История, экстерьер, состояние и перспективы русской тяжеловозной породы лошадей.




Порода относится к известной группе небольших тяжеловозов. Русский тяжеловоз отлично зарекомендовал себя на сельскохозяйственных работах. Крестьяне охотно разводили эту породу, как помощников, кормильцев. Обладает отличными мясными свойствами и отменной молочной продуктивностью. Значит, тяжеловозов с успехом можно использовать в продуктивном коневодстве.

История. Селекцией породы на Руси-матушке занялись примерно век назад. Предками были ардены, которые водились в горах Бельгии. Они выглядели разнотипными, а в экстерьерах были заметны значительные для лошадей недостатки. Нужно отметить, что ардены быстро двигались. Сухая, красивая конституция облагораживала облик лошадей. Их легко было содержать, так как кушали всё подряд, жили в простых условиях.

Россиянам лошади понравились. К 1904 г. 376 ферм уже разводили арденов. Среди них Деркульский и Хреновский конные гос. заводы. Можно отметить ферму от сельскохозяйственной академии (Петровской). Заводчики содержали небольшие поголовья на мелких фермах с заводами. Владельцы стремились, как можно быстрее увеличить поголовье. Для этого скрещивали чистокровных арденов с различными упряжными кобылами иных пород, чаще всего с брабансонами.

Благодаря тщательному отбору лучших производителей из года в год, ардены стали выглядеть гармоничней. В 1900 г. в Париже проходила очередная серьёзная выставка всемирного масштаба. Там отметили арденов, как своеобразную, самобытную рабочую породу. Всем понравился, вызвал восхищение Каравай — жеребец бурой масти. Ему преподнесли золотую медаль. Он был лучшим выпускником Хреновского конезавода.

Так сложилось к тому времени, что на исторической родине — в Бельгии, породу поглотила более крупная - бельгийская рабочая. Когда закончилась революция, заводчики начали племенную работу с остатком выживших лошадей — арденов. Задача была создать некрупную породу, гармонично сложенную, охотно работающую в сельском хозяйстве. Чтобы она была неприхотливой, требовала минимум ухода, кушала то, что предложат, мало болела, долго жила.

Племенных производителей было много. Среди них особенно выделялись заводские линии:

1. Караула;

2. Поденщика;

3. Ларчика;

4. Рубикона.

Поголовье значительно отличалось от старотипных арденов. В 1952 г. в СССР от Министерства сельского хозяйства поступило постановление, назвать породу русский тяжеловоз.

Экстерьер. У поголовья линий: Караула с Рубиконом, Ларчика и Поденщика было гармоничное сложение, отличный экстерьер. Они выделяются прекрасным телосложением среди соплеменников, но вот рост в холке от 135 до 143 см — маловат.

Отбирали более крупных племенных жеребцов с кобылами. Русский тяжеловоз — единственная русская порода, где поголовье не такое крупное, как у других тяжеловозов. Селекционная работа активно продолжается. С годами племенной работы в среднем, в холке они выросли от 146 до 148 см. Пясть стала меньше, чем у арденов от 20 до 21 см.

Промеры у жеребцов такие: 153,4 (высота), 166,8-205,2 (длина), 22,4 (обхват пясти). Жеребцы весили от 600 до 700 кг.У кобыл немного другие промеры: 150,9 (высота), от 161,6 до 193,5 (длина), 21,2 — обхват пясти. Кобылы имели вес от 580 до 650 кг.

Порода лошадей русский тяжеловоз получила и закрепила туловище несколько удлинённое. У лошадей глубокая, бочкообразная грудная клетка. Ноги красивые сухие, очень крепкие, но несколько коротковаты. Голова широкая, небольшая с красивым мощным лбом. Шея мускулистая, довольно длинная, с красивым изгибом. Холка у особей широкая. Спина у некоторых жеребцов и кобыл мягковата с небольшим прогибом, но длинная. Круп с поясницей у животных — широкие.

Иногда круп встречается несколько раздвоенный, свислый. Хвосты с гривами у лошадей русских тяжеловозов красиво струятся на ветру и довольно длинные, что можно рассмотреть на фото. Конь у заводчиков вышел некрупным, но очень живым, энергичным. Особенно импонировал он людям добронравием, спокойствием. Его легко содержать, так как неприхотлив в пище. За ним, даже начинающему коневоду, просто ухаживать. На широкой спине может прокатиться, как начинающий всадник, так старик или ребёнок. Такой добряк никого не обидит, всех прокатит с ветерком.

Русский тяжеловоз чаще всего по масти: рыже-чалый или рыжий, реже можно увидеть гнедого, вороного либо гнедого с чалым или серого. Все представители породы очень работоспособные, долго живут, дают крепких жеребят, приспосабливаются к любым условиям содержания. Русскую тяжеловозную породу лошадей содержат, как в регионах, где жарко, так и в холодной местности. Главное, отлично заботиться о питомце, он ответит вам добротой, преданностью.

В конных заводах на 100 кобыл выход жеребят составляет от 80 до 85%. В лучшие годы он бывает от 90 до 95%. Многие племенные кобылы с жеребцами участвуют в разведении 20, а то и 25 лет.

Жеребцы с кобылами конных заводов работают на фермах в деревнях. Благодаря этому, животные тренируются, показывают свои рабочие качества. Заводчику легче отбирать для племенного дела самых перспективных. В тяжеловозе этой породы ценится доброезжесть, выносливость, резвость и подвижность.

Производители скороспелые. Начиная с 1,5 лет они достигают в холке 96 или 97%, как взрослые особи. Примерно 75% набирают живой массы, как старшие взрослые производители. К 3 г., практически по всем показателям, они достигают максимума развития и прекращают рост.

Состояние породы сегодня. Последние 10 лет большинство конезаводов переживают трудные времена. В стране тяжёлая, не стабильная экономическая ситуация. Тяжеловоз всегда считался не дорогой, доступной человеку со средним достатком, лошадью. Во времена СССР этому бизнесу помогало государственное планирование. Были налажены каналы сбыта мяса с молочной продукцией, заводы обменивались племенным материалом. Сейчас все частники находятся на самообеспечении. Решают свои проблемы самостоятельно.

Материальная с технической базы из-за недостатка средств, становятся у фермеров всё слабее. Владельцы сокращают численность поголовья. Из-за недостаточного рациона питания, молодняк выращивается более мелкокостным, слабым. У кобыл рождается меньше жеребят, чем при обильном питании с кормовыми добавками.

Раньше лошадей успешно разводили на 5 конезаводах, дополнительно в 22 филиалах. Там содержали больше, чем 1000 голов первоклассных маток. А сейчас племенных производителей меньше раза в 3,5. Владельцы не имеют возможности платить высокую зарплату обслуживающему персоналу. Мало кто соглашается работать за двоих в таких условиях. Не хватает кадров. Владельцы, любящие питомцев, когда не хватает рук, ухаживают за ними наряду с обслуживающим персоналом.

Но энтузиасты продолжают племенную деятельность, стараются сохранить, передать потомкам эту самобытную породу тяжеловозов. Руководство заводов находит спонсоров, желающих помочь, ведёт параллельно другой бизнес, который помогает заводам держаться на плаву. За счёт этого, есть возможность давать лошадям лучшие корма. Руководствуясь стандартами, обеспечивать всем необходимым.

Перспективы. За последнее время, в связи с ростом механизации, у некоторых специалистов сельского хозяйства сложилось мнение, что живое тягло можно заменить техникой и что поэтому следует в настоящее время сосредоточить внимание на разведении лишь спортивных лошадей для нужд страны и экспорта. Однако жизнь опровергает это. В нашей стране насчитывается свыше 4 миллионов рабочих лошадей, среди них немалая часть улучшенных тяжеловозами различных пород.
Как известно, за последний период изменился характер использования живого тягла. Лошадей в основном стали использовать на внутрихозяйственных работах, на обработке мелкоконтурных участков, уборке сена на пересеченной местности и на небольших площадях, садовых и огородных работах, обслуживании животноводства, личных нужд сельского населения и на других подсобных хозяйственных работах.
Вполне очевидно, что механизировать все эти участки работ можно лишь внедрением в производство машин малых мощностей и созданием сети хороших дорог внутри самих хозяйств. Чтобы полностью заменить живое тягло техникой, потребуется еще не один десяток лет. И не случайно поэтому поголовье лошадей у нас в стране не только стабилизировалось, но после мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС а ряде республик даже возросло.
Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что база для разведения тяжеловозных пород лошадей как основных улучшателей рабочих лошадей достаточно стабильна.

 

 

3.Кормление и содержание кобыл при пастбищном содержании.

Пастбищное содержание является основой летнего кормления и содержания лошадей. Трава, поедаемая на пастбищах или скошенная на зеленый корм, по своему химическому составу и питательности является самым ценным кормом для лошади. Она содержит все необходимые организму лошади органические и минеральные вещества, провитамины и витамины, и притом в наиболее усвояемой форме и в правильном соотношении.

Нa пастбище лошадь по только получает важнейший для нее корм, но и весьма полезный моцион на свежем воздухе,подвергается облучению солнечными лучами. Это благотворно влияет на обмен веществ и состояние нервной деятельности.
Правильное использование пастбищ определяется системой пастьбы, своевременным началом и окончанием выпаса, соблюдением пастбищеоборота, правильным чередованием различных типов пастбищ.

Для правильной организации пастбищного содержания важно знать кормовую емкость пастбища. Кормовую емкость пастбища определяют по сбору сена, по пробным укосам или по увеличению продуктивности животных. Поедаемость пастбищной травы лошадьми зависит от многих условий: климата и рельефа местности, типа пастбища, качества травостоя, времени года, породы, живого веса лошадей и их приученности к пастбищному кормлению, сезона, техники пастьбы и пр. Опыты показали, что поедаемость лошадьми пастбищного корма лучше всего определять по количеству сухого вещества в съеденной траве, приходящегося на единицу живого веса. Оно мало зависит от возраста. Так, взрослые лошади поедали па пастбище в среднем за сутки 2,16 кг сухого вещества на 100 кг живого веса, двухлетки — 2,08 кг и годовики — 2,10 кг.

На пастбище с плохим травостоем лошадей необходимо подкармливать овсом или зеленым кормом, при этом следует учитывать, что подкормка овсом снижает на 8—15% поедаемость пастбищного корма.

При подкормке скошенной травой ее следует давать только свежей и еще не успевшей завянуть. Слежавшуюся и согревшуюся траву лошадям давать нельзя. Скармливать траву надо небольшими порциями несколько раз в течение дня, всего 25—30 кг в среднем в сутки некрупным и 40—50 кг — крупным лошадям. Хорошая зеленая подкормка — вико-овсяная смесь.

Перевод лошадей на пастбище должен быть постепенным. Содержание лошади на пастбище сразу целый день или дача ей сразу 15—20 кг скошенной травы часто вызывает вздутие живота и расстройство пищеварении.

Лошади очень крупные, тяжеловозных пород, при тяжелой работе обычно плохо наедаются но время ночного выпаса; их лучше оставлять па ночь в конюшне и кормить скошенной травой.

Еще до начала пастбищного сезона следует определить: какие пастбища, в какое время года должны быть предоставлены каждому табуну. Все племенные, а также рабочие лошади должны быть переведены на пастбищное содержание. Особенно важно пастбищное содержание для растущего молодняка. Успех племенного дела тесно связан с постановкой пастбищного содержания лошадей. Никакое обильное кормление сухими кормами при стойловом содержании в летний период не может заменить кормления зелеными кормами.

Чтобы в течение всего пастбищного периода лошади равномерно получали разнообразный и полноценный пастбищный и зеленый корм, в хозяйстве должен быть организован зеленый конвейер.

Зеленым конвейером называют постепенное, в течение пастбищного сезона, чередование различных кормовых угодий для выпаса и укоса зеленой массы. В каждом хозяйстве зеленый конвейер должен создаваться применительно к природным и экономическим условиям. Для каждого вида животных необходим свой тип зеленого конвейера. Различают зеленый конвейер из естественных угодий, из искусственных кормовых угодий и смешанный.

В конном заводе Днепропетровской области успешно применяли для племенного поголовья верховых лошадей такой зеленый конвейер

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: