СОЦИАЛИЗАЦИИ
Семейные традиции – это нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, культуры общения и преодоления возникающих проблем. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия, осмысливает первые нормы и ценности, осваивает первые социальные роли (в том числе – половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности) [1, с. 32].
На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и основным фактором социализации личности. Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения ребенка, именно в ней в процессе межличностных отношений между супругами, детьми, родственниками закладываются основные нормы и правила, нравственность, ценностные ориентации, формируется самосознание, особенности личности ребенка.
Формирование семейных ценностей у подростков относится к процессу воспитания и социализации. Процессы создания и осуществления воспитательных технологий значительно сложнее, так как в основе их всегда лежат отношения между воспитателем и учащимися, и они требуют от педагога умения вести за собой школьников, чтобы те сами выбрали отношение к вопросу и проблеме, которое предлагает педагог. Особое внимание в разработке технологии формирования семейных ценностей следует уделить решению следующих задач:
· повышение престижа и ценности семейного образа жизни;
· популяризация семейных ценностей, повышение статуса семьи, базовых духовно-нравственных ценностей;
· совершенствование информационной, просветительской, социальной деятельности, направленной на освоение семейных ценностей [2, с. 48].
Важными элементами формирования семейных ценностей у детей среднего школьного возраста являются:
· ценности, на основе которых строятся отношения между членами семьи;
· семейные традиции, задающие и сохраняющие основные семейные ценности;
· круг семейных событий и праздников, порождающих ценностные приоритеты семьи;
· идеал семейной жизни, определяющий ценностно-смысловую направленность семьи [1, с. 67].
Родительское воспитание – прежде всего большая работа по построению постоянного и прочного психологического контакта с ребенком в любом возрасте. В общении с детьми не следует обоим родителям во всем проявлять солидарность – она должна быть только лишь в оценке негативного поступка. Поддержание контакта особенно важно в общении с ребенком. Родителям надо знать самооценку своего ребенка и, не отвергая и не критикуя ее, советовать, что же нужно ему для того, чтобы соответствовать ей.
Таким образом, во всем мире и в современной России семья и семейные ценности продолжают выступать основным институтом первичной социализации для ребенка и подростка. В современном обществе, институт семьи, как отмечает российский социолог А.Г. Вишневский, «… ячейка общества основанная на супружеском союзе и родственных связях, это в первую очередь отношения между мужем и женой, затем между родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство...» [4, с. 6].продолжает выступать, по мнению авторитетных специалистов в этой области, как важнейший институт социализации, ввиду того, что он является обычной средой существования и развития человека от рождения и до смерти. При этом «… стиль семейной социализации связан с национальной культурой, традициями, а в их рамках - с социальной принадлежностью, уровнем образования, нравственными установками родителей. Эти обстоятельства влияют на характер воспитания детей» [4, с. 8].
Литература
1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: (Психологическое исследование). – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
2. Геворкян, Т.В. Семья как фактор развития ценностных ориентаций подростков: диссертация... канд. педагог. наук: 13.00.01 - Оренбург, 2010. – 232 с.
3. Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного возраста средствами образовательной деятельности: методическое пособие. – СПб.: ВВМ, 2015. – 128 с.
4. Вишневский, А.Г. Эволюция российской семьи. Экология и жизнь - 2008. – №7. – С.5-12.
А.Т. Игумнова
Студент направления подготовки
«Организация работы с молодежью»
Научный руководитель – к.ф.н.,
старший преподаватель
С.С. Богдан