МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УЧРЕЖДЕНИЕ МОИСЕЕВО-АЛАБУШСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА УВАРОВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Согласовано с методическим советом»: Протокол № 1 от 28.08. 2014г. Председатель МС Н.В.Рыбина_____________________ | «Утверждаю»: Приказ №34-6 от 01.09.2014 Директор школы: _________________Е.А.Почечуева |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Наблюдение экосистем»
Возраст обучающихся - 15 лет,
Срок реализации - 1 год
Составитель:
Мешкова Татьяна Николаевна,
Учитель географии и биологии
Г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программой предусмотрено овладение учащимися научными основами экологии, изучение взаимосвязей природных и социальных явлений и экологических основ охраны природы.
В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления в пределах нашей страны, области, села Моисеево-Алабушка.
Актуальность введения программы определяется рядом предпосылок.
К объективным предпосылкам следует отнести особенности современной экологической ситуации. Человек – единственный вид в биосфере, определяющий её судьбу в исторически малом отрезке времени.
К субъективным предпосылкам относится формирование экологической культуры школьника.
Целью программы данного курса является:
обеспечение интеграции экологических знаний на основе реальных экологических проблем, что обеспечивает формирование таких черт экологического мышления, как проблемность, глобальность, эволюционизм, гуманизм;
приобрести общеучебные умения и навыки, позволяющими им самостоятельно добывать информацию экологического характера, её обобщать и умело применять в жизни.
Основные задачи программы:
Обучающие:
-систематизировать и обобщать имеющиеся у обучащихся знания,
- познакомить детей с основными экологическими законами, основами рационального природопользования.
-формировать обязательные знания и умения для понимания биосферных процессов, роли антропогенных факторов;
Развивающие:
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
- развивать у детей глазомер;
- развивать сенсорные и умственные способности;
- развивать пространственное воображение.
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
Воспитательные:
- формировать культуру взаимодействия ребенка с миром природы.
-развивать познавательный интерес обучащихся к решению экологических проблем.
Здоровьесберегающие:
- приобщать к здоровому образу жизни;
- обеспечивать эмоциональное благополучие детей;
- укреплять психическое и физическое здоровье воспитанников.
В реализации данной программы участвуют дети в возрасте 15 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Форма и режим проведения занятий
Форма проведения занятий – групповая. Режим занятий – 2 раза в неделю по 1 часу – 72 часа в год. Длительность одного занятия – 45 минут. Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Занятия проводятся при постоянной смене деятельности.
Принципы обучения, используемые во время проведения занятий
1. Принцип наглядности: широкое использование наглядного материала – таблиц, схем, фотографий, современных мультимедийных средств.
2. Принцип системности и последовательности – обучение ведется от простого к сложному, с постепенным усложнением поставленных задач.
3. Принцип доступности – материал дается в доступной для детей форме, возможен вариант игры, викторины, коллективной работы.
4. Принцип научности – все обучение ведется с опорой на учебную литературу, опыт педагогов, проверенные временем методы и технологии.
5. Дифференцированный и индивидуальный подход – педагог внимательно следит за успехами каждого из детей, подбирая более удобную систему подачи материала и практических занятий, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, конкурсы.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение.)
• практический (выполнение работ, наблюдение, измерение глубины, ширины, длины водных объектов и т. д..)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность.
Педагогические технологии
Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Занятия проводятся при постоянной смене деятельности. Используются информационно-развивающие технологии – сообщение, рассказ, информационные технологии для самостоятельной работы. Применяются личностно-ориетированные развивающие педагогические технологии – позволяющие усложнять задания опережающим программу детям, упрощать работу менее подготовленным детям.