Взаимодействие как организация совместной деятельности




ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

 

  1. Общение как взаимодействие в совместной деятельности.
  2. Транзактный анализ.
  3. Треугольник Карпмана.
  4. 5стратегий поведения в конфликте по Томасу.

Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий ха­рактеристику тех компонентов обще­ния, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредствен­ной организацией их совместной деятельности.

Если коммуникативный процесс рождается на основе некото­рой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигну­тое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновремен­но многих людей в этой деятельности означает, что каждый дол­жен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпрети­ровать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обме­няться информацией, но и организовать «обмен действиями», спла­нировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида «планами, созревши­ми в голове другого», которая и делает дея­тельность действительно совместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Таким образом, на вопрос о том, какая же «другая» сторона общения раскрывается понятием «взаимодействие», можно теперь ответить: «та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организа­цию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность». Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совмест­ной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе лю­дям необходимо обмениваться и информацией, и самой деятель­ностью, т.е. вырабатывать формы и нормы совместных действий.

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта само­подача не адекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль сфор­мирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естествен­но, успех не может быть гарантирован. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический. На примере использования ритуального стиля особенно легко по­казать необходимость соотнесения стиля с ситуацией. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Например, стиль при­ветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать «Прекрасно!», как бы дела ни обстояли на самом деле. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», притом не стесняться негативных характеристик собственного бытия («Ой, жизни нет, цены растут, транспорт не работает» и т.д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой от­вет, будет озадачен, как взаимодействовать дальше. Что касается использования манипулятивного или гуманистического стиля вза­имодействия, то это «отдельная большая проблема, особенно в прак­тической социальной психологии».

Важно сделать общий вывод о том, что расчленение единого акта взаимодействия на такие компоненты, как позиции участни­ков, ситуация и стиль действий, также способствует более тща­тельному психологическому анализу этой стороны общения, делая определенную попытку связать ее с содержанием деятельности.

Взаимодействие как организация совместной деятельности

 

Единственным условием, при котором этот содержательный момент может быть уловлен, является рассмотрение взаимодействия как формы организа­ции какой-то конкретной деятельности людей. Общепсихологи­ческая теория деятельности, принятая в отечественной психоло­гической науке, задает и в данном случае некоторые принципы для социально-психологического исследования. Подобно тому, как в индивидуальной деятельности ее цель раскрывается не на уровне отдельных действий, а лишь на уровне деятельности как таковой, в социальной психологии «смысл взаимодействий раскрывается лишь при условии включенности их в некоторую общую деятельность».

Конкретным содержанием различных форм совместной дея­тельности является определенное соотношение индивидуальных «вкладов», которые делаются участниками. Так одна из схем пред­лагает выделить три возможные формы, или модели: «1) когда каж­дый участник делает свою часть обшей работы независимо от дру­гих — «совместно-индивидуальная деятельность» (пример — не­которые производственные бригады, где у каждого члена свое за­дание); 2) когда общая задача выполняется последовательно каж­дым участником — «совместно-последовательная деятельность» (пример — конвейер); 3) когда имеет место одновременное взаимо­действие каждого участника со всеми остальными — «совместно-взаимодействующая деятельность» (пример — спортивные коман­ды, научные коллективы или конструкторские бюро)».

Психологический рисунок взаимодействия в каж­дой из этих моделей своеобразен, и дело экспериментальных ис­следований установить его в каждом конкретном случае.

Однако задача исследования взаимодействия этим не исчер­пывается. Подобно тому, как в случае анализа коммуникационной стороны общения была установлена зависимость между характе­ром коммуникации и отношениями, существующими между парт­нерами, здесь также необходимо проследить, как та или иная тема взаимодействия сопряжена со сложившимися между участ­никами взаимодействия отношениями.

Общественные отношения «даны» во взаимодействии через ту реальную социальную деятельность, частью которой (или формой организации которой) взаимодействие является. Межличностные отношения также «даны» во взаимодействии: они определяют как тип взаимодействия, который возникает при данных конкретных условиях (будет ли это сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого типа (будет ли это более успешное или менее успешное сотрудничество).

«Присущая системе межличностных отношений эмоциональ­ная основа, порождающая различные оценки, ориентации, уста­новки партнеров, определенным образом «окрашивает» взаимо­действие». Но вместе с тем такая эмоциональная (положительная или отрицательная) окраска взаимодействия не может полностью определять факт его наличия или отсутствия; даже в условиях «плохих» межличностных отношений в группах, заданных определенной социальной деятельностью, взаимодей­ствие обязательно существует. В какой мере оно определяется межличностными отношениями и, наоборот, в какой мере оно «подчинено» выполняемой группой деятельности, зависит как от уровня развития данной группы, так и от той системы социаль­ных отношений, в которой эта группа существует. Поэтому рас­смотрение вырванного из контекста деятельности взаимодейст­вия лишено смысла. Мотивация участников взаимодействия в каждом конкретном акте выявлена быть не может именно пото­му, что порождается более широкой системой деятельности, в ус­ловиях которой оно развертывается.

Поскольку взаимодействия «одинаковы» по форме своего про­явления, в истории социальных наук уже существовала попытка построить всю систему социального знания, опираясь только на анализ формы взаимодействия («так называемая формальная соци­ология Г. Зиммеля»). Убедительный пример недостаточности толь­ко формального анализа взаимодействия дает традиция, связанная с исследованием «альтруизма». Альтруизм относится к такой об­ласти проявлений человеческой личности, которые приобретают смысл лишь в системе определенной социальной деятельности. Вопрос здесь упирается в содержание нравственных категорий, а оно не может быть понято лишь из «близлежащих» проявлений взаимодействия. Является ли альтруистическим поведение чело­века, помогающего бежать злостному преступнику? Только более широкий социальный контекст позволяет ответить на этот вопрос.

При анализе взаимодействия имеет значение и тот факт, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность; именно это осознание помогает ему коррек­тировать свою стратегию. Только при этом условии может быть вскрыт психологический механизм взаимодействия, возникающий на основе взаимопонимания между его участниками. Очевидно, что от меры понимания партнерами друг друга зависит успеш­ность стратегии и тактики совместных действий, чтобы был воз­можен их «обмен». Причем, если стратегия взаимодействия оп­ределена характером тех общественных отношений, которые пред­ставлены выполняемой социальной деятельностью, то тактика взаимодействия определяется непосредственным представлением о партнере.

Таким образом, для познания механизма взаимодействия не­обходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки одного индивида «накладываются» на представление о партнере, и как то и другое проявляется в принятии совместного решения. Иными словами, дальнейший анализ проблемы общения требует более детального рассмотрения вопроса о том, как формируется образ партнера по общению, от точности которого зависит успех со­вместной деятельности. Такая постановка вопроса требует перехода к рассмотре­нию третьей стороны общения, условно названной перцеп­тивной.

 

ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ

Эрик Берн предложил простой способ осознания (транзактного анализа) процесса взаимодействия (транзакций) между участниками общения.

Вид транзакций зависит от того, какое именно состояние?Я¦ преобладает у человека во время взаимодействия.

Скрытые транзакции составляют основу игр.

Скрытые игры v основа сценариев.

 

Эго-состояния (состояния "Я")

Согласно его концепции, человекзапрограммирован «ранними решениями» в отношении жизненной позиции. Он проживает свою жизнь по«сценарию», написанному при самом активном участии его близких, прежде всего родителей, принимаетрешения в настоящем, основанные на стереотипах, которые когда-то были необходимы для егопсихологического выживания, но теперь чаще всего бесполезны. Основная цель психотерапевтическогопроцесса — реконструкция личности на основе пересмотра жизненных позиций, осознания непродуктивныхстереотипов поведения, мешающих принятию адекватных настоящему моменту решений, формированиеновой системы ценностей исходя из собственных потребностей и возможностей.
Т. а. включает в себя:
1) структурный анализ — анализ структуры личности;
2) анализ трансакций — вербальных и невербальных взаимодействий между людьми;
3) анализ психологических игр — скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу (выигрышу);
4) анализ сценария (скрипт-анализ) — индивидуального жизненного сценария, которому человекневольно следует.
Структура личности характеризуется наличием трех состояний «Я»: Родитель (Экстеропсихе), Ребенок(Археопсихе), Взрослый (Неопсихе). Подчеркивается, что Я-состояния — это не роли, исполняемые людьми, а феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, провоцируемые актуальной ситуацией. Родитель — это информация, полученная в детстве от родителей и других авторитетных лиц, этонаставления, поучения, правила поведения, социальные нормы, запреты — информация из категории, какнужно и как нельзя вести себя в той или иной ситуации. С одной стороны, это набор полезных, проверенныхвременем правил, с другой — вместилище предрассудков и предубеждений. Родитель может выступать ввиде Контролирующего Родите

ля (запреты, санкции) и Заботящегося Родителя (советы, поддержка, опека). Диагностировать состояние Родителя можно по таким высказываниям, как «я должен», «мне нельзя». Кдругим вербальным характеристикам относятся поучающие, оценивающие, поддерживающие иликритические замечания типа «всегда», «никогда», «прекрати это», «ни за что на свете», «итак, запомни», «сколько раз я тебе говорил», «я бы на твоем месте», «милый мой», «бедняжка», «какой вздор». Физическимпризнаком Родителя является нахмуренный лоб, поджатые губы, качание головой, «грозный вид», «указующий перст» руки, постукивание ногой, руки на бедрах, руки, скрещенные на груди, вздохи, поглаживания другого по голове и т. п.
Ребенок — это эмотивное начало в человеке, которое может проявляться в двух видах. ЕстественныйРебенок включает в себя все импульсы, присущие ребенку: доверчивость, нежность, непосредственность, любопытство, творческую увлеченность, изобретательность. Благодаря этим чертам Естественный Ребенокприобретает большую ценность, независимо от возраста человека: он придает человеку обаяние и теплоту. Однако Естественный Ребенок не только обаятелен, но и капризен, обидчив, легкомыслен, снисходителен ксебе, эгоцентричен, упрям и агрессивен. Адаптированный Ребенок — это та часть личности, которая, желаябыть принятой родителями и боясь отвержения, не позволяет себе поведения, не соответствующего ихожиданиям и требованиям. Для Адаптированного Ребенка характерна повышенная конформность, неуверенность, особенно при общении со значимыми лицами, робость, стыдливость. РазновидностьюАдаптированного Ребенка является Бунтующий (против Родителя) Ребенок, иррационально отрицающийавторитеты, нормы, нарушающий дисциплину.
Ребенок диагностируется в Т. а. на основании высказываний, выражающих чувства, желания, опасения:«я хочу», «я не хочу», «я боюсь», «меня злит», «я ненавижу», «мне все равно», «какое мне дело». Кневербальным характеристикам относятся дрожащие губы, слезы, «надутый вид», потупленный взор, хныкающий голос, пожимание плечами, размахивание руками, выражение восторга.
Взрослое Я-состояние — это способность индивида объективно оценивать действительность поинформации, полученной в результате собственного опыта, и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации решения. Если Родитель — это преподанная концепция жизни, а Ребенок — концепцияжизни через чувства, то Взрослый — это концепция жизни через мышление, основанная на сборе иобработке информации. В теории Фрейда (Freud S.) Взрослому соответствует «Я». Подобно тому как «Я» уФрейда является ареной, на которой происходят баталии между вытесненными чувствами Оно исоциальными запретами Сверх-Я, Взрослый у Берна играет роль арбитра между Родителем и Ребенком. Роль Взрослого сводится не к подавлению того и другого и возвышению над ними, а к изучению информации, записанной в Родителе и Ребенке. Анализируя эту информацию, Взрослый решает, какое поведениенаиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов необходимо отказаться, а какиежелательно включить. Так, на вечеринке уместно поведение, диктуемое Детским Я-состоянием, а неуместноморализирование Родителя на тему аскетического образа жизни. Именно в этом ключе необходимо пониматьдевиз Т. а.: «Будь всегда Взрослым». К Взрослому пациенту обращается психотерапевт в процессе работы сним.
При взаимодействиях (трансакциях) людей могут включаться различные Я-состояния. Различаютдополнительные, перекрестные и скрытые трансакции. Дополнительными называются трансакции, соответствующие ожиданиям контактирующих людей и отвечающие здоровым человеческим отношениям. Такие взаимодействия не конфликтогенны и могут продолжаться неограниченное время. Стимул и ответнаяреакция при таком взаимодействии изображаются параллельными линиями. Примером трансакции«Взрослый—Взрослый» может служить беспристрастный разговор с целью получить информацию: «Вы неслышали, какая погода ожидается завтра?» — «Обещают дождь». Типичный разговор между двумяРодителями, обремененными предрассудками, звучит примерно так: «Нынешняя молодежь думает только оразвлечениях». — «Еще бы! Ведь они живут на всем готовом!». Взаимодействие «Родитель—Ребенок» можетбыть проиллюстрировано следующим диалогом между супругами: «Что-то мне нездоровится сегодня. Кажется, у меня температура». — «Тогда ложись в постель, я приготовлю тебе чай с лимоном и дамаспирин».

Итак, в каждый момент времени наше Я находится в одном их трех состояний

  • Р одитель,
  • В зрослый,
  • Д итя,

что и определяет поведение индивида.

Р одитель v социально-нормативное состояние

Содержит социальные установки и стереотипы поведения, усвоенные, преимущественно, от родителей и других авторитетных лиц. Это могут быть

  • совокупность полезных, проверенных временем правил и руководств;
  • набор предрассудков и предубеждений.

В процессе общения Р -позиция обычно проявляется в критичном, оценочном поведении по отношению к другим, в менторских, отеческих высказываниях и замечаниях, в оказании покровительства, защиты, протекционизма. Р оценивает, дает советы, допекает указаниями и наставлениями, но и обнаруживает также готовность к бескорыстной помощи и защите.

В зрослый? реалистическое состояние

Будучи ориентирован на сбор и анализ информации, адаптивен, рассудочен, серьезен, сух. Конкретные проявления зависят от ситуации.

Д итя? непосредственно-эмоциональное состояние

Содержит "естественные" импульсы, укоренившийся в структуре личности ранний опыт реагирования

  • изобретательность, любознательность, доверчивость
  • капризность, обидчивость, некритичность к себе, хвастливость, самонадеянность

и установки, принятые по отношению к себе и другим

  • "Я v хороший" или "Я v плохой"
  • "Другие v хорошие" или "Другие? плохие"

В процессе общения Д -позиция проявляется обычно в непосредственном отношении к миру, творческой увлеченности, наивности гения, или в архаическом поведении v упрямстве, злости обидчивости, легкомыслии.

Оптимально? равновесие всех трех эго-состояний, что обеспечивает гибкость и успех в различных ситуациях общения. В реальном взаимодействии чаще происходит преобладание одной из модальностей (эго-состояний):

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: