Можно выделить три группы источников муниципального права с учетом различных уровней правового регулирования муниципальных отношений.




Семинар 2. Источники муниципального права: понятие, классификации.

План

1. Понятие источников муниципального права.

2. Классификации источников муниципального права:

1) с учетом различных уровней правового регулирования муниципальных отношений.

2) по юридической силе;

3) по предметам ведения местного самоуправления, которые в этих источниках затрагиваются;

4) по кругу субъектов, их принявших.

3. Устав муниципального образования: порядок принятия, вступления в силу, содержание.

 

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

2. Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.)

3. Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».

11. Закон Свердловской области от 14 июня 2005 г. № 49-ОЗ «О Реестре должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований».

12. Закон Свердловской области от 29 октября 2007 г. № 136-ОЗ «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области».

13. Устав города Нижний Тагил Свердловской области.

14. Постановление Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 22 ноября 2012 г. № 2601 «О Реестре должностей муниципальной службы Администрации города Нижний Тагил».

15. Постановление Главы города Нижний Тагил Свердловской области от 1 марта 1999 г. № 105 «Об утверждении структуры и сокращении штатов администрации города Нижний Тагил».

Судебная практика:

1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2
«О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

2. Постановление от 30 мая 1996 г. «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 58 и пункта 2 статьи 59 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

1) Используя учебную литературу, найдите определения источников муниципального права, сравните их, сделайте вывод. Давая определения, не забывайте делать ссылки на использованные источники (необходимо называть автора, название работы).

Источниками муниципального права являются правовые акты, в которых устанавливаются, изменяются или отменяются правовые нормы, направленные на регулирование муниципальных отношений.

2) Далее необходимо рассказать о существующих классификациях источников муниципального права. Обязательно приводите примеры нормативных правовых актов, дайте им краткую характеристику. Основные нормативные акты вы сможете найти в папке «НПА_Муниципальное право», а также в СПС «Гарант» или «Консультант» или на официальном интернет портале правовой информации.

Можно выделить три группы источников муниципального права с учетом различных уровней правового регулирования муниципальных отношений.

К первой группе относятся нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне.

1) Конституция РФ

2) Федеральные законы

3) Указы Президента РФ

4) Постановления Правительства РФ

5) Нормы муниципального права могут содержаться в нормативных правовых актах других федеральных органов исполнительной власти; в постановлениях Конституционного Суда РФ (например, постановление от 30 мая 1996 г. «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 58 и пункта 2 статьи 59 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В российской юридической науке судебный прецедент традиционно не считался источником права. Однако в настоящее время постановления и определения Конституционного Суда РФ играют важную роль в правовом регулировании местного самоуправления в России. С их помощью разрешаются правовые коллизии в сфере местного самоуправления, вызванные принятием нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ.

Вторую группу источников составляют нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Федерации.

В третью группу источников входят нормативные правовые акты, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципальных образований, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Источники муниципального права можно также классифицировать и по другим основаниям:

1) по юридической силе (уровень юридической силы правового акта, являющегося источником муниципального права, зависит от вида акта, его места в системе правовых актов государства и других факторов);

2) по предметам ведения местного самоуправления, которые в этих источниках затрагиваются (по этому основанию они могут подразделяться на акты, касающиеся управления муниципальной собственностью, местными финансами, определяющие порядок принятия и изменения уставов муниципальных образований и т.д.);

3) по кругу субъектов, их принявших (акты, которые принимает население муниципального образования и акты, которые принимают органы местного самоуправления; акты органов государственной власти по вопросам местного самоуправления и акты муниципальных образований и т.д.) и др.

Особое место среди источников муниципального права занимают договоры, которые могут заключать между собой муниципальные образования (например, когда одно из них находится в границах территории другого муниципального образования), а также муниципальные образования и другие субъекты права.

 

3) Муниципальным правовым актам посвящена глава 7 ФЗ № 131-ФЗ.

При подготовке к третьему вопросу, необходимо изучить Устав г. Нижнего Тагила. Рассказывая о порядке приема устава и его содержании приводите примеры из Устава г. Нижнего Тагила.

В соответствии с законом муниципальное образование самостоятельно разрабатывает свой устав. Порядок его разработки, принятия и изменения находится в ведении муниципального образования. Закон предусматривает два пути принятия устава муниципального образования: представительным органом местного самоуправления и населением непосредственно, т.е. местным референдумом или на сходе граждан. Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

Как правило, в уставе муниципального образования содержатся не только нормы об организации местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании, но и перечень основных актов местного самоуправления, подлежащих принятию представительным органом и главой муниципального образования, а также порядок подготовки и принятия таких актов, механизм их отмены. Устав муниципального образования закрепляет статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также гарантии прав должностных лиц местного самоуправления, определяет основания и порядок прекращения их полномочий. В уставе муниципального образования должны быть закреплены формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения. Речь идет о таких институтах муниципальной демократии, как местный референдум; муниципальные выборы; собрание (сход) граждан; народная правотворческая инициатива; обращения граждан в органы местного самоуправления, а также территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Устав муниципального образования устанавливает основания и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Уставом муниципального образования определяются экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

 

Для закрепления изученного материала и развития умений использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности необходимо решить следующие задачи.

Задачи

1. Жители села Иваново приняли на местном референдуме устав созданного ими муниципального образования и обратились в законодательный орган соответствующего субъекта РФ с просьбой зарегистрировать данный устав. Законодательный орган отказал на том основании, что принятый устав в качестве единственного института местного самоуправления в селе называл сельский сход, создание других органов местного самоуправления не предусматривалось. Представители села считают, что в соответствии с ч. 1 ст. 131 Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Кто прав в данной ситуации и почему?

 

2. Городская дума приняла Устав муниципального образования двумя третями голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании. Выяснилось, что на заседании городской думы отсутствовало три депутата. Прокурор города опротестовал это решение, указав на то, что на заседании не было необходимого кворума. Проясните сложившуюся ситуацию. Устанавливает ли федеральное законодательство норму голосования для принятия устава муниципального образования?

 

3. При принятии устава муниципального образования были проведены публичные слушания, однако их результаты не были размещены на сайте в местной печати, но были размещены на сайте местной администрации. Регистрирующий орган отказал в государственной регистрации устава, ссылаясь на то, что был нарушен порядок принятия устава. Проанализируйте ситуацию, дайте ей оценку.

 

4. Дайте правовые заключение на следующие предложения депутатов, которые возникли в представительном органе местного самоуправления при обсуждении проекта Устава муниципального образования: поскольку ФЗ № 131 (ст.42) правовое регулирование муниципальной службы осуществляется в том числе и Уставом, предусмотреть в нем, что статус муниципального служащего распространяется и на служащих органов территориального общественного самоуправления; предусмотреть дополнительные, по сравнению с законодательством, гарантии для муниципальных служащих.

 

5. Уставом муниципального образования была предусмотрена процедура согласования (утверждения) представительным органом кандидатуры при назначении ее на должность заместителя главы администрации. Входит ли решение данного вопроса в компетенцию представительного органа?

 

6.Что понимается в муниципальном праве под локальным актом? В каких случаях муниципальные правовые акты принимаются на сходах гражданами? Кто может отменить муниципальный акт?

 

7. Положением о контрольно-счетной палате, утвержденным представительным органом муниципального образования, было предусмотрено, что председатель и члены контрольно-счетной палаты назначаются на соответствующие должности сроком на 6 лет. Дайте оценку данной правовой норме.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: