Тема № 4: Авторское право




 

Задача № 1:

Захаров составил обширную антологию, разделив ее по содержанию на пять сборников. В сборники вошли стихотворения как самого Захарова, так и более чем двухсот российских и зарубежных поэтов. Все стихотворения были ранее опубликованы их авторами и источники заимствования в сборниках указаны.

В 1995 г. Захаров по договору передал исключительное право на антологию издательству «Двадцатый век» сроком на три года с правом переиздания в течение этого срока. Тираж быстро разошелся и через год издательство переиздало антологию. Узнав об этом, Захаров обвинил издательство в бездоговорном использовании его произведения и в судебном порядке потребовал возмещения убытков.

В суде представитель издательства отрицал факт бездоговорного использования антологии. При этом он ссылался на договор, заключенный с истцом, согласно которому издательству предоставлялось право на переиздание произведения.

Является ли антология объектом авторского права и к какому типу произведений относится? Какие исключительные права автора антологии были использованы издательством? Какое обстоятельство послужило основанием для обвинения Захаровым издательства в бездоговорном использовании антологии? Правомерны ли требования Захарова? Какие требования он может предъявить к издательству в случае получения последним доходов от переиздания антологии? Решите спор.

 

Задача № 2:

В январе 1998 г. Н., сотрудник одного из НИИ МВД, получил задание разработать проект федерального закона о борьбе с похищениями людей. Проект был представлен руководству института в апреле того же года, но не был одобрен.

В феврале 1999 г. Н. Заключил с издательством авторский договор об издании практикума по уголовному праву для студентов юридических вузов, в который в качестве приложения был включен разработанный им проект федерального закона с указанием имени автора.

После выхода практикума в свет руководство НИИ высказало Н. Претензию о том, что он не вправе был публиковать проект закона, к тому же под своим именем, без разрешения руководства НИИ. По мнению же Н., он имеет исключительное право на этот проект, тем более что запрета на его публикацию он от руководства НИИ не получил ни до, ни после выполнения задания.

Является ли проект федерального закона, разработанный Н., объектом авторского права? Принадлежит ли право авторства Н. Как разработчику проекта федерального закона? Вправе ли был Н. публиковать разработанный им проект закона под своим именем? Были ли основания у руководства НИИ для претензий к Н. о неправомерном опубликовании им проекта закона?

 

Задача № 3:

Режиссер-постановщик Курская, сценарист Воронов и композитор Новиков заключили с фирмой «Росвидеофильм» договор на создание видеофильма по сценарию, написанному по одноименному роману Лютиковой «Заживо погребенная». При этом ими согласно Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» были переданы фирме все исключительные права.

В процессе работы над произведением Новиковым были написаны несколько песен на слова известных поэтов. В видеофильм в качестве составной части вошли также произведения, созданные в процессе работы над ним оператором-постановщиком Голубевым, художником-постановщиком Ивлевым и другими специалистами.

Договор на создание видеофильма был выполнен в срок и фирма полностью расплатилась с его авторами.

После публичного показа фильма по ТВ с указанием его изготовителя – фирмы «Росвидеофильм» Новиков в судебном порядке потребовал от нее возмещения убытков за публичное использование его песен без предварительного заключения с ним авторского договора, предусматривающего авторское вознаграждение за публичное исполнение его песен. Однако фирма иск не признала, заявив, что она уже полностью расплатилась с авторами по договору.

Кто из перечисленных в задаче лиц является соавторами видеофильма? Какие исключительные права обязаны были передать авторы видеофильма его изготовителю – фирме «Росвидеофильм»? В течение какого срока будут действовать исключительные права, переданные авторами видеофильма фирме? Вправе ли Новиков требовать от фирмы возмещения ущерба за бездоговорное публичное исполнение его песен? Вправе ли он предъявлять такие требования в судебном порядке? Какими правами пользуются Голубев, Ивлев и другие специалисты как авторы произведений, вошедших составной частью в видеофильм? Решите спор.

 

Задача № 4:

Журналистка Малышева получила согласие от депутата Госдумы РФ Замятиной дать ей интервью по поводу антисемитских высказываний одного из членов Думы и отношения к этому факту других депутатов. Содействие Малышевой в проведении интервью и его показе по ТВ оказали: Болеславский – материальное, Камов – организационное и Фокин – техническое. С Замятиной вопрос об использовании ее интервью Малышевой не обсуждался.

Увидев интервью по ТВ, Замятина предъявила к Малышевой иск, обвинив в публичном показе без ее согласия интервью с купюрами, в результате которых исказился смысл высказывания, и требуя возмещения убытков и морального вреда.

Кто из указанных в задаче лиц являются соавторами интервью? Кто из указанных в задаче лиц вправе дать согласие на использование интервью? Правомерен ли иск Замятиной? Решите дело.

 

Задача № 5:

Сотрудник НИИ Соболев выступил на юбилейном вечере, посвященном 50-летию института, прочитав написанную им к этой дате поэму.

Выступления сотрудников, в т.ч. и Соболева, снимались на видеопленку. На следующий день выступление Соболева было показано без его согласия по местному телевидению. Увидев эту передачу, Соболев обвинил телестудию в нарушении его исключительных прав как автора на использование его поэмы в телепередаче без его согласия и потребовал выплаты авторского вознаграждения. Однако телестудия отказала ему в этом. Соболеву было разъяснено, что телестудия вправе была использовать его произведение без его согласия и без авторского вознаграждения, так как поэма была им прочитана публично, а в телепередаче указаны имя автора и источник заимствования.

Является ли нарушением исключительных прав Соболева показ его выступления по ТВ при обстоятельствах, указанных в задаче? Правомерны ли требования Соболева к телестудии о выплате ему авторского вознаграждения? Сохраняется ли за Соболевым право на опубликование поэмы в каком-либо сборнике после использования ее телестудией?

Задача № 6:

Скульптор Мухин создал в бронзе фигуру Остапа Бендера, стоящего на пьедестале со стулом в правой руке. По периметру пьедестала изображены сцены из романов И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев» и «Золотой теленок».

Скульптура была установлена вблизи от входа в городской театр юмора и сатиры в 1974 г. На 25-летнюю годовщину ее создания в 1999 г. скульптура была показана в телевизионной передаче, посвященной творчеству Мухина. В ней также говорилось о том, как бойко идет распродажа открыток с изображением скульптуры Остапа Бендера.

Увидев эту передачу, Мухин предъявил в суд 2 иска: один к предпринимателю Фирсову, использовавшему изображение скульптуры Остапа Бендера в коммерческих целях без согласия автора, с требованием выплаты авторского вознаграждения и к автору репортажа Ратникову с требованием выплаты авторского вознаграждения за показ скульптуры в телевизионной передаче без согласия автора и возмещения ущерба за рекламу неправомерной торговли открытками с ее изображением.

На заседании суда по рассмотрению этих исков ответчики не признали своей вины, ссылаясь на ст.21 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».

Правомерны ли иски Мухина к предпринимателю Фирсову и автору репортажа Ратникову? Является ли репортаж Ратникова рекламой продажи открыток с изображением скульптуры? Правомерна ли ссылка ответчиков по искам Мухина при доказательстве своей невиновности в нарушении прав автора на ст.21 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»? Какое решение должен вынести суд по каждому из исков?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: