Под логистической операцией понимают любое действие, связанное с возникновением, преобразованием и поглощением материальных, сервисных, финансовых и информационных потоков.
К логистическим операциям, связанным с материальными потоками относятся: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка и экспедирование грузов, перегрузка с одного вида транспорта на другой, приемка и отпуск товаров со склада, хранение и сортировка, комплектация и маркировка товаров.
Примерами логистических операций, связанных с информационными и финансовыми потоками, могут быть сбор, хранение и передача информации о материальном потоке, расчеты с поставщиками и потребителями, страхование грузов, передача прав собственности на товар (продажа) и таможенное оформление грузов.
Логистическая функция – это совокупность логистических операций, направленных на реализацию поставленных целей. На микрологистическом уровне управления выделяют: базисные, ключевые и поддерживающие функции. К базисным логистическим функциям (функциональным сферам) относятся: закупки (снабжение), производство и распределение (сбыт).
Ключевые логистические функции представлены в табл. 1.2.
Таблица 1.2
Ключевые логистические функции
Наименование | Содержание |
Поддержание стандарта обслуживания потребителей | Обеспечение заданного уровня качества товаров и после продажный сервис |
Управление заказами | Определение порядка получения и обработки заказов |
Управление закупками | Выбор поставщиков, планирование потребности в ресурсах, определение сроков и объемов поставки |
Транспортировка | Выбор перевозчика, экспедитора и вида транспорта |
Управление запасами | Оптимизация уровня запасов в логистической системе |
Управление производствен- ными процессами | Оперативное планирование, сокращение длительности производственного цикла |
Ценообразование | Формирование цены готовой продукции издержек |
Дистрибьюция | Физическое перемещение и хранение готовой продукции в распределительной системе |
К поддерживающим логистическим функциям относятся:
- складирование – определение числа, типа и дислокации складов, их площади и выбор складского оборудования;
- грузопереработка – перемещение ресурсов и готовой продукции на складе, их размещение на стеллажах, комплектование грузов по заказам;
- защитная упаковка, обеспечивающая сохранность грузов;
- обеспечение возврата товаров, которые не удовлетворяют потребителей или не прошли гарантийного срока службы;
- обеспечение запасными частями и сервисное обслуживание;
- сбор вторичных ресурсов – отходов производственного потребления;
- информационно-компьютерная поддержка – обработка информации о движении потоков, их учет, анализ и контроль.
Совокупность взаимосвязанных операций и функций, используемых при управлении материальными и сопутствующими потоками, называется ключевым бизнес-процессом, или циклом заказа. К основным бизнес-процессам относятся:
1) управление взаимоотношениями с потребителями;
2) управление обслуживанием потребителей;
3) управление спросом;
4) управление производственным потоком;
5) управление закупками материалов;
6) управление разработкой продукции и доведением ее до коммерческого использования;
7) управление возвратными потоками.
Базовые бизнес-процессы связаны с удовлетворением запросов потребителей продукции. Эти требования касаются сроков и полноты выполнения заказов, удобств их размещения, доступности запасов, частоты поставок, их надежности, качества используемой документации, порядка предъявления претензий и технической поддержки бизнес-процессов. При этом на первое место поставлено интегрирование ключевых бизнес-процессов данной логистической системы и непрерывное совершенствование управления этими процессами в цепи поставок.
Вопросы и задания
1. Дайте определения логистической операции, функции и бизнес-процесса.
2. Приведите примеры логистических операций.
3. Какие логистические функции относятся к базисным функциям?
4. Определите структуру и состав ключевых логистических функций.
5. Какие функции осуществляют поддержку ключевых функций логистики?
6. Составьте логическую схему бизнес-процессов. Дайте характеристику каждого элемента этой схемы.
7. Опишите бизнес-процессы: «управление спросом» и «управление взаимоотношениями с потребителями».