Стратегическая роль и цели закупочной деятельности




 

Принятие стратегических решений по координации и организации логистической деятельности организации предусматривает определение основных видов деятельности в цепи поставок, количества и типа посредников и стратегических взаимоотношений между ними.

Закупки – ключевой вид деятельности, отвечающий за приобретение всех материальных ресурсов (МР), необходимых организации: сырья, комплектующих изделий, запасных частей, полуфабрикатов. Таким образом, закупки обеспечивают механизм, инициирующий и контролирующий материальный поток от поставщика до потребителя.

Управление закупками в организации начинается с решения проблемы МОВ (Make-or-Buy) – «сделать или купить». Сущность ее состоит в выборе одной из альтернатив: сделать комлектующее изделие с помощью ресурсов предприятия и не зависеть от колебаний рыночной конъюнктуры или купить его у специализированных поставщиков, которые гарантируют высокое качество МР по разумным ценам.

Преобладающая часть отечественных и зарубежных компаний принимают решение «купить». Решение в пользу «сделать самому» принимается в том случае, когда потребность в комплектующем изделии постоянна и достаточно велика, есть квалифицированный персонал и соответствующее оборудование. В современной рыночной экономике принято использовать аутсорсинг – передачу ответственности за изготовление, хранение и доставку МР крупным, надежным поставщикам.

Специалисты отмечают, что компании мирового уровня проявляют глубокий интерес к производственному процессу своих поставщиков вплоть до оценки поставщиков своих поставщиков. На смену концепции традиционных отношений между покупателем и продавцом «на расстоянии вытянутой руки» приходит концепция тесного сотрудничества, долгосрочные контракты заменяют практику краткосрочных закупок, поскольку от эффективности закупок зависят экономические результаты деятельности предприятия.

Закупки имеют стратегическое значение для организации, способствуют интеграции многих ее функций и достижению поставленных целей. Вклад закупочной деятельности можно оценить посредством анализа следующих функций:

1. Доступ к внешним рынкам и информированность – дает возможность обеспечивать предприятие информацией о новых технологиях, материалах и услугах, новых источниках поставок и изменениях рыночных условий. Это позволяет специалистам по закупкам делать более точные прогнозы и учитывать запросы других функциональных подразделений.

2. Управление взаимоотношениями и их развитие – включает решение проблем поиска, выбора, оценки и привлечения поставщиков на раннем этапе разработок новых товаров и услуг, что способствует реализации идеи «сжатого времени», то есть быстрого выхода организации на рынок с новыми предложениями, обеспечивающими ее успех и лидерство.

3. Сокращение числа реальных поставщиков и размещение у них более крупных заказов – способствует повышению ответственности поставщика и качества продукции, снижению запасов МР и общих затрат, что приводит к росту рентабельности и производительности цепи поставок.

4. Международный стратегический сорсинг (источник поставок) через Интернет и вступление в закупочные пулы, объединяющие продавцов и покупателей определенных, например промышленных, товаров.

5. Реализация глобальной стратегии закупок, предусматривающей формирование глобальной закупочной команды в организации, обслуживающей потребителей по всему миру без отклонений по качеству и срокам поставок, с целью оптимизации степени удовлетворения потребителей.

Организация закупок зависит от типа и размера компании. В небольшой организации за закупки МР отвечает один сотрудник, в средних и крупных компаниях – отдел закупок или снабжения, осуществляющий централизованные закупки. Выделяют два типа закупок: внутренние и внешние. Внутренние закупки предполагают приобретение материалов в различных подразделениях своей организации, внешние – у специализированных поставщиков на контрактной основе. Процесс организации внешней закупочной деятельности представлен на рис. 4.1.

Внешний круг показывает последовательность событий при взаимодействии с поставщиками. Внутренний круг – показывает пять правил закупок, которые следует воспроизводить на всех этапах процесса поставки.

 

Рис. 4.1. Процесс внешних закупок

 

Основные цели закупочной деятельности:

- обеспечивать непрерывный поток материальных ресурсов и услуг, необходимых для деятельности предприятия с минимальным уровнем риска;

- развивать отношения с компетентными, оптимальными поставщиками;

- тесно сотрудничать с поставщиками по вопросам качества продукции и логистических услуг (складирование, упаковывание, транспортировка);

- поддерживать, по возможности, снижать инвестиции в запасы;

- обеспечивать возможность реализации форвардных закупок, а также поставок по системе JIT («точно в срок»);

- закупать МР с минимальными общими затратами путем достижения разумного компромисса между затратами на содержание запасов и экономии затрат, полученной за счет большего объема покупок;

- постоянно следить за рыночной конъюнктурой, планировать показатели закупочной деятельности и потребность в оборотном капитале;

- стремиться к упрочнению конкурентных позиций организации;

- добиваться достижения целей по закупкам с минимально возможными управленческими (административными) затратами.

Для обеспечения эффективной работы с поставщиками необходимо следовать рекомендациям специалистов (рис. 4.2).

 
 
Отношения с поставщиками


Знакомить поставщиков с задачами фирмы

           
 
Рассматривать поставщиков как клиентов фирмы
 
В делах с другими учитывать интересы поставщика
   
Помогать поставщику в его проблемах


 

               
   
Поддерживать стабильные контакты в деловой сфере
 
Демонстрировать на деле общность интересов с поставщиками
 
Быть в курсе операций и проблем поставщиков
 
Соблюдать свои обязательства
 

 


Рис. 4.2. Принципы отношений с поставщиками

Вопросы и задания

1. Определите сущность проблемы МОВ и методы ее решения.

2. Какие функции реализует логистика закупок?

3. Опишите процесс организации внешней закупочной деятельности.

4. Назовите основные цели закупочной деятельности.

5. Каковы основные принципы отношений «поставщик-потребитель»?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: