Особенности головного мозга




Возрастные особенности

Выработка нейронов происходит в эмбриональном периоде и их производство практически завершается к концу 2-го триместра беременности. Сформированные нейроны передвигаются к месту своей постоянной локализации, где производятся из них части головного мозга и только после занятия нейронами соответствующего места начинается их деффиринцировка по специфическим функциям, которые они будут выполнять. Например, диффиринцировка вставочных нейронов начинается в первые месяцы после рождения. Наиболее активны от 3-х до 6-ти лет и завершается к 14-ти годам. У трёхлетних детей клетки значительно диффиринцированы, а у 8-летних мало отличаются от клеток взрослого.

Степень развития и деффиринцировка нейронов, образование синоптических связей имеет важное значение для функционирования мозга, а также для индивидуальных _________________ ребенка. Развитие нейронов сопровождается увеличением волокнистых компонентов, то есть отростков нейрона, с помощью которых формируются синопсы (контакты между нервными клетками). Активное образование синопсов происходит от рождения до 2-х лет, а их количество у детей в этом периоде больше, чем у взрослого человека. Сокращение синопсов переводит излишние нейроны в резерв. Он может быть использован на более поздних этапах развития. К 7-ми годам количество синопсов уменьшается до уровня взрослого человека. Одно нервное волокно может образовывать до 10 тыс. синопсов из нервных клеток.

Особенности периферической нервной системы

Эта система у новорожденного, недостаточно развитого. Процесс формирования черепных нервов заканчивается в полтора года, а спинальных до 2-3 лет.

Особенности спинного мозга

К моменту рождения он более развит, чем головной. Шейные и поясничные утолщения спинного мозга у новорожденного не определяются. Шейное утолщение появляется, когда ребенок начинает держать головку, а поясничное, когда он начинает сидеть, ползать и ходить. Отчетливые контуры определяются после 3-го года жизни, удваивается масса спинного мозга к 10-ти месяцам жизни. В 3 раза увеличивается к 3-5 годам, а длина спинного мозга удваивается к 7-10-ти годам. К 5-6-ти годам соотношение спинного мозга и позвоночного канала становится таким же, как у взрослых. Вот почему спинномозговую функцию у дошкольников производят между 3-м и 4-м позвоночными(поясничными), при этом вещество мозга не _________________________

Особенности головного мозга

Масса мозга у новорожденного в среднем составляет 400 грамм, хорошо выражены длинные борозды и крупные извилины, но их глубина и высота не велики. Легкие борозды и извилины появляются постепенно в течение первых лет жизни. К 9-ти месяцам жизни масса мозга удваивается и к концу года жизни она составляет 1/13 от массы тела. К пяти годам 1/14, а уже к 20-ти годам масса мозга составляет 1/40 от массы тела. Мозговая ткань у новорожденных богата водой, содержит мало белка, нуклеиновых кислот, липидов и других специфических органических веществ. Серое вещество мозга плохо аддифиринцировано от белого, ____________ ___________________.

Особенно интенсивно процесс диффиринцировки в нервных клетках происходит в течение первых 2-6-ти месяцев жизни и если число нервных клеток взрослого человека принять за 100%, то к концу момента рождения ребенка сформировано только 25%, к 6-ти месяцам - 65%, к году - 90%.

Головной мозг расположен в полости черепа и отличается от спинного мозга сложностью формы и строения. У взрослого человека масса мозга в среднем составляет от 1100 до 2000 грамм. Самая большая масса мозга была у Тургенева – 2012 грамм. В среднем у мужчин масса – 1394 грамма, у женщин – 1245. На протяжении всей жизни масса и объём мозга постоянны, после 60-ти лет масса мозга уменьшается.

В коре головного мозга от 14-ти до 18 млрд. нервных клеток. Кора больших полушарий имеет множество борозд и извилин. Борозды делят полушария головного мозга на лобные, теменные, височные и затылочные доли. Центральная борозда отделяет лобную от теменной доли, а боковая – височную от лобной и теменной.

Для нормальной жизнедеятельности головного мозга требуется постоянное кровоснабжение. Нервная ткань самая чувствительная к содержанию кислорода в крови, питательных веществ и особенно глюкозы. Головной мозг за 1 час потребляет 5 грамм глюкозы и 3 литра кислорода.

Кора головного мозга – это слой серого вещества, толщиной от 1,3 до 4,4 мм. И площадью 2600 куб. см. Она располагается на внешней стороне головного мозга, при этом 2/3 этой площади скрыты в бороздах и только 1/3 видна на поверхности извилин. Эта часть головного мозга достигла такого высокого развития у человека, что ей приходиться укладываться все более извиваясь, чтобы уместиться внутри черепа и если распрямить этот слой, он займёт площадь, в 30 раз большую, чем в свернутом виде. Кора больших полушарий представляет собой центральные отделы различных анализаторов. Они обеспечивают анализ и синтез поступающих через НС и через органы чувств тех или иных раздражителей. Именно в коре головного мозга информация, полученная от 5-ти органов чувств анализируется, обрабатывается для того, чтобы другие отделы НС могли при необходимости ее использовать. Например, мы дрожим от холода. В этом процессе участвуют следующие механизмы – гипоталамус - он располагается у основания мозга и реагирует на повышение температуры тела. Гипоталамус посылает импульсы щитовидной железе, чтобы она ускорила обмен веществ. Мышцы тела тем временем поочередно сокращаются и расслабляются, вырабатывая тепло, при этом мышцы выпрямителей волос сокращаются и волосы встают дыбом. Это происходит, чтобы увеличить слой прилегающего к телу теплого воздуха. Уменьшается потоотделение, сужаются кровеносные сосуды и всё это для того, чтобы задержать тепло внутри тела. Вывод: мы дрожим, чтобы согреть тело и сохранить тепло.

То, что кора головного мозга является материальной основой психической деятельности человека доказывает наблюдение за детьми ан-энцефалани и микро-энцефалани.

У ан-энцефалони отсутствуетбольшое полушарие головного мозга. В медицинской практике известен случай, когда ан-энцефал прожил 4 года. Его насильно кормили и будили, сосать он не умел, кормили его только молоком, потому что ничего другого он проглотить не мог. Он не хватал предметы руками, не совершал координированных движений, не ходил, не реагировал на болевые раздражители, речь и мышление отсутствовали.

Что касается микро-энцефалов, то у них ненормально малы череп и головной мозг. Масса мозга всего 250-300 грамм. Они поздно начинают ходить, говорить, у них наблюдается слабоумие.

По мнению большинства ученых, физиологов и психологов мозг ребенка развивается до 15-ти лет. В разные периоды жизни развивается те или иные структуры мозга, отвечающие за различные психические функции. В развитии головного мозга есть кризисные моменты, когда заканчивается формирование одних отделов мозга и начинается более бурное развитие других. Это происходит примерно в 1, 3, 7, 14 лет. Между кризисами меняется характер и способ восприятия действительности в зависимости от развития тех или иных отделов мозга. Например, с года до 3-х лет ребенку интересно наблюдать как общаются мама с папой. Ведущая психическая функция этого возраста – усвоение ролевого взаимодействия, и если в этот период заставить ребенка говорить на английском, то он заговорит, но у него появятся проблемы при общении с людьми противоположного пола. С 3-хдо 7-8-ми лет ребенок учится взаимодействовать с миром предметов, исследует растения, бабочек, игрушки и т.д., что связано с развитием соответствующих отделов мозга и ребенку в этом возрасте следует играть, а не изучать математику. Ребёнок должен пройти все естественные стадии развития – наиграться всласть и даже подраться со своими сверстниками. Поэтому когда говорят о школах, где учат детей «с пеленок» интегралам, тогда это свидетельствует о психологической безграмотности у строителей таких школ. Личность может формироваться только после того, как сформирован мозг, а его развитие завершается к 15-16-ти годам, когда созревают лобные доли. Функция лобных долей – контроль. Вывод: ребенок становится личностью тогда, когда научится контролировать, т.е. отвечать за себя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: