ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА
Глобализация экономики сопровождается небывалыми ранее темпами роста торговли. Мировой объем экспорта за 50 лет вырос в 10 раз и продолжает увеличиваться более высокими темпами, чем ВВП. Ежедневный объем валютных операций превышает $1,5 трлн против $15 млрд в 1973 году. В этих условиях максимально возрастает значение мировой транспортной сети. Транспорт служит материальной базой производственных связей между отдельными территориями, выступает как фактор, организующий мировое экономическое пространство и обеспечивающий дальнейшее географическое разделение труда.
В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг. Значительная часть ЛО на пути движения МП от первичного источника сырья до конечного потребителя осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.
По назначению выделяют две основные группы транспорта:
1) Транспорт общего пользования (магистральный) — отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. К транспорту общего пользования относится железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт.
2) Транспорт необщего пользования (ведомственный, производственный) — внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем. Организация его работы является одной из задач организации логистики на предприятии в целом и осуществляется совместно с решением задач производства, закупок и распределения.
Транспортная логистика решает следующие основные задачи:
· создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров (часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные грузовые перевозки между отдельными географическими районами) и транспортных цепей (этапы перевозок груза на определенные расстояния, в течение определенного периода времени, с использованием транспортных средств одного или нескольких видов транспорта).
· совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);
· обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
· совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
· выбор способа перевозки;
· выбор транспортного средства;
· выбор: собственное транспортное подразделение или услуги перевозчика;
· определение рациональных маршрутов доставки;
· рациональная организация перевозки, например, возможно ли организовать обратные рейсы с грузом.
Все эти разнообразные, многоплановые задачи, можно разделить на ряд направлений, а именно: организационное, экономическое, перевозочное, сервисное.
Организационное направление включает:
· диспетчирование транспортных пepeвозок по ряду основных операций (проведение коммерческого осмотра грузов, проверка транспортных средств, осуществление переадресации грузов, проведение перев; грузов);
· разработку нормативной базы (расчет норм загрузки транспортных среде дифференциация нормативов для насыпных, навалочных, наливных, лесных грузов);
· проведение подготовительных процедур (подготовка необходимой перевозочной документации, маркировка грузов, осуществление погрузочно-разгрузочных oпepaций, определение сроков доставки грузов, формирование грузов в соответствующий транспортный пакет, составление грузового плана для различных видов транспорта).
Экономическое направление включает:
· анализ и оценку использования терминальных перевозок в международном сообщении, в крупных морских портах и транспортных узлах;
· анализ и оценку переменных затрат, связанных с перевозкой грузов (затр; ты на топливо, смазочные материалы, электроэнергию, техническое обслуживай] и текущий ремонт);
· анализ и оценку постоянных затрат, связанных с перевозкой грузов;
· анализ и оценку логистических составляющих издержек;
· оценку соотношения себестоимости перевозок грузов и оборотных средств, вложенных в грузы (стоимость грузовой массы), находящиеся в процессе транспортировки;
· определение величины высвобожденных оборотных средств при ускорении доставки грузов;
· оптимизация расходов на транспортные операции (начально-конечные операции, перемещения грузов, дополнительные операции);
· минимизацию средств технической оснащенности фронта погрузки и выгрузки по стоимостному критерию.
Перевозочное направление состоит из:
· выбора оптимальных вариантов транспортировки грузов (выбор вида транспортировки или системы доставки грузов, выбор вида или нескольких видов транспорта, выбор или оптимальное сочетание способа транспортировки, оптимальное сочетание участников перевозочного процесса);
· составление рациональных маршрутов движения транспортных средств (расчет граф] ков движения транспортных средств по различным маршрутам, использование личных видов транспорта, разработка гибких схем маршрутизации перевозок);
· рационального использования транспортных средств по грузоподъемности (осуществления комбинированных перевозок, возможность использования дополнительного оборудования в процессе перевозки, разработка оптимальных схем укладки грузов в транспортное средство);
· транспортировки грузов (доставка грузов грузополучателям в установленные сроки, осуществление развоза мелкопартионного груза в место назначения, разрешение споров, возникающих в процессе транспортировки).
Сервисное направление имеет следующие составляющие:
· осуществление возврата многооборотной тары (поддоны, контейнеры) с организацией ее доставки;
· выбор логистических посредников с позиции оптимизации заданных заказчиком критериев (затраты, надежность и время доставки, сохранность грузов);
· отслеживание грузов (экспорт-импорт) при прохождении границ сопредельных государств;
· предоставление информации о транспортной компании по обслуживанию участников логистической цепи;
· получение документов для экспортно-импортных грузов;
· выполнение таможенных формальностей и контроль оплаты таможенных пошлин, сборов и других расходов, связанных с транспортировкой;
· хранение, складирование, сортировка, комплектация грузов; информационные услуги, страхование и охрана грузов.