Изучаемые вопросы:
1. Основные принципы образовательной политики Российской Федерации.
2. Государственная система образования: а) образовательные программы; б) типы и виды образовательных учреждений; в) органы управления образованием; г) формы получения образования.
3. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами
Система образования формируется государством, оно определяет структуру и уровни образования, принципы функционирования направления (перспективы) развития. Ведущую роль в организации системы образования играют принципы государственной политики. Именно они регламентируют ее деятельность, функционирование учреждений образования, органов управления образованием, создают нормативно-правовую основу, регулирующую отношения ее с государством, государственными институтами, отношения между субъектами образования.
Принципы государственной политики в сфере образования определяет Закон РФ «Об образовании». В соответствии с ним государственная политика руководствуется принципами, утверждающими, что система образования должна:
1. Носить гуманистический характер с приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
2. Поддерживать единое культурное и образовательное пространство, не только обучать, но и защищать и развивать учащихся и национальные, культурные традиции.
3. Создавать условия для общедоступности образования, приспособления системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся (воспитанников).
4. Иметь светский (не религиозный) характер и в государственных, и муниципальных учреждениях образования (исключая негосударственные ОУ)
5. Поддерживать свободу и плюрализм в образовании, внимательно относиться к различным мнениям и подходам (за исключением партийной деятельности)
6. Носить демократический, государственно-общественный характер управления образованием и допускать автономность (самостоятельность) образовательных учреждений.
Система образования формировалась постепенно. Сначала в Древней Руси были школы при монастырях и храмах. В них преподавалось то, что знали учителя. Никакой системы контроля за качеством образования не существовало. С укреплением государственной власти стала осуществляться попытка взять существующие школы под свой контроль. Для этого создавались специальные органы управления (общегосударственные и местные). Таким образом, система управления образованием стала включать в себя два вида учреждений: образовательные и органы управления. В таком виде система образования в России существовала вплоть до введения в действие Закона РФ «Об образовании» 1992г.
С принятием этого закона значительную роль стали выполнять государственные образовательные стандарты, которые определяют современное содержание образовательных программ и регламентируют деятельность образовательных учреждений.
Современная система образования представляет собой совокупность взаимодействующих: – государственных образовательных стандартов, образовательных программ; – сети образовательных учреждений; – органов управления образованием.
Образовательные планы и программы определяют содержание образования на каждом конкретном уровне образования для каждого типа и вида образовательных учреждений. Образовательная программа состоит из двух частей:
· Первая часть формируется на основе федерального компонента ГСО (70-75 %) – это так называемый обязательный для всех минимум содержания образования.
· Вторая часть создается на основе национально-регионального компонента ГСО и является обязательным только для граждан конкретного региона.
Все образовательные программы подразделяются на общеобразовательные и профессиональные. Первые направлены на формирование общей культуры человека, его адаптацию к жизни в обществе и создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ.
К общеобразовательным относятся следующие программы:
· -дошкольного образования;
· - начального общего образования;
· - основного общего образования;
· - среднего (полного) общего и дополнительного образования.
Профессиональные программы предназначены для подготовки специалистов соответствующих квалификаций путем последовательного повышения профессионального уровня.
К ним относятся:
– программы начального профессионального образования;
– среднего профобразования;
– высшего профобразования и дополнительного профессионального образования;
– послевузовского профобразования.
Для этих программ так же определен обязательный минимум содержания образования.
Образовательные учреждения. Обязательными задачами образовательных учреждений являются обучение, воспитание и развитие учащихся. К образовательным учреждениям можно относить только те, которые решают эти две задачи одновременно, и их образовательные процессы складывается из реализации одной, или нескольких образовательных программ. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными и негосударственными. К образовательным учреждениям относятся: – дошкольные; – общеобразовательные (начального, основного и среднего полного общего образования) школы; – профессиональные (начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования); – дополнительного образования (детей и взрослых); – специальные (коррекционные) для обучающихся с отклонениями в развитии; – учреждения для детей сирот и оставшихся без попечения родителей; – другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Внутри своего типа образовательные учреждения могут подразделяться на виды.
Органы управления образованием. Система управления образованием построена подобно всей системе хозяйственного управления страны и является ее частью.
Она включает в себя органы управления трех уровней:
– федеральный (Министерство образования и науки РФ);
– региональный (министерства, департаменты, управления);
– муниципальный (управления, отделы управления).