Чтение и развитие речи
Пояснительная записка
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.
Составлена на основе Программы подготовительного и 1 -4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой М. «Просвещение» 2008г.
Основная общеобразовательная программа начального общего образования, разработанная исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, реализуемая в специальных «коррекционных» классах VIII вида.
Изучение чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
-овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова;
- воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Уровень изучения учебного материала: основная общеобразовательная программа начального общего образования, разработанная исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, реализуемая в специальных (коррекционных) классах VIII вида.
Основные задачи обучения чтению во 2 – 4 классах специального (коррекционного) образовательного учреждения: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.
У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
К концу IV класса учащиеся должны уметь:
· осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
· трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
· отвечать на вопросы по прочитанному;
· высказывать своё отношение к поступку героя, событию;
· пересказывать содержание прочитанного;
· устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
Учащиеся должны знать:
· наизусть 5-8 стихотворений.
Требования к технике чтения: правильное чтение целыми словами, чтение про себя. При выразительном чтении соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.
Требование к осознанности чтения: выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.
Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.
Развитие устной речи: самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным. Заучивание наизусть стихотворений, басен.
Внеклассное чтение: чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; нахождение называния, заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.
Количество часов по программе 68
Количество часов в неделю по учебному плану 2
Количество часов в год 68
Из них:
· на занятия по внеклассному чтению – 8 ч.
· уроки контрольного чтения – 4 ч.
Перечень тем:
· «Что такое хорошо …»
· «Уж небо осенью дышало …»
· «Народные сказки»
· «О труде и трудолюбии»
· «Произведения русских и зарубежных писателей»
· «Идёт волшебница зима»
· «Люби всё живое»
· «В стране чудес»
· «Весна идёт!»
· «Лето наступило»
Календарно - тематическое планирование по чтению и развитию речи
№ п/п | Программная тема | Содержание | Дата | Количество часов | Наглядность |
1. | Е.Благинина «Прощание с летом» «Что такое хорошо …» Э.Шим «Брат и младшая сестра» | Подготовка к выразительному чтению стихотворения Работа по содержанию рассказа | Иллюстративный материал по теме Иллюстрация учебника | ||
2. | А.Седугин «Молоток» Е.Пермяк «Пичугин мост» | Составление плана рассказа, подготовка к пересказу по плану Работа по содержанию рассказа | Иллюстрация учебника, портрет автора | ||
3. | В.Голявкин «Был не крайний случай» По И.Дику «Счастливая» ручка» | Работа по содержанию рассказа | Иллюстрация учебника | ||
4. | По Л.Давыдычеву «Лёлишна из третьего подъезда» (отрывки из повести) «Лёлишна Охлопкова» | Работа по содержанию рассказа Подготовка к выразительному чтению | Портрет автора, иллюстрации учебника | ||
5. | По Л.Давыдычеву «Лёлишна из третьего подъезда» (отрывки из повести) «Виктор Мокроусов» | Работа по содержанию рассказа, выборочное чтение. Подготовка пересказа. | Иллюстрация учебника | ||
6. | А.Гайдар «Невидимые помощники» (отрывки из повести «Тимур и его команда») | Чтение, ответы на вопросы к тексту, озаглавливание Подготовка к чтению по ролям 2 части | Портрет автора Иллюстрация учебника | ||
7. | С.Маршак «Кот и лодыри» И.Крылов «Лебедь, щука и рак» (басня) | Выразительное чтение, подготовка к заучиванию отрывка стихотворения Ответы на вопросы, подготовка к выразительному чтению | Портрет автора, иллюстрации героев басни | ||
8. | Урок контрольного чтения.В.Осеева «Печенье» Итоговый урок по теме «Что такое хорошо...» | Проверка состояния знаний, умений и навыков по чтению в начале учебного года Обобщение знаний по теме «Что такое хорошо... » | Иллюстративный материал по теме. Портрет автора, выставка книг. | ||
9. | Внеклассное чтениеА.Гайдар «Тимур и его команда» | Работа по содержанию повести, обсуждение поступков главных героев | Портрет автора, иллюстрации по теме | ||
10. | «Уж небо осенью дышало …» А.Толстой «Осень!...» По К.Ушинскому «Осень» | Подготовка к заучиванию стихотворения Деление рассказа на части по плану | Портрет автора, иллюстрации по теме Картина «Лес осенью» | ||
11. | По В.Пескову «Осенний лес» А.Твардовский «Лес осенью» | Работа по содержанию рассказа Подготовка к заучиванию стихотворения | Иллюстрации по теме рассказа | ||
12. | По М.Ильину и Е.Сегал «В чудесной кладовой» | Озаглавливание частей рассказа, составление плана, подготовка к пересказу по плану | Портрет автора, иллюстрации по теме | ||
13. | О.Высотская «Осеннее утро» А.Пушкин «Уж небо осенью дышало …» | Подготовка к выразительному чтению Подготовка к заучиванию стихотворения | Портрет автора, иллюстрации учебника | ||
14. | В.Гаршин «Лягушка-путешественница» (сказка) | Чтение 1 и 2 частей, озаглавливание их, подготовка к чтению по ролям 2 части | Портрет автора, иллюстрации героев басни | ||
15. | В.Гаршин «Лягушка-путешественница» (сказка) | Чтение и озаглавливание 3 и 4 части Подготовка краткого пересказа сказки | Портрет автора, иллюстрация учебника | ||
16. | И.Крылов «Стрекоза и Муравей» (басня) | Подготовка к чтению по ролям Подготовка к заучиванию басни | Иллюстрации учебника | ||
17. | По Д.Мамину-Сибиряку «Приёмыш» По Д.Мамину-Сибиряку «Тарас и Соболько» | Работа по содержанию рассказа Самостоятельное чтение рассказа, ответы на вопросы к тексту | Иллюстрация учебника | ||
18. | Внеклассное чтение. Произведения Д.Мамина-Сибиряка | Работа по книге Д.Мамина-Сибиряка «Алёнушкины сказки» | Иллюстрация учебника | ||
19. | Итоговый урок по теме «Уж небо осенью дышало …» | Обобщение знаний по теме «Уж небо осенью дышало …» | Иллюстрации учебника | ||
20. | «Народные сказки» «Гуси-лебеди» (русская сказка) | Выразительное чтение сказки, словесное рисование Подготовка к чтению по ролям | Иллюстративный материал по теме. | ||
21. | «Чудесный клад» (молдавская сказка) | Выразительное чтение, рисование иллюстраций к сказке | Иллюстрации по теме, портрет автора | ||
22. | «Росомаха и лисица» (эвенкийская сказка) «Отчего у зайца длинные уши» (мансийская сказка) | Работа по содержанию сказки Подготовка к чтению по ролям | Портрет автора, иллюстрация учебника | ||
23. | «Лиса и волк» (русская сказка) Внеклассное чтение.Произведения УНТ. Итоговый урок по теме «Народные сказки» | Самостоятельное чтение сказки, ответы на вопросы к тексту Обсуждение и чтение загадок, пословиц, поговорок и сказок. Обобщение знаний по теме «Народные сказки» | Портрет автора Иллюстративный материал по теме | ||
24. | «О труде и трудолюбии» К.Кшинский «Два плуга» М.Шпагин «Как баклуши били» | Работа по содержанию рассказа | Портрет автора, иллюстрация учебника | ||
25. | И.Крылов «Трудолюбивый медведь» (басня) «Айога» (нанайская сказка) | Подготовка к выразительному чтению Подготовка к чтению по ролям | Портрет автора, иллюстрация учебника, иллюстрации к сказке. | ||
26. | Ю.Тувим «Всё для всех» Урок контрольного чтения. Е.Пермяк «Для чего руки нужны?» Итоговый урок по теме «О труде и трудолюбии» | Подготовка к выразительному чтению Проверка состояния знаний, умений и навыков по чтению Обобщение знаний по теме «О труде и трудолюбии» | Портрет автора, иллюстрации учебника, рисунки детей | ||
27. | Произведения русских и зарубежных писателей» Г.-Х.Андерсен «Гордая игла» Г.-Х.Андерсен «Гордая игла» | Знакомство со сказочной историей, работа по содержанию Подготовка к чтению по ролям отрывка | Иллюстрации учебника. | ||
28. | По Л.Толстому «Праведный судья» | Знакомство с текстом, работа по содержанию, выборочное чтение | Портрет авторов, иллюстрация учебника | ||
29. | Дж.Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отрывок из книги «Путешествие Гулливера») | Чтение произведения, работа по содержанию. Подготовка к краткому пересказу | Иллюстрации по теме | ||
30. | Внеклассное чтение.С.Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями» | Краткое знакомство с биографией шведской писательницы, работа по содержанию заранее прочитанной книги | Портрет автора Иллюстрации по теме | ||
31. | А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | Чтение, работа по содержанию, подготовка к выразительному чтению | Портрет автора Иллюстрации по теме | ||
32. | П.Ершов «Конёк – горбунок» (отрывки) | Чтение части сказки, работа по содержанию, выразительное чтение | Портрет автора Иллюстрации по теме |