Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями — начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.
Материальный поток — это находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические операции, связанные с их физическим перемещением в пространстве: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение, и т.п.
Виды материальных потоков по отношению к логистической системе:
- внутренний (не выходящий за пределы логистической системы);
- внешний (выходящий за пределы логистической системы).
Виды потоков по отношению к звену логистической системы:
- входные;
- выходные;
По номенклатуре материальные потоки делятся на:
- однопродуктовые (одновидовые);
- многопродуктовые (многовидовые).
Виды материальных потоков по ассортименту:
- одноассортиментные;
- многоассортиментные.
Такое разделение необходимо, т.к. ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Ассортимент продукции — это состав и соотношение продукции определённого вида или наименования, отличающиеся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам.
Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами, будет существенно отличаться от процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.
По характеру движения во времени различают материальные потоки:
- непрерывные (потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта и др.;
- дискретные.
Характеристика и виды информационного потока
Информационным потоком считают совокупность сообщений, циркулирующих внутри логистической системы, а также между этой системой и средой, внешней по отношению к ней, необходимых для управления и контроля логистических операций.
Сообщения, составляющие информационные потоки, выгоняются на разных носителях информации:
- бумажных документах традиционного типа;
- электронных документах (магнитных и бумажных — перфоленте, перфокартах) и др.
Сообщения могут быть и устными, телефонными, а также речевыми.
Выделяют следующие группировки информационных потоков: 1) горизонтальные, 2) вертикальные, 3) внешние, 4) внутренние, 5) входные, 6) выходные.
Горизонтальными называют информационные потоки, охватывающие сообщения между партнерами по хозяйственным связям одного уровня управления: предприятиями-поставщиками и предприятиями-потребителями материальных ресурсов, либо между ними и их посредниками по процессу обращения товаров.
Вертикальными называют информационные потоки, охватывающие сообщения, поступающие сверху, из руководящих инстанций в подведомственные или звенья логистической системы. Из корпораций и холдинга — в дочерние предприятия и т.д.
Внешними называют информационные потоки, протекающие в среде внешней по отношению к логистической системе. Так, горизонтальные информационные потоки сообщений от предприятий-партнеров являются внешними по отношению к тому партнеру, которому они направлены и который их получит.
Внутренними информационными потоками являются сообщения, циркулирующие внутри одной логистической системы. Для логистических подсистем внутренними являются потоки сообщений внутри подсистемы. Остальные сообщения для них внешние.
Входные информационные потоки — сообщения входящие в логистическую систему либо в одну из ее подсистем.
Выходные информационные потоки — сообщения, выходящие за пределы одной логистической системы либо одной из ее подсистем.
Информационные потоки разделяют:
- по срочности: на обычные, срочные. Очень срочные («молнии»).
- по степени конфиденциальности. Сообщения, содержащие коммерческую тайну, направляются с грифом секретности документа.
- по значимости информационные потоки почтовых сообщений делят на простые, заказные и ценные.
- по скорости передачи сообщений информационные потоки делят на быстрые и традиционные (почтовые).
- по области охвата информационные потоки делят на 1) местные; 2) иногородние; 3) дальние; 4) международные.