Способы выражения обращения




ОБРАЩЕНИЕ

Обращением называется слово или сочетание слов, называющее лицо (или предмет), к которому обращена речь. Обращение распространяет предложение, но не является его членом (т. е. не выполняет функцию подлежащего, сказуемого или второстепенного члена).

Оно может быть нераспространенным (Друзья, прекрасен наш союз! ‑ П.) и распространенным: Мой верный конь, лети стрелой! (П.), причем части распространенного обращения могут располагаться дистанционно: Ты прощай, любимый, уходи, хороший, по дороге длинной утренней порошей (Греб).

Обращение может занимать место в начале, в середине и в конце предложения, например: Сергей Сергеич, это вы ли! (Гр.); Ты не пой, косарь, про широку степь! (Кольц.); Вперед чужой беде не смейся, голубок! (Кр.).

Способы выражения обращения

Для выражения обращений в древнерусском языке существовала особая форма звательного падежа. Остатки его можно встретить еще в литературе XIX в., например: Чего тебе надобно, старче? (П.). Такие формы сохранились частично в современном русском языке в качестве междометий и междометных выражений: господи, боже, боже мой, батюшки светы мои и некоторые другие.

В современном русском языке обращения выражаются формой именительного падежа существительного или субстантивированной частью речи. Например: Что, хлопец, проняло тебя? (Купр.); Мы, товарищи, большие патриоты завода (Пан.); Вам, Настасья Ильинична, в жизни повезло (Пан.); - Здорово, шестая! - послышался густой, спокойный голос полковника (Купр.); Жизнью пользуйся, живущий (Жук.).

В разговорной речи распространены особые формы имен существительных для выражения обращений - усеченные, например: Таня, Тань ... (М. Г.); Мам, а ты? (Фед.). Для разговорной речи характерен прием повторения обращений с частицей а (усиленный призыв к вниманию): Бабка? А бабка? Ты живая? (Пауст.); - Иван, а Иван, - приставал к нему Листар... (М.-Сиб.).

В фольклорных произведениях встречаются особые типы обращений, представляющие собой тавтологические повторы: путь-дороженька, друзья-товарищи, грусть-тоска.

Обращение часто выражается местоимением с частицей о. Это обращение обычно сопровождается определительными придаточными, например: О ты, чьих писем много, много в моем портфеле берегу! Подчас на них гляжу я строго, но бросить в печку не могу (К).

Распространенные обращения могут быть довольно пространными, их характеристическое качество становится в таком случае содержанием предложения: Ты, серый от пепла сожженных селений, над жизнью навесивший тень своих крыл, ты, ждавший, что мы поползем на коленях, не ужас, но ярость ты в нас пробудил (Твард.); Солдатский сын, что вырос без отца и раньше срока возмужал заметно, ты памятью героя и отца не отлучен от радостей земных (Твард).

Распространенные обращения могут быть расчленены. Это свойственно речи разговорной или речи, воспроизводящей разговорную: Крепче, конское, бей, копыто, отчеканивая шаг (Багр.); Отколе, умная, бредешь ты, голова? (Кр.).

Обращения могут выстраиваться в однородный ряд, например: Пойте, люди, города и реки, пойте, горы, степи и моря (Сурк.); Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая! (Исак.).

Однородные обращения могут формально совпадать с сочетанием обращения и приложения при нем, например: Тебе, Кавказ, суровый царь земли, я снова посвящаю стих небрежный... (Л.). Обращением здесь является слово Кавказ, оно распространено приложением суровый царь земли.

В разговорной речи в качестве обращений могут употребляться неуправляемые предложно-падежные формы. Такие формы контекстно или ситуативно обусловлены. Они называют адресата речи по единственному, ситуативно выявленному признаку. Например: С высшим образованием, шаг вперед! (Кар.); Эй, на лодке! Освободите левый борт (Б. Пол.); Эй, там, в лодках, не лезь под колеса! (Б. Пол.).

Сфера распространения обращений очень широкая. Они - характерная принадлежность разговорной речи, особенно диалогической. Основная функция таких обращений - наименование адресата речи. В речи поэтической и ораторской обращения выполняют особые стилистические функции: являются носителями экспрессивно-оценочных значений; как правило, они метафоричны: Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь, сенокос некошеный, лес да монастырь (Ес.); Сверкни, последняя игла, в снегах! Встань, огнедышащая мгла! Взметни твой снежный прах! (Бл.); Отступи, как отлив, все дневное, пустое волненье, одиночество, стань, словно месяц, над часом моим! (Брюс.); Дух бродяжий! Ты все реже, реже расшевеливаешь пламень уст. О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств! (Ес.); Прости, родной приют. Чем послужил тебе, и тем уж я доволен (Ес.); О мудрость щедрейшего бабьего лета, с отрадой тебя принимаю (Берг.); «Ты прости-прощай, сухота моя!» - проговорил он словами песни (Шол.).

Обращение может иметь целью не только привлечь внимание собеседника, но и выразить отношение к нему лица говорящего. Например: Степанушка, родной, не выдай, милый! (Кр.); Досуг мне разбирать вины твои, щенок (Кр.).

Обращение следует отличать от приложения, относящегося к личному местоимению: обращение лишь призывает лицо, предмет, а приложение содержит значение уточнения или дополнительной характеристики; обращение всегда стоит в И.п., а приложение согласуется с определяемым словом в роде, числе и падеже: Ср: Мне вас жаль, неверные друзья (П.); Ты, волна моя, волна, ты гульлива и вольна (П.) – обращения. Ты, секретарь комсомольской организации, должна болеть за работу механизмов (Антонов).‑ ’Ты должна болеть за работу механизмов, потому что ты секретарь комсомольской организации’ – приложение с обстоятельственным оттенком причины. Тебя, младенца, он ласкал. – приложение, согласующееся с определяемым словом в Р.п., ед.ч. (обращение может стоять только в И.п.).

Обращение нужно отличать от именительного темы, который лишь называет предмет речи, представляемый в следующем предложении: Сто часов счастья … Разве этого мало? (В. Тушнова). Звезда полей! В минуты потрясений я вспомнил, как тихо за холмом она горит над золотом осенним (Н. Рубцов). Именительный темы выделяет предмет высказывания, привлекает к нему внимание. От обращения отличается не только функцией, но и грамматическим значением лица в составе предложения: при обращении (и олицетворении) в предложении есть указание на 2-е лицо, при именительном темы — на 3-е лицо; например: И как ты, мать моя, с таким злыднем жила? (М. Г.) — обращение; Будущее... Вот чего я не могу себе представить (М. Г.) — именительный темы.

Обращение имеет собственную интонацию — звательную — и отделяется от предложения паузами; на письме выделяется или отделяется запятыми или восклицательным знаком.

Не являются обращениями и не разделяются запятыми междометные выражения: господи помилуй, боже упаси, упаси господи, господи прости, слава тебе господи и т.п.

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1. Укажите, чем выражено обращение.

1. Угости меня, хорошая, водой.

2. Неуязвимые, лезьте по скользящим скалам слов! (Маяковский)

3. Начинай серенаду, скворец! (Заболоцкий)

4. Откуда ж, приятель, песня твоя? (Светлов)

5. Не смотри ж на дорогу, родная, и не жди в тополях у плетня (Фатьянов)

6. Эх, вы! И не противно вам?

7. Эй, в шляпе, подойди сюда.

8. Послушай, двадцать пятый, что ты здесь делаешь?

9. Скажи, двадцать два несчастья, когда наконец ты станешь нормальным?

 

Задание 2. Распространенное или нераспространённое обращение?

1. За тебя, о Родина моя, за большую правду умираю (Дж.)

2. Взвейтесь кострами, синие ночи! (Жар.)

3. Русый ветер, какой ты счастливый!

4. Пой, гармоника, вьюге назло, заплутавшее счастье зови (Сурк.)

5. Мы старые друзья с тобою, ветер (Лук.)

6. Что с вами, синий свитерок?

А в глазах тревожный ветерок... (Вознесенский)

 

Задание 3. Определите, подлежащим или обращением являются выделенные слова. Поставьте знаки препинания.

1) Для того чтобы не спутать обращение с подлежащим, которое тоже выражается формой именительного падежа, следует учитывать следующее:

а) обращение не является членом предложения, не входит в грамматическую основу;

б) если подлежащее выражено именем существительным, то сказуемое ставится в форму третьего лица (Чаадаев помнит былое); если в предложении есть обращение, то предложение часто является односоставным с глаголом-сказуемым во втором лице (Чаадаев, помнишь ли былое?);

в) обращение произносится с особой (звательной) интонацией: усиленное ударение, пауза.

Личные местоимения ты и вы, как правило, выступают не в роли обращения, а в роли подлежащего, например: Простите, мирные долины, и вы, знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса! (Пушкин).

Но они могут выступать и в роли обращения в следующих случаях:

а) сами по себе, например: Эй, вы! Кончайте скорее! (Достоевский);

б) в составе обращений, представляющих собой сочетание определения с определяемым словом, между которыми находится местоимение второго лица, запятыми не выделяемое, например: Что вы такой герцогиней смотрите, красавица вы моя? (Островский);

в) обращение с предшествующей местоимению частицей о и последующим придаточным определительным предложением, например: О ты, чьей памятью кровавой мир долго, долго будет полн... (Пушкин).

Жизнь моя по-прежнему теки! (Светлов)

Жизнь моя ничуть не стала тише, громкий пульс в крови мы сберегли (Светлов)

Платком взмахнула у ворот моя любимая (Долматовский)

Поклон-привет тебе он шлёт моя любимая (Долм.)

Мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы (П.)

Мой друг гостей своих с любовью усаживает вокруг стола (Кул.)

Открой нам Отчизна просторы свои (Матус.)

Узнаю тебя жизнь (А. Блок)

Вы, третья с краю, с копной на лбу я вас не знаю (А. Вознесенский)

Ну, полноте, полноте балагур, шутник вы этакий (Тургенев).

Примечание: полноте = ‘ Хватит! Достаточно!

Тише, вы! – крикнула Феня (Антонов).

Простите мирные долины и вы знакомых гор вершины и вы знакомые леса! (П.).

Задание 4. Обращение или именительный темы (представления)?

1. Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось... (Пушкин) — Как много гроз шумело над славной головой твоей, Москва! (П. Антокольский)

  1. Ах, Франция! Нет в мире лучше края! (А. С. Грибоедов)

3. Учитель и ученик … Помните, что написал на своём портрете, подаренном юному Александру Пушкину, Василий Андреевич Жуковский: „Победителю-ученику от побеждённого учителя“. Ученик непременно должен превзойти своего учителя, в этом и есть самая высшая заслуга учителя, его продолжение, его радость, его право, пусть даже призрачное, на бессмертие…» (Михаил Дудин).

4. Снегири! Как же я не замечал их раньше! (А. И. Солженицын)

5. — Кондуктор! — крикнул сердитый голос. — Почему не даете билетов? (Пауст.).

6. Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан (П.)

7. О, война! Сколько жизней она унесла с собой!

 

Задание 5. Обращение или обособленное приложение?

1. Мы, учителя, боялись Беликова (Чехов. Человек в футляре).

2. Ты, Алексей, винтовку бы все-таки вычистил.

3. Да, проститься приехал, Дарья Дмитриевна.

4. Мне часто снятся все ребята, друзья моих военных дней (Матусовский)

5. Сыновья трудового народа, мы народу себя отдаём (Лебедев-Кумач)

6. Не грусти ты, чайка, не печалься, камнем падай в волны, снова рей! (Прокофьев)

7. Сыпь ты, черемуха, снегом (Есенин)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: