Методические рекомендации




По организации и выполнению самостоятельной работы студентов

Цель самостоятельной работы студентов – повышение конкурентоспособности выпускников учреждений высшего образования посредством формирования у них компетенций самообразования. Самостоятельная работа студентов по обязательному модулю «Экономика» организуется в соответствии с Положением о самостоятельной работе студентов, утвержденным Приказом Министра образования Республики Беларусь.

Кафедры, обеспечивающие преподавание обязательного модуля, должны разрабатывать и совершенствовать формы и содержание самостоятельной работы студентов с учетом профиля обучения и требований будущей профессиональной деятельности студентов.

 

Рекомендуемые методы (технологии) обучения

 

Основными методами и технологиями обучения, отвечающими задачам изучения данного обязательного модуля, являются:

1) методы проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы);

2) личностно ориентированные (развивающие) технологии, основанные на активных (рефлексивно-деятельностных) формах и методах обучения («мозговой штурм», деловая, ролевая и имитационная игры, дискуссия, пресс-конференция, учебные дебаты, круглый стол, кейс-технология, проект и др.);

3) информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие проблемно-исследовательский характер процесса обучения и активизацию самостоятельной работы студентов (структурированные электронные презентации для лекционных занятий, использование аудио-, видеоподдержки учебных занятий (анализ аудио-, видеоситуаций и др.), дополнение традиционных учебных занятий средствами взаимодействия на основе сетевых коммуникационных возможностей (интернет-форум, интернет-семинар и др.).

По каждой теме данной типовой учебной программы в соответствии с их целями и задачами преподавателем (кафедрой) проектируются и реализуются определенные педагогические технологии. В числе наиболее перспективных и эффективных современных инновационных образовательных средств и технологий, позволяющих реализовать системно-деятельностный компетентностный подход в образовательном процессе, следует выделить: учебно-методические комплексы (в том числе электронные); вариативные модели самостоятельной работы студентов, блочно-модульные, модульно-рейтинговые и кредитные системы, информационные технологии, метод кейсов, методики активного обучения.

 

Диагностика сформированности компетенций студента

1. Требования к осуществлению диагностики. Образовательным стандартом первой ступени высшего образования по циклу социально-гуманитарных дисциплин определяется следующая процедура диагностики сформированности компетенций студента:

· определение объекта диагностики;

· выявление факта учебных достижений студента с помощью тестов и других средств диагностики;

· измерение степени соответствия учебных достижений студента требованиям образовательного стандарта;

· оценивание результатов измерения соответствия учебных достижений студента требованиям образовательного стандарта (с помощью шкалы оценок).

2. Шкалы оценок. Оценка учебных достижений студента на зачетах и экзаменах по обязательному модулю социально-гуманитарного цикла производится по десятибалльной шкале.

Оценка учебных достижений студентов, выполняемая поэтапно по обязательным учебным дисциплинам и их разделам, осуществляется в соответствии с избранной учреждением образования шкалой оценок.

3. Критерии оценок. Для оценки учебных достижений студентов используются критерии, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.

4. Рекомендуемые средства диагностики. Для диагностики сформированности компетенций студентов могут использоваться следующие основные формы и средства:

– комплексные задания по модулю, учебной дисциплине;

– тесты;

– контрольные работы;

– эссе;

– оценка на основе кейс-метода;

– оценка на основе проектного метода;

– оценка на основе учебной игры;

– оценка на основе портфолио;

– отчеты по учебно-исследовательской работе студентов;

– самооценка компетенций студентами (лист самооценки);

– рефераты;

– зачеты;

– экзамен.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫПО ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«СОЦИОЛОГИЯ»

 

Основная:

1. Бабосов, Е. М. Социология: учебник / Е. М. Бабосов. – Минск: БГУ, 2011.

2. Безнюк, Д. К. Социология религии: пособие для студентов / Д. К. Безнюк. – Минск: БГУ, 2009.

3. Бурова С. Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии / С.Н. Бурова. – Минск: БГУ, 2010.

4. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М.: УРСС, 2005.

5. Данилов, А.Н. Социология: Учеб. пособие / А.Н. Данилов. – Минск: ТетраСистемс, 2012.

6. Елсуков, А. Н. История социологии / А. Н. Елсуков, А. Н. Данилов.Минск: ТетраСистемс, 2012.

7. Оперативные социологические исследования: методика и опыт организации / под ред. Д. Г. Ротмана, А. Н. Данилова, Л. Г. Новиковой. – Минск: БГУ, 2001.

8. Тощенко, Ж. Т. Социология: учеб. для студентов вузов / Ж. Т. Тощенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: МГУ, 2005.

9. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. – М.: Академия, 2003.

Дополнительная:

10. Актуальные проблемы современного белорусского общества (2005 – 2010 гг.) / Д. Г. Ротман [и др.]; под ред. Д. Г. Ротмана [и др.]. – Минск: БГУ, 2011.

11. Валлерстайн, И. Конец знакомого мира: социология XXI века / И. Валлерстайн. – М. Системс, 2004.

12. Вебер, М. Избранное. Образ общества / М. Вебер. – М.: Наука, 1994.

13. Данилов, А. Н. Переходное общество: проблемы системной трансформации / А. Н. Данилов. – Минск: Беларуская навука, 1997.

14. Дарендорф, Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы / Р. Дарендорф. – М.: Ареста, 2002.

15. Добреньков, В. И. Фундаментальная социология: в 15 т. /В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М.: Академия, 2000—2007.

16. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм. – М., 1990. Ритцер, Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер. – СПб.: Ольга, 2002.

17. Рубанов, А. В. Социология массового поведения: учеб.-метод. пособие / А. В. Рубанов. – Минск: БГУ, 2011.

18. Соколова, Г. Н. Экономическая реальность в социальном измерении: экономические вызовы и социальные ответы / Г.Н. Соколова. – Минск: Беларуская навука, 2010.

19. Сурмач, М. Ю. Поведение молодежи: от демографических угроз к на­циональной безопасности / М. Ю. Сурмач. – Минск: Право и экономика, 2009.

20. Титаренко, Л. Г. Социология общественного мнения: курс лекций / Л. Г. Титаренко. – Минск: РИВШ, 2011.

21. Украинец, П. П. Социология управления: учеб.-метод. комплекс / П. П. Украинец. – Минск: БГУ, 2008.

22. Ценностный мир современного человека: Беларусь в проекте «Исследование европейских ценностей» / Д. Г. Ротман и [и др.]; под ред. Д. М. Булынко, А. Н. Данилова, Д. Г. Ротмана. – Минск: БГУ, 2009.

23. Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества. – М.: Перспектива, 2005.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: