - это и нравственная деятельность сознания и ограниченный человеческий субъект (эмпирическое “Я”). Поэтому субъект имеет эмпирическую природу.

Таким образом, по И.Фихте, человек, личность - это действующий субъект. А душевная жизнь человека раскрывается из целенаправленной деятельности “Я”.

Георг Вильгельм Гегель (1770-1831). Психология Г.Гегеля изложена в учении о субъективном духе - индивидуальном сознании. В соответствии с его концепцией индивидуальное сознание в своем развитии проходит этапы - ступени:

· дух как душа, который сплетен с телом.

· дух как сознание предстает в форме рефлексии и является предметом феноменологии духа.

· дух как ум (теоретический дух - познание), воля (практический дух), нравственность (свободный дух) предстают предметом собственно психологии.

Тем самым в своем учении Г.Гегель утверждает новое понимание человеческого сознания, которое обнаруживается не только в слове, но и в самых разнообразных проявлениях творческой активности человека – практике.

Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) - немецкий философ, материалист. Философские и антирелигиозные идеи Фейербаха стали исходным пунктом многих материалистических направлений, в том числе марксизма. Один из основателей антропологического материализма. Характерная особенность теоретической концепции Л.Фейербаха заключается в ее антропологизме. Исходный пункт его антропологии - критика Гегеля по вопросам идеалистического понимания человеческой сущности и сведения к самосознанию; отказ от идеализма вообще (“природа составляет основу духа”); подчеркивание связи идеализма с религией и идеалистического характера гегелевской диалектики.

В антропологии Л.Фейербаха на первый план выступает проблема сущности человека, которая является единственным универсальным и высшим предметом философии. В этой связи человек предстает субъектом мышления, а не мышление является субъектом. Человек в концепции мыслителя есть абстрактный индивид, чисто биологическое существо, ибо “природа не только создала простую мастерскую желудка, она воздвигла также храм мозга”. Поэтому делается вывод о том, что “тщетно всякое умозрение, которое хочет выйти за пределы природы и человека”, а источник его оздоровления нужно искать только в возвращении к природе.

 

Естественнонаучные направления в развитии психологии

Влияние естественных наук на развитие психологии имело и имеет исторически сложившуюся почву в форме достижений выдающихся ученых, естествоиспытателей, мыслителей прошлого и современности. Постоянная “подпитка”, “подкрепление” процесса развития психологического знания естественнонаучными открытиями, гениальными догадками является закономерностью истории становления психологии как науки.

Среди основателей естественнонаучных корней психологии - выдающиеся представители научного мира от античности до нового времени: Гален, Авиценна, Аверроэс, Р.Декарт, Д.Гартли, материалисты французского Просвещения и многие другие. Их исследовательская деятельность - основа в образовании и утверждении системы научного психологического знания, которая образовалась далеко не на голом месте и имеет свои логикогносеологические основы, базирующиеся на глубоких исторических традициях. Не стал исключением в этом ракурсе и XIX век - эпоха великих естественнонаучных революций. Их результатом явился тот факт, что во второй половине XIX века создаются объективные условия для выделения психологии в самостоятельную науку: заимствование эксперимента из естествознания (физиологии органов чувств и нервной системы); развитие собственно естествознания (механико-физико-химическая теория жизни, концепция о гомеостазе - механизме саморегуляции организма); возникновение психофизики и психометрии.

Накопленный огромнейший эмпирический материал нуждался в обобщении и анализе, объяснении, систематизации и структурировании. Решение этой задачи было возможно силами и средствами новой области знаний, способной обосновать закономерные связи произведенных естественнонаучных открытий и психических процессов, протекающих у человека. Складывались предпосылки построения нового научного предмета новой науки, отличной от физиологии. Такой областью знаний стала психология.

Ярким представителям этого периода является Чарльз Дарвин (1809-1882). Выдающийся исследователь создал эволюционное учение о происхождении видов путем естественного отбора. Его основные работы: “Происхождение человека” (1870), “Выражение эмоций у животных и человека”(1872). Сочинение “Происхождение видов путем естественного отбора” (1859) признается одним из самых важных в истории западной цивилизации. В книге излагалась новая теория развития живого мира. Сам по себе принцип развития с древних времен направлял размышления о природе, обществе и человеке (в том числе и о душе). У Дарвина этот принцип воплотился в стройное учение, утверждавшее:

1) идею естественно-эволюционного происхождения человека. Дарвинизм опровергал библейский догмат о том, что все виды живых существ раз и навсегда сотворены Богом. Человек создан не по образу и подобию Божьему, но является выходцем из обезьяньего стада;

2) принцип биологического детерминизма. В основе воссозданной величественной картины развития живой природы лежало новое объяснение причинных факторов этого развития, то есть биологического детерминизма.

Новый подход к психической жизни вводил новые объяснительные начала. К ним Ч.Дарвин относил следующие:

а) естественный отбор. Ученый указывал на естественный отбор как на фактор выживания организмов в постоянно угрожающей их существованию среде. В ходе эволюции выживают те, кто смог наиболее эффективно приспособиться. Опорным в этой объяснительной схеме является фактор наследственности. Те животные формы, которые выжили в борьбе за существование, передают свои свойства потомству. Между особями, образующими данный вид, существуют биологически предопределенные различия. Без изменчивости не было бы и развития. Выживают же те, кому удалось лучше приспособиться - адаптироваться;

б) целесообразность. Ч.Дарвин дал точное научное объяснение целесообразности, не обращаясь к понятию о врожденной цели. Это нововведение произвело переворот не только в биологии, но и в психологии;

в) адаптация. Поскольку естественный отбор отсекает все не нужное для жизни, то он истребил бы и психические функции, если бы они не способствовали приспособлению. Это побудило рассматривать психику как элемент адаптации организма к окружающей среде. Психика не могла более представляться изолированным “островом духа”. Определяющим для психологии взамен отдельного организма становится отношение “организм - среда”. Это порождало новый системный стиль мышления, который в дальнейшем привел к выводу, что предметом психологии должно быть не сознание индивида, но его поведение во внешней среде, изменяющей (детерминирующей) организм и психический склад индивида;

г) окружающая среда. Среда провозглашалась силой, способной не только вызывать, но и видоизменять жизнедеятельность. Живой организм есть продукт взаимодействия со средой, причем жизнь вида посредством механизма наследственности является важной детерминантой жизни особи;

д) индивидуальные вариации психического. Понятие об индивидуальных вариациях является непременной составной частью эволюционной теории Ч.Дарвина. Следовательно, к ним относятся и вариации в сфере психики. Это придало мощный импульс разработке нового направления в психологии, предметом которого стало изучение индивидуальных различий между людьми, обусловленных законами наследственности. Это направление, инициатором создания которого стал кузен Ч.ДарвинаФрэнсисГальтон, превратилось в разветвленную ветвь дифференциальной психологии;

е) преемственность психики животного и человека. Дарвинизм стимулировал изучение психики животных, став основанием еще одного нового направления в науке - зоопсихологии. Отвергнув версию о непроходимой пропасти между человеком и животным, эволюционная биология стала предпосылкой широкого изучения с помощью объективных экспериментальных методов механизмов психической регуляции поведения на таких объектах, как животные (белые крысы, собаки, обезьяны и др.);

ж) инстинкты: проблемы разума и эмоций. Ч.Дарвин подверг специальному анализу инстинкты как побудительные силы поведения. С фактами в руках он подверг критике версию об их разумности. Вместе с тем без этих слепых побуждений, корни которых уходят в историю вида, организм не может выжить. Инстинкты связаны с эмоциями. К ним Дарвин также подошел не с точки зрения их осознания субъектом, а опираясь на объективные наблюдения за выразительными движениями. Некогда эти движения имели практический смысл, о чем напоминают сжатие кулаков или оскал зубов у современного человека. Были времена, когда эти агрессивные реакции означали готовность к борьбе. Традиционная психология считала чувства элементами сознания. Теперь же эмоции, захватывающие индивида, выступили в качестве феноменов, которые, хотя и являются психическими, однако первичны по отношению к его сознанию.

Дарвинизм послужил толчком к истолкованию в XIX - начале XX веков психических проявлений у животных по аналогии с психикой человека, развитию сравнительной психологии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: