Федеральное агентство морского и речного транспорта
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»
Котласский филиал
Федерального государственного бюджетного образовательного
Учреждения высшего образования
«Государственный университет морского и речного флота
Имени адмирала С.О. Макарова»
Котласский филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»
Кафедра Естественнонаучных и технических дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Директор Филиала
___________________
(подпись)
О.В.Шергина
"____"________201_г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины Теория и устройство судов
Направление подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов
(код, наименование)
Профиль Организация перевозок и управление на транспорте
Уровень высшего образования бакалавриат
Форма обучения заочная
Котлас
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Теория и устройство судов
(наименование ОПОП)
В результате освоения ОПОП бакалавриатаобучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:
Код компетенции | Результаты освоения ООП (содержание компетенций) | Планируемые результаты освоения дисциплины |
ОПК-3 | способностью применять систему фундаментальных знаний (математических, естественнонаучных, инженерных и экономических) для идентификации, формулирования и решения технических и технологических проблем в области технологии, организации, планирования и управления технической и коммерческой эксплуатацией транспортных систем | Знать: современные типы судов, конструктивные особенности различных типов судов, их технико-эксплуатационные и экономические качества; общее устройство судов и его основные элементы; основы теории корабля; назначение основных элементов судовых механизмов, судовых устройств и систем |
Уметь: производить анализ технико-эксплуатационных и экономических показателей качеств судна; выполнять расчеты по теории корабля | ||
Владеть: методами анализа технико-эксплуатационных и экономических показателей судна |
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Теория и устройство судов» относится к вариативной части Блока 1 и изучается на втором курсе по заочной форме обучения.
Дисциплина «Теория и устройство судов» основывается на знании следующих дисциплин умений и компетенций студентов: «Физика», «Химия», «Экология», «Материаловедение».
Дисциплина «Теория и устройство судов» является базовой теоретической основой и практическим инструментарием в подготовке для дисциплин: «Транспортная логистика», «Коммерческая работа на водном транспорте», «Технология и организация перегрузочных процессов».
Объем дисциплины в зачетных единицах и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 з.е., 144 часа
Вид учебной работы | Форма обучения | |
Заочная | ||
Всего часов | Из них на курсе | |
Общая трудоемкость дисциплины | ||
Контактная работа обучающихся с преподавателем, всего | ||
В том числе: | ||
Лекции | ||
Практические занятия | ||
Лабораторные работы | ||
Самостоятельная работа, всего | ||
В том числе: | ||
Другие виды самостоятельной работы | ||
Промежуточная аттестация: экзамен |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Содержание разделов (тем) дисциплины
№ п/п | Наименование раздела (темы) дисциплины | Содержание раздела (темы) дисциплины | Трудоемкость в часах (по формам обучения) |
заочная | |||
Введение. Транспортный флот России и его современное состояние | История зарождения флота в России, его роль и значение для населения страны. Современное экономическое состояние ВВТ. Проблемы отрасли и перспективы развития. Роль внутреннего водного транспорта в общетранспортной системе страны. | 0,5 | |
Современные типы судов и их конструктивные особенности. Показатели качества судна | Современные типы судов, конструктивные особенности различных типов судов. Классификация судов по основным признакам. Самоходные, несамоходные, скоростные суда. Сухогрузные и комбинированные теплоходы, танкеры, узкоспециализированные суда. Грузовые составы и секционные суда. Служебно - вспомогательный флот. Суда технического флота. Основные элементы корпуса судна. Архитектурная композиция и конструктивные схемы устройства судов. Технико-эксплуатационные и экономические показатели качества судна | 0,5 | |
Основы теории корабля | Геометрия корпуса судна: теоретический чертеж и главные размерения корпуса судна. Плавучесть судна: понятие водоизмещения. Остойчивость судна на малых и на больших углах крена. Остойчивость статическая и динамическая, продольная и поперечная. Статическая формула остойчивости. Диаграмма статической и динамической остойчивости. Понятие непотопляемости судна. Принцип деления корпуса судна на отсеки. Борьба за живучесть судна. Понятие качки судов. Продольная, поперечная, вертикальная качка. Успокоители качки. Ходкость и управляемость судна. Судовые движители | ||
Конструкция корпуса и прочность металлических судов | Понятие прочности судна. Силы, действующие на корпус судна на тихой воде и на волнении. Основные элементы набора корпуса судна. Связи корпуса судна, обеспечивающие общую и местную прочность корпуса судна. Системы набора корпуса судна и принципы их применения на судах. Конструкция корпуса судна в машинном отделении, форпике и ахтерпике. Пояса наружной обшивки. Настил палубы | ||
Устройство палубных надстроек и внутренних помещений судов. Дельные вещи | Назначение палубных надстроек, их разновидности в зависимости от типа и назначения судна. Расположение помещений в палубных надстройках у судов различного типа. Материалы, применяемые для набора обшивок палубных надстроек. Палубы и платформы судов. Расположение и конструкция переборок. Устройство и расположение жилых и служебных помещений внутри корпуса. Санитарные нормы и требования к жилым и служебным помещениям. Устройство грузовых трюмов. Устройство хранилищ для топлива и коффердамов. Слани, люки, горловины и их закрытие. Дельные вещи: иллюминаторы, двери, трапы- их разновидность и расположение на судне. | ||
Вооружение и оборудование судов | Тросы, цепи: их назначение и разновидности. Определение калибра и подбор тросов по нагрузке. Мачты, их назначение, разновидности и устройство. Вооружение мачт. Рангоут и такелаж. Спасательное оборудование судна. Коллективные и индивидуальные средства защиты. Шлюпочное устройство: назначение, устройство и расположение. Шлюпбалки. Кильблоки. Плоты, скамейки и столы с воздушными ящиками. Спасательные пояса, круги | ||
Судовые устройства и системы | Рулевое устройство, его назначение и расположение на судне. Разновидности рулей, их основные части, устройство и крепление с корпусом судна. Рулевые приводы: устройство и назначение. Рули заднего хода и поворотные насадки, их расположение, составные части и крепление с корпусом судна. Схема рулевого устройства на судах различных типов. Якорное устройство, его назначение и расположение на судне. Составные части якорного устройства, их расположение и назначение. Нормы снабжения судов якорями. Назначения, разновидности, составные части якорей, принцип их работы, преимущества и недостатки отдельных видов якорей. Швартовное устройство- назначение, составные элементы, расположение на судне, техника безопасности при работе со швартовным устройством. | ||
ИТОГО: |
Практические занятия
№ п/п | Номер раздела (темы) дисциплины | Наименование и содержание практических занятий | Трудоемкость в часах |
1. | Основы теории корабля | Плавучесть судна. Определение главных размерений и коэффициентов полноты буксирного судна | |
2. | Основы теории корабля | Плавучесть судна. Определение главных размерений и коэффициентов полноты грузового судна | |
Всего: |
Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Самостоятельная работа
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Наименование работы и содержание |
Подготовка к практическим занятиям | Изучение теоретического материала по теме практического занятия |