Задачи для самостоятельного решения




1. Правильны ли приведённые ниже доказательства, и если нет, то укажите характер ошибки:

1. У любого треугольника хотя бы два угла — острые. Так как, если предположить, что существует такой треугольник, в котором острый угол только один или такового нет вообще, то из этого следует, что данный треугольник имеет два угла таких, что каждый из них равен или больше 90°. А это, в свою очередь, означает, что сумма всех трёх углов больше 180°, что противоречит известному факту, что сумма углов треугольника равна 180°. Следовательно, наше предположение противоречит действительному положению вещей и тезис можно считать доказанным.

2. «Вот я вам сейчас докажу, что вы должны мне вернуть их! (Колокола. — Б. Я.) Я рассуждаю следующим образом: всякий колокол колокольный, на колокольне колокольствующий, колоколя колоколительно, колоколение вызывает у колокольствующих колокольственное. В Париже имеются колокола. Что и требовалось доказать» (Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль).

3. Так как этот человек был на месте преступления примерно в то время, когда оно было совершено, и отпечатки его пальцев есть на орудии преступления, то, значит, он и совершил это преступление.

4. Кражу могли совершить Петраков или Глухов, так как в квартире есть их отпечатки пальцев. А учитывая, что факты подтверждают невиновность Петракова, то кражу совершил Глухов.

5. «Отчего зимою день короткий, а ночь длинная, а летом наоборот? День зимою оттого короткий, что подобно всем прочим предметам, видимым и невидимым, от холода сжимается, и оттого, что солнце рано заходит, а ночь от возжжения светильников и фонарей расширяется, ибо согревается» (Чехов А. П. Письмо к учёному соседу).

6. «Единообразные законы о браке — хорошие законы, поскольку законодательство, вносящее единство в нормы о браке, снижает количество разводов... А снижает оно количество разводов, потому что единое брачное законодательство стандартизует нормы, относящиеся к заключению брака» (Сопер Поль Л. Основы искусства речи).

7. Так как верно, что мышь может сгрызть какую-нибудь книгу, а также что «мышь» является существительным, то ясно, что будет верным и то, что есть такие существительные, которые могут сгрызть какую-нибудь книгу.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Дайте характеристику указанных ниже вопросов по всем известным Вам параметрам:

1. Возможно ли в принципе построение вечного двигателя?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Кто же и когда побывал в этой комнате?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Знаете ли Вы, что А. С. Пушкин и Л. Н. Толстой — современники?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Скажите, пожалуйста, который час и далеко ли ещё до вокзала?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. «Человек и говорит ученному: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» (А. М. Горький).

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. В каком году была открыта Америка и кто был её первооткрывателем?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Продолжаешь ли ты бить баклуши?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема для самостоятельного изучения

Законы формальной логики. Логические основы аргументации

Основные понятия

Понятие формально-логического закона. Неосновные и основные законы логики. Закон тождества. Закон непротиворечия. Условия применения противоречащих по форме высказываний без нарушения закона непротиворечия. Закон исключённого третьего и область его применения. Отличие законов непротиворечия и исключённого третьего по сферам действия. Закон достаточного основания.

Обоснованность мысли как одно из важнейших требований рассудочной деятельности. Логическое основание и логическое следствие. Формы познавательной и практической деятельности, выполняющие роль достаточного основания в рассуждениях. Нормативные требования мышления, вытекающие из законов логики. Ошибки, возникающие в результате нарушения требований законов логики.

Доказательство, его сущность и структура. Виды доказательства: внешние и внутренние, прямые и косвенные, генетические. Нормативные правила доказательного рассуждения.

Опровержение, его сущность и структура. Разновидности опровержения по отношению к тезису, к аргументам, к демонстрации. Прямые, косвенные и генетические опровержения. Нормативные правила опровержения.

Ошибки в доказательстве и опровержении по отношению к тезису, аргументам и демонстрации. Непозволительные приёмы в аргументации.

Понятие о паралогизмах, софизмах и логических парадоксах.

 

Тест к теме

1. Определите статус основных законов логики.

а. Действуют в рамках понятий

б. Действуют в рамках суждений

в. Действуют в рамках умозаключений

г. Действуют во всех логических формах мышления

д. Действуют в символической логике

2. Какого символическое выражение закона непротиворечия?

а. А R В

б. А LùАºF

в. А Vù АºА

г. А ® В

д. В ® А

 

3. Какое символическое выражение закона исключённого третьего?

а. ((А ® В) А) ® В

б. А ºА

в. А Vù Аº V

г. A aº o

д. ù (A V B) º (ù A Lù B)

 

4. При нарушении какого закона логики возникают ошибки: «подмена понятия», «подмена тезиса»?

а. Закона дистрибутивности

б. Закона коммутативности

в. Закона исключённого третьего

г. Закона непротиворечия

д. Закона тождества

5. Какой из перечисленных законов действует только в рамках двузначной логики?

а. Тождества

б. Исключённого третьего

в. Непротиворечия

г. Двойного отрицания

д. Достаточного основания

6. Как называют исходное положение, истинность которого надо обосновать?

а. Довод

б. Основание

в. Демонстрация

г. Тезис

д. Аргумент

7. К какому виду аргументации относятся апагогическое доказательство?

а. Внешнему

б. Внутреннему

в. Прямому

г. Косвенному

д. Генетическому

8. Что представляет собой опровержение путём сведения к абсурду?

а. Внешнее опровержение

б. Генетическое опровержение

в. Опровержение по отношению к тезису

г. Опровержение по отношению к аргументу

д. Показ очевидной нелепости тезиса, аргумента или демонстрации

 

9. Как называется ошибка в аргументации, когда вместо работы с тезисом стремятся подействовать на чувства и настроение аудитории?

а. Довод к человеку

б. Довод к публике

в. Довод к силе

г. Довод к невежеству

д. Довод к жалости

10. В чем суть преднамеренной логической ошибки с целью введения собеседника в заблуждение?

а. Парадокс

б. Паралогизм

в. Софизм

г. Подмена понятий

д. Подмена тезиса

 

Ключ

                   
                   

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: