Задание 7. Сделать синтаксический разбор предложений




1. Государь ты наш Владимир Андреевич, я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином (Пушкин)

2. За мной, читатель (Булгаков)

3. Барин, не прикажешь ли воротиться? (П.)

4. До свидания, Миша,— сказал Лопатин (Симонов)

Напоминание! Нет, мой друг: плохо путешествовать женатому; то ли дело холост ому. Из этого сложного бессоюзного предложения выделим для синтаксической характеристики лишь первую предикативную часть. Нет, мой друг.

· Предикативная часть бессоюзного сложного предложения.

· По цели высказывания - повествовательное.

· По цели высказывания –

· По эмоциональной окраске - невосклицательное.

· Нечленимое. Выполняет функцию модальной оценки. По семантике - отрицательное.

· Нераспространённое.

· Осложнено распространённым обращением. Обращение выделяется запятой.

· Полное.

ОБОБЩАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗДЕЛУ «Простое предложение»

 

Задание 8. Охарактеризуйте синтаксическую функцию выделенных слов. Например:А вам, правда, нетрудно? — Конечно, правда! (Николаев). В вопросе правда — вводное слово, в ответе — нечленимое модальное предложение, осложненное вводным словом конечно.

 

1. Спасибо, Александр,— сухо сказал Андрей Леонидович (Николаев)

2. Ну, Сережа, спасибо вам огромное (Николаев).

3. — Ты что, тоже хочешь работать вечерами? — Конечно, руки не отвалятся (Николаев).

4. Хочешь пить? – Конечно.

5. Нет, мой друг: плохо путешествовать женатому; то ли дело холостому.

6. Нет ничего лучше покоя в доме!

7. Вон из моего дома!

8. Можно я только спрошу? ‑ Вон!

 

Задание 9. Вокативное, односоставное номинативное или двусоставное неполное предложение? Например: 1) - [ Света ]! - [укоризненно произнесла сестра]. Первая часть сложного предложения, прямая речь, является вокативным односоставным предложением).

2) Вошла девушка и представилась: ‑ Света. Это двусоставное предложение, контекстуально неполное (ЯСвета ).

 

Задание 10. Что присоединяет союз КАК: а) сравнительный оборот со значением уподобления (обособляется); б) оборот с как является сказуемым или входит в состав сказуемого (не обособляется); в) является фразеологизмом (не обособляется); г) не обособляется, потому что сравнительному обороту предшествуют отрицание не или слова совсем, совершенно, почти, вроде, именно, точь-в-точь, просто, прямо и т.п.; д) оборот с как обозначает приравнивание или отождествление и близок по значению «в качестве»); е) является первой частью двойного союза как..., так и... (перед КАК запятая не ставится); ж) запятая ставится перед второй частью оборота не что иное, как; не кто иной, как; з) как входит в состав приложения (имеет значение причины и обособляется; ж) союз как можно заменить словом будучи или придаточным причины. Расставить знаки препинания.

1. Луна как бледное пятно сквозь тучи мрачные желтела.

2. Старинные книги как свои пять пальцев знал.

3. Волосы у девочки вьются точь-в-точь как у матери.

4. Как барс пустынный зол и дик я пламенел

5. Капли меда как жемчуг.

6. Люди ведут себя как звери.

7. Дети иногда рассуждают совсем как взрослые

8. У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах

9. Это сделал не кто иной как ваш новый приятель.

10. Как резвому мальчику Илюше иногда так и хочется броситься и переделать все самому.

 

Задание 11. Определите синтаксическую функцию выделенного существительного.

1. Гаврик был мальчик смышлёный и осторожный.

2. Над ручьем пушистые подвески осыпает старая ольха (Дкуд.)

3. Парк при доме отдыха был обнесён валом.

4. Лена, в красивом платье и с модной причёской, пришла в театр задолго до спектакля.

5. Издалека долго течет река Волга.

6. В темной дали никого не было, кроме сверкающих огней.

7. Все три колонны шли днём и ночью, несмотря на разыгравшуюся метель.

8. В море, у самой отмели, поблёскивают серебряные сельди.

9. Как хорошо ты, о море ночное!

 

Задание 12. Чем в предложении являются прилагательное и причастие?

1. Берег быстро темнел, становился голубым, синим, лиловым (Катаев)

2. Еду, еду к перевалу по нагретому шоссе (Лук.)

3. Улица, ведущая в город, была свободна.

4. Ты прощай, любимы й, уходи, хороший, по дороге длинной утренней порошей (Гребенников)

 

Задание 13. Определите синтаксическую функцию инфинитива.

1. Курить – здоровью вредить.

2. Вам и не видать таких сражений (М. Лермонтов)

3. Желание учиться никогда не покидало его (М. Горький)

4. Прошу освободить меня от занимаемой должности.

5. Я вам старинный сват и кум, пришел мириться к вам (И.Крылов).

 

Задание 14. Объяснить постановку знаков препинания.

1. Брат Павлика, Терентий, тоже сперва рыбачил (Катаев)

2. Работы вам, и детям вашим, и внукам довольно будет (М. Горький)

3. Большое дело – подойти к разным людям без наигранной простоты (Гран.)

4. Петух запел – оратор деревень (Св.)

5. Светилась, падая, ракета, как догоревшая звезда (Матус.)

6. Несмотря на ранний час, Вари не было дома.

7. Пришли все, кроме Полины.

8. Милая, мужество – это талант (Св.)

9. Погода была ветреная, ветер, однако, был не совсем попутный (Гонч.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: