ВЫБОР СПОСОБОВ ПЕРЕВОЗКИ




 

Существуют пять основных способов перевозки: железная дорога, автомобильный транспорт, водный, воздушный и трубопроводный. У каждого из этих способов свои характеристики, и то, какой из них станет лучшим в конкретных обстоятельствах, зависит от типа груза, который надо перевезти, мест отправки и назначения, расстояния, стоимости груза и множества других факторов.

Иногда организация может выбрать способ, скажем, железную дорогу или паром через Ла-Манш; железную дорогу, автомобильную или воздушную перевозку между Ростовом-на-Дону и Москвой. Но в других случаях этого выбора нет. Если вы хотите доставить кофе из Бразилии в Россию, вам придется отправлять его водным транспортом; если вы хотите поставить газ из Тюменской области в Европу, вы воспользуетесь трубопроводом; если вы хотите отправить экспрессом посылку через Атлантику, то выберете воздушную перевозку.

В целом большая часть грузов перевозится по автомобильным дорогам.

 

Исходными данными для выбора оптимального вида транспорта для конкретной перевозки является информация:

1) тип груза, место отправки и назначения, расстояние, стоимость груза, срочность, надежность его доставки и т.д.

2) характерные особенности различных видов транспорта, их преимущества и недостатки, безопасность, графики и частота доставки;

3) репутация перевозчика, безопасность, показатели убытков и повреждений.

 

Железнодорожныйтранспорт

Для перевозки тяжелых и крупных грузов на средние и дальние рассто­яния с высокой концентрацией грузовых потоков чаще всего выбирают железнодорожный транспорт.

Преимущества:

1) постоянная и достаточно высокая скорость;

2) высокую мощность железной дороги;

3) сравнительно невысокая себестоимость перевозки;

4) хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях;

5) возможность доставки груза на большие расстояния;

6) регулярность перевозок;

7) возможность эффективной организации погрузочно-разгрузочных работ.

 

Почти всегда здесь действуют перевозчики общего пользования, предоставляющие услуги всем организациям, а не собственные транспортные подразделения компаний, перевозящие грузы только одной компании. Эта общественная услуга обычно считается на­столько важной, что находится под контролем государства. Число железнодорожных перевозчиков неизбежно невелико, особенно если сравнить его, скажем, с автомобильным транспортом. Основная причина этого – крупные инвестиции в сооружения железнодорожного полотна, подвижного состава и терминалов. Автомобиль­ная грузовая компания может начать предоставлять услуги по перевозке грузов, арендовав грузо­вик и воспользовавшись дорогами общего назначения; владелец железной дороги сначала должен построить свои собственные пути и терминалы и купить поезда; только после этого он сможет начать работать. Затраты можно сократить совместным использованием мощностей. В некоторых странах действует несколько владельцев железных дорог, совместно использующих свои железнодорожные пути или пути, принадлежащие другой компании. Однако такое встречается довольно редко. Одно из преимуществ железной дороги заключается в том, что, после того как инфраструктура создана, дорога имеет очень высокую мощность и низкие затраты на перемещение единицы груза.

Следующее преимущество железной дороги, как уже говорилось, — низкие затраты на транспортировку единицы продукции, поэтому железнодорожные перевозки можно использовать для перемещения больших объемов относительно дешевых материалов (угля, минеральный удобрений и т.д.). По этой причине железнодорожный транспорт чаще используется на начальных участках цепи поставок. Вы скорее увидите организации, пользующиеся услугами железной дороги для входящих потоков сырья, чем для исходящего потока готовой продукции.

Недостатки:

1) малая гибкость вследствие использования одних и тех же транспортных путей и необходимости следования по заранее установленному расписанию;

2) поезда могут перемещаться только по определенным маршрутам и между постоянными терминалами.

 

Особенно малая гибкость неудобна в случае срочных или воз­никших в последний момент доставках. Несмотря на это провайдеры железнодорожных услуг могут предоставить и здесь какие-то варианты решений, скажем, вводить поезда челночного типа (когда поезд постоянно перемещается между двумя точками — между портом и фабрикой), могут предложить целый состав (когда заказчик арендует состав полностью), перевозку груза в объеме полного вагона, прикрепляемого к рейсовому поезду, контейнерную перевозку, вагоны совместного использования или совместное обслуживание разных заказчиков.

Более очевидная трудность связана с тем, что поезда могут перемещаться только по определенным маршрутам и между постоянными терминалами. Большинство заказчиков располагаются на определенном расстоянии от этих терминалов, поэтому им приходится отправ­лять грузы по автомобильной дороге, как в начале железнодорож­ного участка перевозки, так и в его конце. Это увеличивает общее время, и железнодорожные перевозки часто считаются относи­тельно медленными. Поэтому они более удобны для больших расстояний,

Ограничение доступа характерно для нескольких способов транспортировки, хотя есть решения, позволяющие так или иначе эту проблему преодолевать. Наиболее очевидное решение — размещать элементы инфраструктуры возле железнодорожных тер­миналов или портов, аэропортов, контейнерных портов или других терминалов. Если спрос достаточно высок, оправданно создавать специальные сооружения. Например, может оказаться дешевле построить отдельную железнодорожную ветку от электростанции до угольной шахты, чем перевозить уголь грузовиками. Другой вариант — воспользоваться интермодальной перевозкой.

Пример

Туннель под Ла-Маншем позволил повысить эффективность железнодорожной связи между Великобританией и континентом. Его создание стимулировало некоторые компании воспользоваться для перевозки тяжелых грузов не автомобилями, а железной дорогой. Специалисты пришли к выводу, что подобные преобразования приведут к росту спроса на логистический парк возле г.Давентри, имеющий удобные выходы как на железную дорогу, так и на автомобильные трассы.

Строительство началось возле железнодорожной станции и рядом с шоссе в 1994 г. Первые сооружения площадью 2 млн кв. футов открылись в 1997 г., управлять ими стала компания Tibbett & Britten. Там имелись мощности, достаточные для одновременной разгрузки трех поездов длиной 750 м. Компания English Welsh and Scottish Railway каждую неделю отправляет через туннель 35 поездов, главным образом из Германии, Франции и Италии. Модернизация основного пути на западном побережье позволит сделать железнодорожные перевозки еще более эффективными. Это место популярно и привлекает крупных заказчиков. Возникла даже большая необходимость в дополнительных сооружениях площадью 4 млн кв. футов.

Автомобильный транспорт

Наиболее распространен в мире автомобильный транспорт, он почти всегда участвует в деятельности всех цепей поставок.

Автомобильный транспорт в России не может составить конкуренции железнодорожному в массовых межрайонных грузовых перевозках прежде всего из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок, большой дальности перевозок и отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня. Сфера применения автомобильного транспорта в России – внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, в также перевозки на средние и дальние расстояния малотоннажных ценных и скоропортящихся грузов.

Преимущества:

1) высокая маневренность и оперативность;

2) менее жесткие требования к упаковке товара по сравнению с другими видами транспорта;

3) нет привязки к заранее созданному расписанию;

4) возможность использовать развитую инфраструктуру уже созданных дорог;

5) более высокий уровень конкуренции, более гибкое ценообразование по сравнению с железными дорогами;

6) разнообразие используемых транспортных средств.

Недостатки:

1) сравнительно высокая себестоимость перевозок (по максимальной грузоподъемности автомобиля);

2) срочность разгрузки;

3) возможность хищения груза;

4) возможность угона автотранспорта;

5) сравнительно малая грузоподъемность.

 

Его основное преимущество — гибкость, так как он может доставить грузы практически в любую точку. Хотя макси­мальная скорость на дорогах ограничена, способность этого вида транспорта оказывать услуги «от двери к двери» позволяет избе­гать перегрузки продукции на другие виды транспорта, что со­кращает общее время поездки. Тем не менее, скорость перемещения может быть важным фактором, особенно с учетом того, что на дорогах все чаще возникают пробки, из-за которых транспортные средства движутся все медленнее.

У автомобильного транспорта есть еще одно преимущество: он может использовать развитую инфраструктуру уже созданных дорог. В отличие от железной дороги, эта инфраструктура уже существует, поэтому пользователям услуг не требуется создавать и поддерживать в технически исправном состоянии собственные дороги. Кроме того, автомобилям не требуется быть строго привя­занными к заранее составленному расписанию, поэтому они мо­гут отправляться в поездку по необходимости.

По сравнению с железной дорогой, где каждый владелец практически монополизирует определенный маршрут, для автомобильного транспорта характерно наличие множества перевозчиков, работающих на одних и тех же территориях. При наличии такого множества перевозчиков конкуренция, как правило, становится более острой, а ценообразование — более гибким.

 

Водный транспорт

Является самым крупным перевозчиком в международных перевозках. Свыше 90% мировой торговли связано с перевозками продукции водным транспортом. Это особенно справедливо в отношении отдельных стран, скажем, Великобритании, где 95% грузов прибывают или отправляются на судах. Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки. Велика роль каботажных перевозок для северных и восточных прибрежных регионов России.

Можно выделить три основных типа водного транспорта:

1) речной, используемый на реках и каналах (обычно называемых внутренними водными путями);

2) каботажный (для перевозки из одного порта в другой вдоль побережья);

3) морской (по основным морям).

 

Морской транспорт

Большинство водных перевозок грузов осуществля­ется крупными морскими путями. Некоторые страны в этом от ношении имеют выгодное положение, поскольку у них удобная береговая линия, позволяющая им активно заниматься международными перевозками, например, такие города, как Роттердам, Гонконг и Нью-Йорк, создали крупнейшие порты. Через 20 самых крупных в мире портов осуществляется более половины всей мировой торговли.

Некоторые разновидности морских перевозок неизбежно предусматривают длительные маршруты. При этом для перевозки разных грузов используются самые разные типы судов. Эти суда обеспечивают существенную экономию на масштабах, поэтому цель многих конструкций — перевозить крупные грузы и добиваться низких затрат на единицу перевозимой продукции.

 

Преимущества:

1) низкие грузовые тарифы;

2) высокая провозная способность;

3) доступ к другим континентам.

Недостатки:

1) негибкость, т.к. его использование ограничено наличием портов;

2) низкая скорость;

3) долгое время объединения грузов и перевозки их в порты;

4) жесткие требования к упаковке и креплению грузов;

5) малая частота отправок.

Перевозки от поставщика к заказчику неизбежно требуют смены транспортного средства, даже если и поставщик и заказчик располагаются недалеко от портов.

Один из аспектов перевозок по воде — постоянное действие картельного соглашения судовладельцев. Это означает, что все перевозчики в данном регионе соглашаются взимать одинаковую цену и регулируют частоту предоставляемых ими услуг. Хотя в настоящее время уже появляются морские линии, не входящие в эти соглашения и предоставляющие потребителям большие скидки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: