Глава 1. Этапы восстановительного лечения голосовых нарушений




Коррекционная работа строится с учетом новых данных, полученных в результате клинико-педагогического обследова­ния, базируется на знании голосового дефекта разных нозоло­гических форм и учете личностных психологических особен­ностей детей, таких как фиксированность на дефекте и опре­деление ведущего канала сенсорной модальности.

Программа реабилитационных мероприятий составляется с учетом комплексной оценки состояния голосового аппарата, коммуникативных возможностей и личностных психологиче­ских особенностей.

Логопедическая (фонопедическая) работа подчинена обще­дидактическим принципам: последовательность, систематич­ность, активность и сознательность обучения, мотивирован­ность, необходимость учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

Программа реабилитационных мероприятий составляется с учетом комплексной оценки голосового аппарата, включает медицинские мероприятия, психотерапевтическое и логопеди­ческое воздействие.

Основная задача реабилитационных мероприятий — устра­нение этиологического фактора, формирование оптимального звучания голоса при наименьшем мышечном напряжении.

Фонопедическая работа подразделяется на 3 этапа:

I — подготовительный, II — формирование нового меха­низма голосообразования, III — закрепление и автоматизация речевого стереотипа.

Задача подготовительного этапа заключается: во всесторон­нем обследовании ребенка с целью составления плана дальней­шей коррекционной программы; в ослаблении патологических речевых связей; активном сознательном включении в тренировку; подготовке дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата к последующим голосовым тренировкам; развитии ре­чевого слуха; координации общей и мелкой моторики.

Задачей следующего этапа является активное формирова­ние навыков речевого дыхания, воспитание нового стереотипа голосообразования, предполагающего оптимальное звучание голоса при минимальном мышечном напряжении.

Задача заключительного этапа состоит в закреплении полу­ченных навыков, расширении диапазона звучания и развитии выносливости к голосовым нагрузкам.

Цель восстановительного лечения голосовых нарушений реализуется в двух направлениях:

1— восстановление органической структуры артикуляцион­ного и голосового аппарата;

2— коррекция поведения и личности говорящего и выра­ботка правильных голосовых стереотипов и техники голосооб­разования.

Для достижения оптимальных функциональных результа­тов могут быть использованы фонохирургия, медикаментозное лечение; применены различные приборы для тренировок, пси­хотерапия, голосовой тренинг.

Конечный результат восстановительного лечения определя­ется получением оптимального акустического результата при наименьшем мышечном напряжении.

В процессе тренировок следует добиваться умения изме­нять тональность, интенсивность звучания в специальных уп­ражнениях, а главное — сформировать навык голосообразова­ния в процессе спонтанной речи.

Автор рассматривает эту проблему с позиции оптимизации, которая позволяет при минимально необходимых затратах вре­мени и усилий логопеда и обучающегося получить максималь­ные результаты.

Оптимизация представляет целенаправленное воздействие на основе закономерностей и принципов обучения, выбор на­илучших вариантов, современных форм и методов для разра­ботки системы педагогического воздействия в целом.

Коррекционно-педагогическая работа по восстановлению голоса у детей с нарушениями голоса базируется на общеди­дактических принципах, а также принципах специальной пе­дагогики.

Ведущий принцип дидактики, положенный в основу обуче­ния — принцип активности. Нельзя говорить об эффективности обучения без формирования творческого и самостоя­тельного умения достижения поставленной цели. Важнейшая задача логопеда — обеспечить активность обучающегося.

Не менее существенным принципом является мотивирован­ность обучения. Каждый пациент, начинающий работу над раз­витием своего голоса, должен понимать необходимость занятий. У тренирующегося должна быть сформирована потребность ак­тивно и сознательно работать, знать реальную перспективу тре­нировок. Следует помнить, что, говоря о мотивированности коррекции нарушенной функции, мы одновременно решаем проблему профилактики нарушений голоса в будущем.

Мотивация обучения позволяет последовательно и система­тично усложнять конкретные педагогические задачи, которые не всегда одинаково интересны для ребенка. Они могут быть слишком просты и поэтому неинтересны или настолько слож­ны, что, пытаясь их решить, обучающийся понимает, что это ему не по силам, что в свою очередь вызывает отчаяние и ме­шает восстановительному процессу.

Эффективность коррекционной работы достигается благо­даря этапности, системности и концентричности в подаче ма­териала.

При выборе упражнений для реализации конкретных задач следует подбирать упражнения несколько более сложные, чем те, которые может выполнить подросток, но не настолько сложные, чем те, которые он и не пытается повторить {принцип развивающего обучения). Упражнения по формированию и раз­витию дыхания, органов артикуляции, формированию навы­ков голосообразования и голосоведения, расширению диапа­зона звучания постепенно усложняются на протяжении всего курса логопедических занятий.

=> Любое обучение — это обучение той или иной деятельнос­ти через ведущую деятельность. Воспитание, коррекция, формирование, развитие голоса — это обучение речевой деятельности при помощи родного языка. В процессе обучения те операции, которые мы учим производить, становятся из сознательных (осознанных) — бессозна­тельными, из целенаправленных — автоматическими.

Комплексное ортофоническое воздействие патогенетичеки обусловлено и при гипотонусных состояниях имеет стимулирующее действие, а при гипертонусных дисфониях направ­лено на релаксацию мышечного аппарата.

Большое значение в нашей работе уделяется рациональной психотерапии, которая позволяет добиться активного и созна­тельного включения ребенка в процесс реабилитации, мобили­зовать его силы на преодоление трудностей, воспитывает во­лю, целеустремленность.

Успех коррекционной работы во многом зависит от того, какая обстановка окружает ребенка дома, как осуществляется контроль за занятиями в домашней обстановке, поэтому боль­шое внимание следует уделять работе с родителями, объясняя им причины и механизм нарушения голоса их ребенка, а также важность дыхательных, артикуляционных и голосовых упраж­нений.

С целью предупреждения нарушений голоса у детей авто­ром разработан курс занятий, позволяющий познакомиться с гигиеной голоса и техникой выразительной речи. Практиче­ская часть предполагает тренинговые занятия по воспитанию выносливого голоса, развитию его диапазона, обучению техни­ке фонационного дыхания, выработке мягкой атаки голосообразования.

На основании данных, полученных при клиническом и ло­гопедическом обследовании, для каждого ребенка составляют индивидуальную программу, направленную на расширение диапазона звучания и совершенствование природных данных. При этом учитывают характер смыкания голосовых складок, индивидуальные психологические и характерологические осо­бенности детей. Программа реабилитационных мероприятий составляется с учетом комплексной оценки голосового аппара­та, включает медицинские оздоровительные мероприятия, пе­дагогическое и психотерапевтическое воздействие.

Основная задача состоит в устранении ошибок фонацион­ного дыхания, создании оптимальных условий резонирования, так как от этого зависит не только качество звучания, но и предупреждение заболеваний гортани в будущем. Неправиль­ная техника речи чаще всего является причиной голосовых расстройств. В этой связи одно из ведущих мест в процессе ре абилитации голоса у детей с нарушениями голоса занимает постановка или воспитание голоса, а также и психотерапевти­ческое воздействие, направленное на активное участие ребенка в процессе формирования и развития голоса.

Под постановкой (воспитанием) голоса понимается развитие определенных навыков голосообразования и голосоведения в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями. Основ­ная цель — добиться выносливости голосового аппарата к ин­тенсивным речевым нагрузкам и обеспечить возможность его работы с минимальной затратой энергии, но с максимальным акустическим эффектом.

В соответствии с принципами специальной педагогики ло­гопедическая работа проводится под контролем слуховых, зри­тельных и тактильно-вибрационных мышечных ощущений, то есть с максимальным использованием сохранных анализато­ров. Задания постепенно и дозированно усложняются.

Комплекс реабилитационных мероприятий включает сле­дующие разделы: психотерапию, работу над фонационным ды­ханием, развитие артикуляционно-резонаторной системы, рас­ширение диапазона звучания, развитие речевого слуха и работу по координации как общей, так и речевой моторики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: