Глава 7. Формирование навыка правильного голосообразования




Постановка голоса — строго индивидуальный процесс, по­этому нельзя ограничиваться трафаретными для всех случаев требованиями. Начинать голосовые тренировки можно только после согласования с врачом-фониатром, тесный контакт ло­гопеда и врача способствует выбору оптимальных нагрузок для обучающихся.

Приступая к работе над коррекцией голоса, особое внима­ние следует обращать на начало звукообразования или атаку. Из трех способов атаки — придыхательной, твердой и мягкой — наиболее физиологичной является последняя.

Не менее важно выбрать правильную тональность и интен­сивность звучания для начала занятий, так как чрезмерно вы­сокий или низкий, тихий или громкий голос может вызвать быструю утомляемость и привести к нежелаемым последстви­ям. Выбор базовых звуков при коррекции нарушений голоса обусловлен в первую очередь клиническим диагнозом и зави­сит от характера смыкания голосовых складок, тональности звучания и голосовой атаки.

Продолжительность голосовых тренировок строго дозиру­ется и обусловлена психосоматическим состоянием тренирую­щихся. Начиная с первых занятий, следует избегать переутом­ления. Вначале продолжительность не превышает 2—3-х минут с 5—10-минутным перерывом, постепенно время занятий удли­няется и на заключительном этапе достигает 15—20 минут при 4-5-разовом выполнении в течение дня.

Основная цель этого этапа — формирование оптимального звучания при наименьшем мышечном напряжении — реализу­ется через правильно подобранные индивидуально для каждо­го ребенка базовые звуки и слоги, интенсивность и тональ­ность звучания.

При твердой атаке воздушная струя наталкивается на очень плотно закрытые голосовые складки, которые раскрываются одним ударом. Твердая атака напоминает прорыв воздуха сквозь плотно сомкнутые губы при произнесении короткого взрывного согласного «п», воспринимается на слух как «голо­совой удар», стаккато в музыке. Такая техника применяется на начальном этапе при парезах и параличах гортани, гипотонусной дисфонии.

При придыхательной атаке голосовые складки смыкаются после предварительного прохождения воздуха, то есть неэко­номно расходуется значительная часть воздуха. Чаще всего го­лосовые упражнения на придыхательной атаке начинаются при ларингитах, спастической и гипертонусной дисфонии.

При мягкой атаке голосовые складки плавно смыкаются друг с другом, при этом создается достаточное подскладочное давление, обеспечивающее оптимальные условия для колеба­ний и безупречное звучание.

Конечная цель фонопедических занятий — это формирова­ние мягкой атаки голосообразования и голосоведения. Основ­ной принцип, на котором строятся фонопедические трениров­ки, — метод проб и ошибок, осуществляемый индивидуально для каждого больного при формировании оптимального звуча­ния базового звука.

Традиционно применяются сонорные звуки «м» или «н» как базовые при различных нарушениях голоса: психогенной афонии, гипотонусной дисфонии, парезах и параличах горта­ни, ларингитах, узелках и полипах голосовых складок.

Опыт показывает, что для некоторых больных предпочти­тельными оказываются иные способы вызывания и постанов­ки голоса.

При психогенной афонии нередко положительный резуль­тат достигается на инспирированной фонации сонорных и гласных звуков. Этот же прием можно использовать при паре­зах и параличах гортани, у больных с функциональными нару­шениями, болезненной фиксированностью на патологическом механизме фонации.

При гипотонусной дисфонии, парезах и параличах гортани наилучшие результаты достигаются при произнесении закры­тых слогов с глухими взрывными согласными, особенно если в них включен сонорный звук «р» («крак», «крок», «крук», «крэк», «крик»).

При гипертонусной дисфонии, фарингитах и ларингитах хорошие результаты получаются при отработке вначале арти­куляции гласных, затем шепотной фонации, далее тихого зву­чания.

Использование вокальных упражнений при узелках и поли­пах голосовых складок позволяет в более короткие сроки вы­работать мягкую атаку голосоведения.

Для достижения физиологической тональности голоса при мутационной дисфонии подростку рекомендуется наклонить голову вперед и вниз, чтобы ослабить напряжение передних мышц гортани и несколько опустить гортань, что позволяет активизировать нижний резонатор. Для восприятия резонаторных колебаний грудной клетки ладонь пациента располагается на передней поверхности, и в таком положении врач или фо-нопед вместе с больным произносит длительно в наиболее низкой тональности гласные звуки «оооооо» или «ууууу». Вни­мание пациента фиксируется на вибрации грудной клетки. Ес­ли это ощущение недостаточное, то предлагается усилить его постукиванием или вибрационным массажем грудной клетки для активизации резонирования. Гласные звуки «ооооо» или «УУУУУ* вначале произносятся в одной тональности, усиливая интенсивность звучания, а в последующем — в виде напевания мелодии колыбельной песни с целью укачивания ребенка.

На следующих занятиях эти гласные звуки в низкой то­нальности произносятся протяжно в словах «оооокооо». «ооо-окнооо», «оооколооо», «ууурооок», «ууурооон», «уууутроооо» и т.д. Затем переходят к произнесению коротких предложений протяжно в низкой тональности, например; «Ооокноо ооотк-рытоо», «Уууутром хооолоодно», «Около кола колокола».

Для понижения тональности голоса используют и надавли­вание на щитовидный хрящ, смещая таким образом гортань вниз и кзади. В результате этого голос подростка приобретает мужское звучание или звучание голоса взрослой женщины. При последующих фонопедических упражнениях этот голос закрепляется и используется в повседневной жизни.

При выборе речевого материала следует ориентироваться на звуки, наиболее хорошо произносимые тренирующимися, тексты должны отвечать возрастным особенностям детей, что во многом облегчит процесс автоматизации.

Важным разделом в работе над голосом и произношением является формирование и развитие слухового контроля.

К качествам фонематического слуха и восприятия, необходимым для коррекции нарушения просодической стороны речи, относят способность различать силу, высоту звука, нормальный и патологический тембр голоса (охриплость, назализацию, тремолирование, глухость и т.д.), изменение интонации (вопросительная, утвердительная, восклицательная), логическое ударение во фразе.

Установлено, что наиболее эффективным методом автома­тизации и закрепления голосовых и просодических навыков является обучение диалогической речи, поскольку диалогиче­ское высказывание труднее в коммуникационном плане и хуже контролируется говорящим. В диалоге каждый из участников поочередно выступает в качестве слушающего и говорящего, в естественном общении он всегда обусловлен конкретной си­туацией, необходимостью слежения за мыслью собеседника, спонтанной сменой тем речевого общения. Поэтому автор счи­тает диалог наиболее эффективной формой для отработки раз­личных коммуникативных ситуаций, например, «учитель — ученик», «ребенок — взрослый», «ребенок — сверстник» и т.п. Социальные роли определяются не только личностными осо­бенностями обучаемых, но и связываются с их игровой де­ятельностью.

Важным представляется отбор речевых интенций, тем и си­туаций общения, которые должны отвечать интересам обучаю­щихся.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: