НЕ СНИМАЙ С СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 8 глава




В основе индуистского мышления лежит представление о том, что мир — это майя, иллюзия. Его радости — эфемерны, они не настоящие; сейчас они есть, а через секунду их уже не стало. Смерть сотрет все, что начертано в книге жизни, и, в сущности, это происходит каждое мгновение. Эти две крысы, черная и белая, — это день и ночь: они подъедают корни жизни. В каждое мгновение нашей жизни мы и умираем тоже; умирание начинается в момент рождения. Как только ребенок рождается, он начинает умирать — две крысы уже вгрызаются в его жизнь. Корни младенца едва стали прорастать, но тут же началось их увядание. Вот он^г— жизнь и смерть, идут рука об руку. Рождение — один шаг, смерть — это шаг следующий, поэтому то, что мы называем днем нашего рождения, — это и день нашей смерти. Да, между ними может быть некий промежуток: семьдесят лет, а может, и все сто, но истинное расстояние между ними — лишь два шага.

Рождение и смерть по сути своей имеют одну и ту же природу. Индуисты говорят: «Все, что рождается, умрет». И тот, кто способен видеть глубже, в самом рождении разглядит смерть. Так что рождение на самом деле не такое уж счастливое событие, а если это так, тогда незачем оплакивать и смерть. То, что ты радуешься рождению и рыдаешь при виде смерти, просто доказывает, насколько ты слеп.

Время подтачивает твои корни, и с каждым прошедшим мгновением от тебя остается все меньше. Индуисты говорят, что спасения тебе нет; никакая сила в мире не сможет тебе помочь, ведь мир — это лишь продолжение смерти. Сбеги хоть на край света, спрячься в самых дальних его уголках; смерть все равно отыщет тебя. Ум думает, что ему удастся найти способ спастись — какое-то убежище, безопасное место, какую-то пещеру в горе, где можно было бы спрятаться. Вотум и возводит стены из богатства, престижа и положения в обществе или из науки, технологий, знаний. Тогда он решает, что обезопасил себя.

Человек думает, что есть какой-то способ избежать смерти. Но, согласно точке зрения индуистов, способов защитить себя от смерти не существует, так как смерть — сущность и основное свойство этого мира. Куда бы ты ни бежал, смерть будет наступать тебе на пятки.

Тигр в этой истории олицетворяет смерть. Он преследует тебя, и однажды — сегодня или завтра — ты достигнешь точки, где пути дальше уже не будет, и тебе придется прекратить эту гонку. Ты зашел в тупик. Впереди — пропасть, а сзади подходит тигр. Если ты опустишь взгляд к подножию утеса, то увидишь, что там тебя тоже поджидает смерть. Прыжок вниз означает верную гибель, да и тигр наверняка в живых тебя не оставит. Есть, правда, слабая надежда: можно спуститься по утесу. Но тут ты замечаешь, что внизу, у его подножия, тебя поджидает другой тигр.

Индуисты говорят, что жизнь со всех сторон окружена смертью, все пути для бегства перекрыты, выхода нет. Ты можешь бежать, если тебе так хочется, но это не поможет; ты только выбьешься из сил и добежишь до места, где тебе придется остановиться. И все же человек не оставляет своих попыток! Смерть повсюду: она и на вершине утеса, и у его подножия, даже одно неверное движение руки означает для тебя верную гибель. И все же человек пытается — он и дальше будет пробовать найти выход, до последней секунды своей жизни. Он будет цепляться за корни дерева, сами по себе не очень крепкие, потому что их подгрызают две крысы. Но человек надеется отыскать спасение даже в тоненькой соломинке, найти поддержку хотя бы в своих мечтаниях. Даже там, где все возможности исчерпаны, ум фантазирует и повторяет, что еще можно что-то сделать. Таково свойство ума: он всегда надеется.

Омар Хайям в своих «Рубайят» спрашивает у мудрецов, людей сведущих и разумных: «Почему все устроено так, что эта жизнь, где все кажутся такими несчастными, не прекращается? Что заставляет ее двигаться все дальше, дальше и дальше, хоть все вокруг так несчастливы? В чем секрет?»

Ответа на свой вопрос он так и не получил. Ученых и образованных людей на свете великое множество, а ответа так и не последовало. Тогда поэт задал свой вопрос небесам, ведь небо всегда было и всегда будет. Все остальное подвержено изменениям: люди приходят и уходят, великие цивилизации рождаются и умирают; и за всем этим наблюдают небеса. Они — самый большой наблюдатель на свете. Итак, поэт вопрошает небо: «В чем секрет жизни? Почему она продолжается?» И с небес раздался голос: «Причиной тому — надежда!»

Страдания могут быть неисчислимы, но надежда больше их всех, вместе взятых. Жизнь продолжается не из-за того, что есть счастье, — едва ли оно существует. А если бы жизнь наполняли одни страдания, она тоже долго не продлилась бы: ты бы совершил самоубийство. Вот почему в жизни каждого мыслящего человека случаются моменты, когда он подумывает о самоубийстве; он размышляет о том, что в книге его жизни стоит написать эпилог: «Какой смысл каждое утро подниматься с постели и каждый вечер ложиться опять? Та же еда, та же одежда, та же однообразная и скучная работа! Похоже, в этом вечном беге по замкнутому кругу нет никакого смысла. А если конец у всех один — ты в любом случае умрешь, то почему бы не сделать это прямо сейчас? Что в этом плохого? Еще тридцать-сорок лет такой же круговерти, и я должен буду умереть, а если меня все равно поглотит пучина смерти, почему бы не броситься в нее прямо сейчас? Ведь все это время мне придется столько вытерпеть, будет еще столько страданий и суеты. Зачем мне все это?»

Так что рано или поздно, но каждый мыслящий человек раздумывает о самоубийстве. Только глупец никогда не думает, что стоит свести счеты с жизнью. Но мыслители, люди тонко чувствующие, не раз оказываются в ситуациях, когда им хочется покончить с собой: «Если этому должен прийти конец, пусть уж я сделаю это собственноручно!»

Так что жизнь наполнена страданиями до краев, а счастья не видно и следа, и все же надежда твердит тебе: «Завтра! Ты не получил это сегодня, значит, получишь завтра». Самоубийство может и подождать — и не потому, что жизнь твоя хороша, все из-за надежды — ты надеешься, что завтра тебе откроются двери рая, думаешь, что следующее мгновение одарит тебя невиданными сокровищами. Следующее мгновение так соблазнительно! Вот почему все мы живем в будущем.

Ум — это еще одно название надежды на будущее.

Одна смерть нависает над нами, другая смерть вертится у нас под ногами, а мы болтаемся между ними двумя, цепляясь за корни, которые в любую секунду могут оборваться. И даже если корни выдержат, нашим рукам долго не вытерпеть, очень скоро они устанут. И все же в нас живет надежда. Еще можно что-то сделать, время еще есть, и надежда нас не покидает. И вот в минуту, когда тебя переполняет надежда, ты видишь плод, дикую землянику или другую ягоду, и тут ты забываешь обо всем; весь этот кошмар, в котором ты очутился, вылетает у тебя из головы.

Удовольствие мимолетно, но из-за него ты забываешь обо всем на свете. Это своего рода опьянение. Вкус будет чувствоваться лишь мгновение, но глубина неосознанности, в которую он тебя погружает, — безмерна. Это мгновение заставляет тебя забыть обо всем — обо всех твоих страданиях, о трудностях пути, о боли, оставшейся в прошлом, о боли, которая ждет тебя впереди. Этот вкус заставляет тебя забыть обо всем. Удовольствие мимолетно, но оно заслоняет собой всю истину, всю реальность брахмана.

Индуисты использовали эту историю, чтобы дать тебе предупреждение — не затеряйся в мимолетных удовольствиях. Сохраняй осознанность, не пытайся забыть о смерти; никакой плод, каким бы вкусным он ни был, от смерти тебя не спасет. Пусть у жизни не будет ни единого шанса заставить тебя забыть реальность — хоть через вкус, хоть через жадность. Не давай ей такой возможности. Не позволяй, чтобы твои чувства заслоняли собой жизнь.

Обоняние, чувство вкуса — это только одно из ощущений. То же могло произойти и через любое другое из них. История могла быть о том, что человек увидел прекрасную женщину, или танцующего павлина, или великолепный рассвет, или радугу через все небо, — ив это мгновение он забыл обо всем. Или мог вдруг почувствовать аромат распускающегося цветка, он мог забыться в минуту, когда его ноздри наполнились сладким запахом благовоний. Эта история — лишь аллегория того, как твои чувства помогают тебе забыться. В сущности, все чувства готовы стать бессознательными — они заинтересованы в бессознательности. Когда ты осознаешь, твои чувства мертвы; когда чувства просыпаются, ты впадаешь в неосознанность. В твоей неосознанности заключено пробуждение твоих чувств, в бессознательности чувств заключено твое пробуждение. Поэтому, когда проснулось одно из чувств, когда вкус заполнил рассудок, в эту секунду внутреннее состояние человека стало неосознанным. В такой критической ситуации, когда он был на волосок от гибели!

Махатма Ганди написал мемуары о своей молодости, где есть рассказ об одном драматическом эпизоде, сказавшемся на всей его последующей жизни. Как сказали бы психологи, Ганди получил травму. Она повлияла на все его будущее, оставив на его жизни отпечаток, от которого он так и не смог избавиться. Отец Ганди умирал. Врачи заявили, что эта ночь будет для него последней, дольше он не протянет; он умрет еще до восхода солнца. Сын, конечно же, остался на ночь у постели отца, ведь он знал, что каждый его вздох может оказаться последним. Но не только из чувства долга Ганди оставался рядом с умирающим, он был очень привязан к отцу и относился к нему с глубоким почтением.

Наступила полночь, пробило час, а Ганди все еще сидел у его ног. Отец задремал, а в голове Ганди стали роиться мысли: «Доктор ведь не предсказатель, почему он так уверен, что отец этой ночи не переживет? Это лишь его предположение...» и так далее.

Ум взялся за дело. Отец по-прежнему был погружен в сон. Ганди стал думать о жене, которая спала в соседней комнате. «Л что, если я схожу на минутку, повидаю жену, займусь с ней любовью, а потом вернусь. Ведь ничего плохого в этом нет?» И вот он оставил спящего отца и отправился к жене. Когда он занимался с ней любовью, раздался стук в дверь и чей-то голос сообщил ему, что отец скончался!

Именно это происшествие нанесло Ганди травму, которая повлияла на всю его жизнь. Его приверженность безбрачию, воздержанию от половых отношений — следствие того события. Безбрачие Ганди — это не безбрачие Махавиры. В нем нет ни блаженства, ни благодарности; скорее, это болезненное безбрачие, в нем много боли и страдания. Это нечто вроде раскаяния. В этом стоит разобраться, ведь не все разновидности безбрачия одинаковы. Все зависит от причины принятия этого обета.

Безбрачие Ганди — это покаяние за то, что он не был рядом с отцом в минуту его смерти. После этого он так и не смог приблизиться к жене с тем же чистым сердцем. Его повсюду преследовала мысль о смерти отца, терзало чувство вины: «Что же я за человек! Ведь мой отец умирал, а я без жены и одной ночи не смог утерпеть!» Более того, жена Ганди была в то время на девятом месяце беременности. Через неделю она родила мертвого ребенка. Занятия сексом с женщиной, которая находится на последних месяцах беременности, могут быть небезопасными для ребенка. Поэтому Ганди еще больше укрепился в убеждении, что его визит к жене в ночь смерти отца привел к смерти его нерожденного ребенка.

Еще десять-пятнадцать лет назад врачи утверждали, что представление о том, будто половой акт в последние дни беременности может привести к смерти ребенка, не более чем выдумка и суеверие. Но в последние годы были проведены исследования, показавшие, что все это может оказаться правдой: ведь когда женщина занимается любовью, ее сердце бьется чаще, а когда она достигает оргазма, количество кислорода у нее в крови резко увеличивается. Все эти изменения могут повлиять на питание кислородом ребенка в матке. Плод еще очень чувствителен и раним, и общее воздействие всех этих факторов может оказаться для него крайне негативным. Недавно опубликованные исследования подтверждают, что это суеверие может оказаться правдой, поскольку в момент оргазма вся биохимия женского организма претерпевает изменения. Тело потеет, сердце бьется чаще — кажется, будто весь организм охвачен внезапной лихорадкой! А нерожденный ребенок хрупок, он очень зависим от матери. Ребенок даже дышать сам не может; дыхание матери — это и его дыхание, а в волнении страсти ее дыхание становится таким прерывистым, что снабжение кислородом плода может приостановиться и он погибнет.

Случившееся стало для Ганди огромным потрясением. «Мой ребенок погиб, отец умер, а мои сексуальные желания столь велики, что я не смог сдержаться, несмотря на то, что жена была на последнем сроке беременности! Меня не остановило даже то, что отец был при смерти!» Именно тогда в сознании Ганди родились чувства раскаяния и вины, появились ненависть к сексу и его отрицание. Но в ту минуту, когда страсть к жене завладела его рассудком, он позабыл обо всем на свете. Он забыл, что отец вот-вот испустит последний вздох; он забыл, что жена на последнем месяце беременности.

Как только в твоем уме поселяется желание, осознанность засыпает мертвым сном. Еще об этом можно сказать так: желания захватывают твой ум, только когда в тебе засыпает осознанность. Они взаимосвязаны. Вкус — это лишь символ, аллегория; открывая дверь любому из чувств, ты закрываешь двери осознанности.

Индуисты рассказывали эту историю, чтобы ты не затерялся в мимолетном и не забыл о вечном. Способно ли одно мгновение окутать вечное туманом забвения? В среде индуистских мыслителей этот вопрос стал предметом горячих споров. Они спрашивали: «Как же это происходит, что майя, иллюзия, заслоняет собой брахман, высшую реальность? Как получается, что темнота, нереальное, закрывает свет? Почему безродное невежество сбивает с пути высшее сознание и блаженную душу? Как все это могло случиться? Если майя — это иллюзия, почему же мы по ее вине остаемся неприкаянными и потерянными?»

Именно так и происходит, и ты поймешь это, если до тебя дойдет смысл этой истории. Брахман исчезает в то же мгновение, когда исчезаем и мы.

Наш сон — это его исчезновение. Точно так же, когда восходит солнце, ты закрываешь глаза. По сравнению с солнцем, силы у глаз очень мало, но при всей своей слабости глаза могут заслонить от тебя солнце. Можно ли сравнить силу век с силой, которой наделено солнце? Они такие маленькие, и все же они могут закрыть от тебя солнце! Закрой глаза, и солнце исчезнет. Ты можешь смотреть на Гималаи, но как только ты закроешь глаза, Гималаи исчезнут. Тебе в глаз может попасть крохотная пылинка, и она заставит твои глаза закрыться. Маленькая пылинка может стать причиной исчезновения Гималаев!

Брахман никуда не делся, он на месте. Но пока наши глаза закрыты, для нас он исчезает. Все органы чувств — это средства нашего усыпления. Чувствам выгодно, чтобы мы спали, пребывали в бессознательном состоянии. Вот почему тамас, бессознательное существование, встречает столько возражений. Тамас — это состояние погруженности в сон; оно означает жизнь во сне, или бессознательное существование. Все, что погружает тебя в тамас, делает окружающий мир более ярким и привлекательным.

Мгновение, когда человек в этой истории попробовал плод, стало мгновением его погружения в тамас. Теперь его осознанность закрыта — она потерялась в ощущении вкуса. Все, кроме вкуса, перестало для него существовать — брахман, истина, окружающая реальность; воспринимать все это он теперь не может. Если в жизни много боли и страданий, мы часто стремимся забыться, стараемся впасть в бессознательное состояние. Вот почему во всем мире столь популярен алкоголь. И сколько бы священники в своих проповедях ни твердили о вреде пьянства, это не помогает — пьющих меньше не становится, ведь в жизни людей столько горестей, и священники своими проповедями никак не помогают от них избавиться. Горести и печали людские велики, и если у человека не получается убежать от них, что еще ему остается делать? Он должен или выйти за пределы страдания, а это случается лишь изредка и становится возможным для достигших состояния будды, или он должен попытаться забыть обо всем, а в этом помогает алкоголь. В сущности, все многочисленные способы достичь опьянения служат одной цели.

Любое проявление чувственности — это тоже разновидность интоксикации. При взгляде на красивую женщину или красивого мужчину ты на мгновение оказываешься одурманенным. Когда я говорю об этом, то в моих словах не только символический смысл. Современные исследования психологов показывают, что при виде красивой женщины или привлекательного мужчины гормональный баланс твоего организма изменяется. Есть такие железы, которые выделяют в кровь одурманивающие вещества. Поэтому вид красавицы тебя опьяняет. Тогда ты можешь броситься за ней, забыв обо всем: обществе, принятых в нем правилах поведения, законах и морали. Ты можешь даже наброситься на нее. В суде ты, наверное, будешь доказывать, что ничего такого не делал. И это будет правдой. Твое тело было настолько охвачено дурманом, что сам ты ничего не совершал, ты не был хозяином своего тела и автором тех действий, все случилось само собой. Ты не принял осознанного решения сделать это, вся ответственность лежит на гормонах, на биохимии твоего организма. Можно потерять рассудок и при виде денег, ты совершенно не будешь отдавать отчета в своих действиях.

Индуистам история о человеке и тигре служила напоминанием: даже секунда проявления чувств заслоняет собой вечный брахман. Но Будда использовал эту же историю совершенно иначе. Она поможет тебе понять некоторые коренные различия между индуистским и буддистским мышлением.

Индуисты утверждают, что мгновение — ложно, а истинно только вечное. Они говорят, что мгновение — это лишь сон, ведь слово «мгновение» значит, что секунду назад его не было и секунду спустя его тоже не будет. Индуистская мысль отстаивает ту точку зрения, что, если чего-то не было секунду назад и его не станет через секунду, тогда его существование в настоящем моменте не может быть реальностью. То, что не было реальным с двух сторон, не может быть реальным и посередине. Реальность — а так индуисты определяют истину — это лишь то, что вечно; то, что всегда есть, всегда было и всегда будет; то, что не подвержено ни гибели, ни уничтожению.

Но у буддистов иное определение. Индуисты — за вечность, Будда — сторонник мгновения. Будда утверждает, что именно в мгновении заключена истина. Нет ничего вечного, ничего постоянного; постоянство — это лишь мысль, изобретение, гипотеза, выдвинутая философами. Только мгновение реально. Истинно только то, что есть здесь и сейчас, нет никакой другой истины помимо этого мгновения. Будда стремится направить нас в настоящее. Реальность — это здесь и сейчас: вот что Будда подразумевает под истиной. Нет иного времени, кроме этого мгновения; в нашем распоряжении всегда есть именно оно.

Вечность — это умозрительное построение, мгновение — это реальность.

Но вот что интересно: в конечном счете эти две диаметрально противоположные точки зрения приводят к одному и тому же результату.

Так давайте перейдем к тому, каково понимание реальности момента и этой истории в интерпретации Будды.

Будда говорит, что, преследуемый тигром, ты бежишь через джунгли. Смерть наступает тебе на пятки и ты оказываешься на краю обрыва, а у подножия тебя поджидает другой тигр. Будда не хочет пугать тебя всем этим. Он говорит, что так устроена жизнь, такова природа вещей. В индуистской версии этой истории присутствует некая тень страха. Так и должно быть, поскольку на поиски брахмана ты отправишься, только если тебя страшит мир майи. Но Будда говорит: «Нет никакого брахмана, и ничего искать не нужно. Вот все, что есть, назови это хоть майей, хоть как-то еще. Смерть преследует тебя — это факт, такова правда жизни. А страшно тебе из-за ума, это он заставляет тебя бояться. Иначе ты бы просто принял как естественное проявление жизни то, что смерть окружает ее со всех сторон, и мы добежали до края обрыва».

Согласно Будде, ты всегда находишься на краю обрыва. А дорог, ведущих вперед, не бывает. Движение возможно, только если в твоем распоряжении два хмгновения. Если же места достаточно лишь для того, чтобы ты мог поставить ноги, то где будет пролегать твой путь? Для движения необходимо пространство. Чтобы ум имел пространство для маневра, необходимо время. А все, что есть, — это момент сейчас.

Так куда же ты можешь направиться? Куда можешь пойти? Самое большее, что у тебя получится, — это подпрыгивать на одном месте, вверх-вниз, ведь никаких путей-дорог, ведущих куда бы то ни было, не существует. Согласно учению Будды, никакого перемещения в пространстве не происходит. Ты просто бежишь на одном месте! Будда говорит, что у тебя есть только этот момент и в нем твой ум продолжает подпрыгивать. Вот так и получается, что ты всегда находишься на одном месте и никакого пути перед тобой не простирается. В тот день, когда ты это увидишь, ты остановишься; все твои бессмысленные прыжки прекратятся.

Мир — это просто прыжки на одном месте, которые совершает человеческий ум, и ни к чему они так и не приводят. Одна жизнь сменяется следующей, а мы все не унимаемся: мы так резво бежим, но никуда не добегаем; мы очень бодро шагаем, но так никуда и не доходим. При этом нам и в голову не приходит остановиться и посмотреть, а чем же мы занимались все это время, или подумать — может, мы просто топтались на одном месте? Ведь после стольких усилий и пройденных километров ты уже должен был куда-то дойти!

Человек идет по жизни, чтобы в конце ее оказаться там же, где он был в момент рождения. Весь его жизненный путь кажется просто сном. Представь, что ты спишь и видишь сон, будто ты сел в самолет и полетел в Нью-Йорк. Это грандиозное путешествие; чтобы подготовиться к нему, ты потратил много времени и сил. Но, проснувшись утром, ты видишь, что так и остался дома, лежишь в постели. Тогда ты говоришь, что все это просто тебе приснилось. Почему ты утверждаешь, что это был сон? Оттого, что на самом деле никуда не летал. Если бы, открыв глаза, ты увидел, что и вправду оказался в Нью-Йорке, ты не смог бы сказать, что это лишь сон. Сновидения по сути своей — это движение, при котором ты никуда не перемещаешься. Тогда утром ты говоришь: «Это был только сон». Если бы можно было проделать с тобой такую мистификацию: тебе приснилось, что ты летишь в Нью-Йорк, а потом ты просыпаешься и видишь, что на самом деле очутился в Нью-Йорке. Вот тогда бы ты призадумался!

Тогда ты не смог бы сказать, что тебе просто снился сон, ведь он стал реальностью.

Будда говорит: «Реальность — это путь, который приводит тебя к месту назначения. Нереально то, что никогда к месту назначения тебя не приведет. Нереально все, что никогда и никуда тебя не ведет, и не имеет значения, как долго ты следуешь по этому пути». Лишь когда твои глаза открыты, ты способен видеть, что этот долгий путь ведет в никуда и что ты не сдвинулся с места! Вот что имеет в виду Будда, когда говорит, что мир — это сон. Будда тоже называет видимый мир майей, иллюзией, но не противопоставляет ему брахман. Для Будды никакого брахмана не существует, есть только майя. И в этом стоит разобраться.

Будда говорит, что брахман — лишь новая надежда твоего ума. Ты думаешь, что перестал надеяться, ведь ты отказался от надежд на богатство и блага этого мира, но на самом деле ты лишь перенес их на брахман. Ты пришел к пониманию того, что этот мир не представляет собой никакой ценности; ничего, чем бы стоило обладать, он тебе предложить не может, но тут оказывается, что все мало-мальски стоящее спрятано там, в брахмане.

Раньше нужно было добиваться мира, теперь нужно достичь брахмана, но твой ум не сошел с пути достижений. Будда говорит, что, пока есть то, чего нужно достигать, ум все еще присутствует.

Вот почему Будда повторяет: «Избавьтесь от брахмана! Оставьте его в покое, ведь вы опять превратите его в объект своих устремлений». До вчерашнего дня ты ходил в сторону рынка, теперь ты отправишься в храм, но твое движение продолжится. До сих пор ты копил богатства, каждый день ты снова и снова пересчитывал стопки бумажных купюр. Отныне ты будешь копить добродетели, но накопление никуда не исчезнет. Добродетель для тебя такое же богатство, как и деньги.

И помни: точно так же, как и деньги, общественное признание приносят и добродетели. Купюра в сто рупий, которая лежит у тебя в кармане, становится купюрой в сто рупий потому, что таковой ее признало общество. Завтра общество скажет, государство объявит, что все сто-рупиевые купюры являются недействительными, тогда они не будут стоить и цента. То, что мы называем добродетелью, — это не что иное, как условность, признанная обществом.

В Индии считается добродетелью жениться на одной женщине. Если ты женишься на четырех, у тебя будут неприятности. Так что если индус женится на одной женщине, то это хорошо. Ведь даже будучи холостяком, ты не освобождаешься от сыновнего долга своему отцу. У тебя не будет детей, и как же ты сможешь отдать этот долг? Для индуса жениться на четырех женщинах — это грех. Если у мусульманина будет четыре жены, это добродетель, в этом нет ничего предосудительного. Валюта из четырех жен признается у мусульман, но не у индуистов.

Добродетель и грех — это тоже валюта; они так же признаются обществом. Если ты живешь один в джунглях, какой там может быть грех и какая добродетель? И что ты будешь там делать со своей сотней рупий? Какой толк от этих ста рупий в джунглях? Там сторупиевая бумажка будет обычным клочком бумаги. Твои добродетели окажутся в джунглях таким же клочком бумаги — впрочем, как и грехи. Каким бы распрекрасным человеком ты ни был, в лесу никаких особых достоинств ты не обретешь. Как ты можешь стать хорошим в лесу? Здесь нет никого, к кому ты мог бы проявить свою доброту; нет никого, кому мог бы оказать услугу. Как ты можешь стать здесь плохим? Те, кого ты мог бы оскорбить или убить, здесь не водятся. Ты совершенно один, поэтому исчезают и грех, и добродетель. Грех и добродетели — это разменные монеты общества.

Так что человек поначалу копит богатства, увеличивая суммы на своем банковском счету. Тем самым он тоже укрепляет свое эго: «Смотрите, какой я богатый!» Будда говорит, что, когда человек отказывается от всего этого, он начинает копить добродетели; тогда он создает банковский счет для своих достоинств. И помни: для этого понадобится гораздо больше сообразительности. Ведь обычный банковский счет ты с собой не заберешь, а вот банковский счет, на котором лежат твои добродетели, останется, как ты надеешься, при тебе; смерть не сможет его у тебя забрать.

Был я в одном городе. В местной общине мусульман существует одно поверье: мулла составляет записку с перечислением всех добродетельных поступков, совершенных человеком, и всех пожертвований, сделанных им в благотворительных целях, а затем скрепляет ее своей подписью. Когда человек умирает, эту записку кладут ему в могилу, чтобы, когда усопший предстанет перед Богом, она служила свидетельством всех его праведных дел и добродетелей.

Будда призывает не заниматься подобными глупостями, ведь такой Бог — не что иное, как продолжение твоего собственного делового мышления, а твое эго не только не исчезнет от всего этого, но и ничуть не уменьшится. Теперь оно привязывает себя к Божественному, отныне ты любой ценой должен будешь его достичь. Теперь ты не успокоишься, пока брахман не окажется у тебя в кармане, пока ты не сможешь объявить: «Смотрите, я не только покорил весь мир, я еще и Божественное прихватил с собой».

Твое «я» не позволяет тебе видеть дальше собственного носа. Твой брахман ограничивается твоей персоной, все для тебя ценное замыкается на тебе; твои желания связаны с тобой, твоя молитва ограничена только тобой.

Я слышал такую историю. Богатый еврей пришел к мистику-хасиду и сказал: «Я хочу молиться,

но сколько бы я ни пытался, желания не дают мне покоя. Я хочу отдавать, хочу делать пожертвования, но за этой благотворительностью прячется моя жадность, во мне живет стремление получить что-то взамен. Я могу лишиться чего-то, но это тоже лишь сделка: я надеюсь, что все окупится, причем сторицей, только тогда я способен утратить. И сколько бы я ни закрывал глаза, я не вижу никакого Бога. Я по-прежнему переполнен своим «я». Что же мне делать? И в чем причина того, что со мной происходит?»

Мистик произнес: «Пойдем со мной». Он подвел богача к окну. В окне было прозрачное стекло; за ним виднелись деревья, птицы, белая цапля пролетела в вышине; ярко светило солнце, по небу плыли облака. Мистик сказал: «Смотри. Ты все хорошо видишь?»

Богач ответил: «Да, конечно, оконное стекло такое чистое и прозрачное».

Тогда мистик повел богача к другой стене, на которой висело зеркало. Он спросил: «Ты видишь, в чем разница между этим стеклом и тем, что ты видел только что?»

Богач стоял перед зеркалом и ничего, кроме себя самого, в нем не разглядел.

«И там, и тамстекло,сказал мистик. — В чем же разница?»

Богач рассмеялся и сказал: «Я понял! Отличие в тонком слое серебра. На том стекле нет никакого серебряного покрытия, а на этом стекле такое покрытие есть. Из-за него через это стекло ничего не видно, я могу в нем разглядеть только самого себя. Я понял! Меня окружает такой же серебряный слой. Вот почему всякий раз, глядя вокруг, я ничего не вижуни Бога, ни Божественного,а вижу только себя самого».

Это серебро может быть самых разных видов. Оно может быть мирским, а может и духовным. Но пока тебя покрывает слой желаний, — а это и есть то самое серебро, — ты окружен самим собой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: