Основные направления политического сотрудничества между странами Восточной Азии.




1. КНР-Индия

2. Япония – Южная Корея

3. КНР – РК

4. КНР – КНДР

5. Япония – Сингапур (+Индонезия, Филиппины)

• Сокращается количество споров, большинство из которых в мире происходит именно между соседними государствами по причине того, что соседи благодаря географической близости часто угрожают благосостоянию друг друга, отрицая нередко при этом то чувство общности, которое порождается родством культур и этносов.

 

• Если в регионе формируется традиция мирного сосуществования государств друг с другом, то это способствует стремлению установить стабильные и дружеские отношения и с географически удаленными странами.

 

•Процессы региональной интеграции в результате того, что они происходят в рамках доктрины взаимного стратегического сдерживания, ведут к появлению региональных блоков с ограниченными геополитическими устремлениями. Как отмечает Ч.Капхен: «Геополитические амбиции Европейского Союза сдерживаются внутренними противоречиями между наднациональными институтами и национальными государствами. Внешние амбиции регионального блока Восточной Азии будут схожим образом ограничены «сдерживающей» коалицией Китая и Японии и взаимными обязательствами, необходимыми для интеграции отдельных государств региона. В Азии, как и в Европе, языковые и культурные разделительные линии будут замедлять процесс централизации и не позволят региональному блоку превратиться в унитарное государство-монстра с замашками хищника». Одним словом, регионы в большей степени сосредоточены на решении внутренних проблем, на обеспечении региональной стабильности и безопасности, нежели на распространении своего влияния на весь мировой порядок.

 

• Появляется большая возможность прогнозировать конфликты и оперативно их разрешать.

• Региональная интеграция обеспечивает экономическую и политическую модернизацию отсталых стран региона, следствием чего является уменьшение конфликтов в регионе.

• Создание крупных региональных центров повышает эффективность процесса принятия решений на глобальном уровне, ибо региональные центры выходят на глобальный уровень решения той или иной проблемы со своей общей выработанной в регионе позицией, а чем меньше участников принятия решений за столом переговоров, тем проще достичь компромиссного результата.

• Процесс региональной интеграции позволяет не только ведущим странам мира, но всем остальным, средним и малым, чувствовать себя фактически полноправными акторами современной геополитики.

• Восточная Азия – это огромная территория, которая делится на северо-восточную и юго-восточную части. Северо-восток – это Япония, Китай, обе Кореи и тихоокеанское побережье России. Юго-восток – это Индия и страны Ассоциации государств юго-восточной Азии (АСЕАН): Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней-Даруссалам, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа и Папуа – Новая Гвинея со статусом специального наблюдателя; заявку на получение статуса наблюдателя в 2002 г. также подал Восточный Тимор. В этом регионе находятся государства, сравнимые с целыми континентами, - Индия, Китай.

• Два больших архипелага – Филиппины и Индонезия, состоящие из тысячи островов, контролируют некоторые важные морские пути, поэтому они имеют особое влияние на другие крупные страны.

• Бурное экономическое развитие сопровождается формированием среднего класса – социальной основы для политической демократизации. В последние десятилетия к демократическим формам политического устройства перешли или переходят Южная Корея, Таиланд, Филиппины, Индонезия. В результате наличия большого количества демократических стран в регионе была создана такая организация, как Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум (АТПФ).

29.

Региональная интеграция
Региональная интеграция - важная особенность развития современных международных отношений; в мире практически не осталось государств, которые бы не являлись членами одной или нескольких их групп. Интеграционные группировки превратились в важный инструмент мировой политики, внешнеторговой и инвестиционной мировой экономики.

На протяжении почти пяти послевоенных десятилетий вопросы региональной интеграции явно не относились к числу приоритетных для восточноазиатских стран. В 2000-е годы, уже ни одна из них не могла не учитывать интеграционные процессы в своей экономической стратегии. Созданы институты многостороннего сотрудничества. Обсуждаются пути образования Восточноазиатского сообщества.
Усиление интеграционных тенденций обусловлено тремя основными факторами. Во-первых, увеличиваются объемы торговли и финансовых потоков между восточноазиатскими странами и территориями, более глубокой становится внутрирегиональная производственная специализация, возрастает межстрановая мобильность рабочей силы. Это часто называют фактической интеграцией.
Во-вторых, восточноазиатские страны опасаются «отстать» от других регионов, особенно от Европы и Северной Америки, по масштабам и темпам формирования региональных интеграционных институтов. В Европе есть Европейский Союз - ЕС, в Северной Америке - Североамериканская зона свободной торговли - НАФТА. В Азии подобные объединения пока отсутствуют. Соответственно, здесь возникают опасения, что два вышеупомянутых блока будут определять правила игры на мировой торгово - экономической арене, а остальные будут вынуждены к ним приспосабливаться. Подобные настроения особенно характерны для государств АСЕАН, которые боятся быть задвинутыми на второй план крупными блоками и ведущими экономическими державами.
В-третьих, азиатский кризис подчеркнул необходимость решения актуальных проблем региона собственными силами составляющих его стран, а это невозможно без создания систем многостороннего регионального сотрудничества. Первой из них стала сеть двусторонних валютных своп-соглашений в 2000 г. Затем сотрудничество распространилось на другие сферы, среди которых - энергетика, охрана окружающей среды, строительство объектов инфраструктуры и т.д.
Основная платформа многостороннего взаимодействия стран региона это АСЕАН+3 в составе государств АСЕАН, Китая, Японии и Южной Кореи.
Связи с США, европейскими государствами и прочими внерегиональными партнерами остаются критически важными фактически для всех восточноазиатских стран. Данное обстоятельство, наряду с огромными внутрирегиональными различиями, а также сложностями в политических взаимоотношениях азиатских стран, фактически исключает возможность создания в Восточной Азии какого-либо блока с едиными импортными пошлинами и прочими общими правилами, регулирующими отношения с «внешними» партнерами. Восточноазиатским условиям наилучшим образом соответствуют гибкие формы интеграции, которые сохраняют за каждой страной полную свободу действий в том, что касается отношений со странами других регионов.

30.Интеграционные объединения стран Восточной Азии с участием России.

АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ ФОРУМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (АТЭС)– международная экономическая организация, созданная для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. В настоящее время объединяет экономики 21 страны самого разного уровня развития (Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (специальный административный район КНР), Канада, Китайская народная республика (КНР), Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония).

Основана в г. Канберра (Австралия) по инициативе премьер-министра Австралии Б. Хоука в 1989. Первоначально в нее вошли 12 стран - 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся государств Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины). К 1997 в АТЭС входили уже почти все основные страны тихоокеанского региона: новыми членами стали Гонконг (1993), КНР (1993), Мексика (1994), Папуа-Новая Гвинея (1994), Тайвань (1993), Чили (1995). В 1998, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов – России, Вьетнама и Перу – введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия.

Цели организации:

ü поддержание экономического роста стран региона;

ü укрепление взаимной торговли;

ü ликвидация ограничений на передвижение между странами товаров, услуг и капиталов согласно нормам ГАТТ/ВТО.

Хотя деятельность АТЭС развертывается на основе преимущественно неформальных механизмов, она развивается вширь и вглубь.Наиболее важным направлением являются мероприятия, направленные на стимулирование взаимной торговли и зарубежных инвестиций.

Странам АТЭС уже за первое десятилетие удалось добиться сильного снижения таможенного обложения, хотя и продолжает сохраняться их дифференциация. Параллельно снижаются и другие, нетарифные протекционистские барьеры (количественные ограничения на экспорт и импорт, трудности в импортном и экспортном лицензировании, экспортные субсидии и др.). В результате, например, ежегодные темпы прироста экспорта стран АТЭС составляли в 1995–2000 4,7%, в то время как в других странах мира – только 3,0%.

Россия заинтересована развивать отношения с АТЭС, поскольку на них приходится около 20% российской внешней торговли и около 25% накопленных иностранных инвестиций в РФ. Поэтому уже в марте 1995 по распоряжению президента РФ была подана заявка на вступление в Форум, в 1998 на Ванкуверском саммите Россию приняли в АТЭС как полноправного члена.В ноябре 1998 по инициативе МИД России был сформирован «Деловой клуб АТЭС» – неформальное объединение представителей российских деловых кругов, ориентированных в своей деятельности на азиатско-тихоокеанский регион. В него входят более 50 крупных российских фирм и банков.Первым важным мероприятием в России в рамках Форума АТЭС стало прошедшее в мае 2001 в Москве заседание ДКС, в котором приняло участие около 100 представителей деловой элиты стран АТЭС.

К сожалению, даже сейчас связи большинства стран-участниц АТЭС с Россией довольно слабы, им не хватает информации о нашей стране и её деловых кругах. Одной из основных причин этой негативной ситуации эксперты считают недостаточную активность российских представителей в ДКС АТЭС, их слабую взаимосвязь с российскими государственными ведомствами и деловыми кругами.

2.Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996—1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы.

Общая территория входящих в ШОС стран составляет 30 млн км², то есть 60 % территории Евразии. Общая численность населения стран ШОС равна 1 млрд. 455 млн человек (2007 год),[1] четвёртая часть населения планеты.[2] Экономика КНР — вторая в мире по ВВП после США (также уступает суммарному ВВП Евросоюза).

ШОС не является военным блоком (как, например, НАТО) или открытым регулярным совещанием по безопасности (как, например, АРФ АСЕАН), а занимает промежуточную позицию.[3] Главными задачами организации провозглашены укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом[4],наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: