ДИФФУЗИОННАЯ МЕТАЛЛИЗАЦИЯ




Диффузионная металлизация – это насыщение поверхностного слоя стали алюминием, хромом, цинком, кремнием и др.

Различают следующие основные способы диффузионной металлизации:

* погружение в расплав металла

* диффузия из расплавленных солей, содержащих диффундирующий элемент

* путем испарения диффундирующего элемента из газовой среды

Различают следующие виды диффузионной металлизации.

 

АЛИТИРОВАНИЕ

Это диффузионное насыщение поверхностного слоя металла алюминием

Цель алитирования – повышение окалиностойкости (до 900оС), при этом образуется плотная пленка окислов Аl2O3, предохраняющая металл от окисления, повышения коррозионной стойкости.

 

Алитирование осуществляется погружением деталей в расплавленный алюминий (660оС)

 

толщина слоя 0,2-1 мм

 

структура алитированного слоя - твердый раствор алюминия в альфа-железе.

 

Алитированию подвергают чехлы термопар, топливники газогенераторных машин, детали разливочных ковшей и др. детали, работающие при высоких температурах.

 

ХРОМИРОВАНИЕ

Это насыщение поверхностного слоя хромом.

 

Цель – повышение окалиностойкости до 800оС, коррозионной стойкости в морской воде и азотной кислоте, увеличения твердости и износостойкости

 

Диффузионный слой состоит из твердого раствора хрома в альфа-железе, карбидов хрома

толщина слоя – 0,1-0,15 мм

Хромированию подвергают детали паросилового оборудования, пароводяной арматуры, клапаны, вентили, детали, работающие на износ в агрессивных средах.

СИЛИЦИРОВАНИЕ

Это насыщение поверхностного слоя кремнием

Цель – повышение коррозионной стойкости в морской воде, азотной и серной кислотах, износостойкости.

Силицированный слой состоит из твердого раствора кремния в альфа-железе

 

Толщина слоя – 0,3-1мм

При низкой твердости износостойкость силицированного слоя велика.

 

Силицированию подвергают детали химического оборудования, бумажной и нефтяной промышленности – валики насосов, трубопроводы, арматура, гайки, болты и др.

ТЕРМОМЕХАНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА (ТМО)

 

Это широко применяемый в машиностроении эффективный способ упрочнения металлов. Он позволяет повысить механические свойства по сравнению с полученными при обычной закалке и отпуске.

ТМО заключается в сочетании пластической деформации стали в аустенитном состоянии с ее закалкой.

Цель ТМО - получение высокой твердости в сочетании с высокой вязкостью и устранение отпускной хрупкости.

Формирование структуры закаленной стали происходит в условиях повышенной плотности дислокаций, обусловленных наклепом.

Пластическое деформирование при ТМО производят прокаткой, ковкой, штамповкой и другими способами обработки металлов давлением.

В процессе пластической деформации аустенита возникает наклеп, обуславливающий создание мелкоблочной структуры, затем немедленно следует закалка, фиксирующая особо тонкую структуру, созданную наклепом. Образуется высокодисперсный мартенсит.

Различают два основных способа ТМО, в зависимости от того, в каком температурном интервале производится пластическая деформация:

ВТМО- высокотемпературная термомеханическая обработка

НТМО – низкотемпературная термомеханическая обработка

При ВТМО сталь деформируют при температуре выше Ас3.

Степень деформации составляет 20-30%. после деформации немедленно следует закалка во избежании развития процесса рекристаллизации.

После ТМО: Ϭ = 220-300 Мпа δ =6-8 %

После закалки и отпуска Ϭ = 200 –220 Мпа δ = 3-4 %

 

При НТМО сталь деформируют в зоне существования переохлажденного аустенита (400- 600оС). Температура должна быть выше Мн, но ниже температуры рекристаллизации. Степень деформации – 75-95%.

 

Механические свойства при НТМО выше, чем при ВТМО

 

Ϭ = 260-300 Мпа δ = 6%

 

Проведение НТМО более сложно по сравнению с ВТМО. Требует более мощные деформирующие средства, т.к. аустенит при 400 оС менее пластичен.

 

Сочетание высокой прочности и пластичности при НТМО позволяет использовать ее при изготовлении высокопрочных пружин, рессор и подвесок.

 

 

Лекция 11

«Легированные стали»

 

Углеродистые стали, которые мы изучали, во многих случаях не отвечают высоким требованиям, предъявляемым к материалам современной техники. Они доступны, относительно не дороги, технологичны (хорошо обрабатываются, свариваются), но зачастую не отвечают всему комплексу свойств, предъявляемых к современным материалам.

 

Наибольшее распространение для изготовления ответственных деталей и конструкций в машиностроении, энергетике, строительстве и на транспорте имеют легированные стали.

Легированные стали – это стали, в которые для получения определенных свойств специально введены элементы, называемые легирующими. Например, хром, никель, вольфрам, алюминий и др.

 

Легирующие элементы изменяют химический состав, строение и свойства стали: повышают прочность, твердость при сохранении высокой пластичности, увеличивают прокаливаемость стали. Легированные стали могут обладать такими свойствами как жаропрочность, жаростойкость, коррозионной стойкостью, особыми электрическими или магнитными свойствами.

 

При этом нужно иметь в виду, что основные преимущества легированных сталей проявляются только после правильно выбранной термической обработки, которой обязательно должны быть подвергнуты легированные стали.

 

Рассматривая легированные стали необходимо прежде всего выяснить как легирующие элементы взаимодействуют с основными компонентами стали – железом и углеродом.

С железом – легирующие элементы могут образовывать следующие фазы:

* твердые растворы

* интерметаллиды (соединения металла с металлом)

* С углеродом - они могут образовывать специальные карбиды.

 

По влиянию на полиморфизм железа легирующие элементы делятся на две группы:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: