для самостоятельной работы




1. Как в настоящее время трактуются объект и предмет социологии?

2. Что такое социологическое знание? Какие функции выполняет социология?

3. Какое место занимает социологии в системе наук и общегуманитарного знания?

4. Как связаны различные структуры и уровни социологического знания?

5. Как соотносятся между собой теоретическая и эмпирическая социология?

6. Какие особенности имела социологическая мысль в донаучный период? Какие мыслители затронули в своих трудах социальные проблемы?

7. Когда и кем впервые в научный оборот был введен термин «социология»? Чём он отличался от современной трактовки?

8. Что такое «позитивная» социология О. Конта?

9. Какие особенности имеют социологические взгляды Г. Спенсера?

10. Какие правила социологического метода предложил Э. Дюркгейм?

11. Почему социология М. Вебера именуется «понимающей»?

12. Назовите основные методологические подходы в социологии.

13. Объясните общее и различное у марксистской социологии и теории социального конфликта.

14. Что такое социологическая парадигма, социологическая школа, направление?

15. В чем заключается методологическое противостояние конфликтологии?

16. Каково соотношение таких понятий как «естественное состояние» и «гражданское общество»?

17. Что понимается под стратификационной структурой общества?

18. Дайте определение понятия «социальная группа» и назовите необходимые условия образования групп и их виды.

19. Как проявляется взаимосвязанность социальных групп и социальных институтов?

20. Что представляет собой социальная организация как элемент социальной структуры общества?

21. Как взаимодействуют формальная и неформальная структуры в социальной организации предприятия?

22. Дайте характеристику основных элементов духовной (нематериальной) культуры.

23. Какие функции выполняет культура?

24. Как соотносятся понятия «человек», «индивид», «личность»?

25. Какие факторы влияют на формирование личности?

26. В чем суть процесса социализации личности?

27. Что такое социальный тип личности? Какие варианты социальной типологии личности существуют в современной социологии?

28. Какие виды социологического исследования вы знаете?

29. Что такое методология и методика социологического исследования? Какая между ними связь?

30. Какова структура программы социологического исследования?

31. В чём достоинства и недостатки различных методов социологического исследования?

С какой целью проводятся социологические исследования? В чём значение этих исследований?


МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ АТТЕСТАЦИЙ

 

Требования к уровню освоения программы

1. Студенты должны знать:

- предмет, задачи, функции социологического знания;

- методы и источники изучения социологических проблем;

- основные парадигмы российских и зарубежных социологических школ, направлений в прошлом и на современном этапе;

- важнейшие проблемы в истории социологии и в современном обществе.

2. Студенты должны уметь:

- видеть развитие и изучение проблемы в ретроспективе;

- формулировать собственную точку зрения по актуальным проблемам социологии и аргументировать её;

- применять методы социологического исследования при анализе источников и научной литературы;

- осуществлять поиск необходимой информации в периодической печати, библиотечных фондах, сети Интернет.

3. Студенты должны развивать:

- способность к аналитическому мышлению;

- стремление к расширению своей эрудиции на основе интереса к проблемам общества;

- способность к диалогу как способу отношения к культуре и обществу.

Тестовые задания

Вариант 1.

1. Социологические определения политики включают в себя следующие трактовки

а. экономические, стратификационные и правовые

б. институциональные, антропологические, конфликтные

в. деятельностные, телеологические и системные

субстанциональные, ассоциативные и диссоциативные

 

2. В истории социологии можно выделить

а. четыре этапа: древность, средневековье, новое время и современный этап

б. три этапа: древность, новое и новейшее время

в. два этапа: индустриальный и доиндустриальный

г. два этапа: до 20 века и 20-21 век

 

3. Учение Аристотеля о видах власти и христианское учение о церкви соединены в трактате «О правлении князей»

а. Фомы Аквинского

а. Августина

б. Гоббса

г. Макиавелли

 

4. Одной из главных проблем социологии была социальная солидарность, считал

а. Дюркгейм

б. Маркс

в. Энгельс

г. Вебер

 

5. Четыре этапа «экологический, экономический, политический, культурный) в социальной эволюции выделял

а. Р.Парк

б. К.Маркс

в. А.Сен-Симон

г. Аристотель

 

6. Социальный климат в обществе образуется в результате

а. психологических реакций на события

б. осознанной оценки текущих событий

в. формирования представлений о будущем

г. обобщения частных суждений о происходящем

 

7. Одной из основополагающих черт революционного развития является

а. радикальное изменение социальной системы общества

б. укрепление существующего государственного аппарата

в. объединение всех социальных групп в обществе

г. обеспечение сотрудничества между социальными группами

 

8. Стихийное социальное поведение в наибольшей степени отражает

а. массовые реакции на ситуацию нестабильности

а. индивидуальные реакции на изменяющуюся ситуацию

б. реакции институтов власти на состояние кризиса

г. настроения, господствующие в рядах оппозиционно

 

9. Быть лидером или аутсайдером в малой группе означает иметь статус

а. неформальный

а. формальный

б. высокий

г. низкий

 

10. Переход из одной страты в другую, характеризующийся сменой статуса, называется

а. социальной мобильностью

а. социальной стратификацией

б. социализацией

г. инкультурацией

 

11. Стиль руководства – это

а. манера и методы управления, используемые лидером

б. совокупность способов и методов реализации власти в социуме

в. единство методов убеждения и принуждения

г. принцип политической деятельности

 

12. Право на собственность, свободный труд и отдых можно присовокупить к группе

а. социально-экономических прав

б. политических прав

в. личных (гражданских) прав

г. культурных прав

 

13. Люди, определенные с помощью социологических методик для проведения их анкетирования, называются

а. респондентами

б. интервьюерами

в. акторами

г. маргиналами

 

14. Сущность социальной жизни состоит в

а. производстве и воспроизводстве социальных связей и отношений

б. самореализации индивидуумов

в. усилении регулирующей роли государства

г. обеспечении прав и свобод граждан и их безопасности

 

15. К внешним факторам, влияющим на формирование и функционирование социальной системы, относят процессы,

а. протекающие в других сферах социума

б. связанные с международными отношениями

в. связанные с социальной стратификацией

г. происходящие внутри социальной группы

 

16. Одним из факторов пополнения элиты является

а. вертикальная мобильность

б. политическая мобилизация

в. горизонтальная мобильность

г. социальная стратификация

 

17. Общая теория конфликтов рассмотрена в трудах

а. Г.Зиммеля и Л.Козера

б. К.Маркса и Ф.Энгельса

в. Г.Алмонда и С.Вербы

г. Г.Моска и В.Парето

 

18. Экстраверт как социологический тип личности направлен на

а. внешний мир и деятельность в нем

б. внутренний мир и свои переживания

в. определение своего места в жизни

г. поиск личной позиции по общефилософским вопросам

 

19. Общественная группа становится субъектом социальной жизни при наличии у нее

а. объективных связей, внутренней солидарности, неформальных лидеров и общих интересов

б. единой территории, культуры, экономических связей

в. определенного статуса, общей символики, собственной эмблематики

г. общих социальных, профессиональных, возрастных признаков

 

Вариант 2.

1. Понятие «географический детерминизм» вошло в социологию с именем

а. Ш.Монтескье

б. А.Сен-Симона

в. О.Конта

г. Ф.Тейлора

 

2. Социология – единственная из наук, изучающих общество

а. как единую систему

б. по частям

в. с гуманистической точки зрения

г. с помощью аксиологического подхода

 

3. Правитель, желающий добиться успеха, должен знать законы поведения людей, полагал

а. Макиавелли

б. Гоббс

в. Аристотель

г. Ленин

 

4. Проблему коллективного сознания впервые затронули

а. социальные психологи

б. позитивисты

в. марксисты

г. структуралисты

 

5. Хотторнские эксперименты, положившие начало индустриальной социологии, проводил

а. Э.Мейо

б. Т.Адорно

в. Э.Дюркгейм

г. Т.Парсонс

 

6. Социальная реформа означает процесс

а. изменения в рамках существующей системы

б. радикальной ломки наличной социальной системы

в. восстановления старой социальной системы

г. перехода к новой социальной системе

 

7. Характерной чертой российской культуры является отсутствие устойчивых традиций

а. индивидуализма

б. коллективизма

в. справедливости

г. равенства

 

8. Главенствующее влияние на психологическое настроение толпы оказывают

а. самовнушение и самовозбуждение

б. самоконтроль и влияние лидеров

в. вносимые извне идеи

г. личный эмоциональный настрой отдельных участников

 

9. Быть преподавателем, мужчиной, мужем, татарином, мусульманином, демократом значит иметь статус

а. формальный

б. неформальный

в. правильный

г. высокий

 

10. Наиболее значимым объектом социальной жизни является

а. общество

б. государство

в. социальная страта

г. выдающаяся личность

 

11. Авторитарный стиль руководства основан на

а. прямых приказах и указаниях руководителя

б. достижении согласия при принятии решений

в. коллективном обсуждении возникающих проблем

г. четком соблюдении служебной иерархии

 

12. Культурные права необходимы для реализации

а. духовного развития граждан

б. гражданских прав личности

в. творческих возможностей человека

г. условий для накопления культурных ценностей

 

13. Перевод теоретической схемы в совокупность конкретных социологических признаков называется

а. операционализацией

б. модернизацией

в. инкультурацией

г. социализацией

 

14. Социальная система может быть представлена как

а. вид общественных отношений

б. форма экономических взаимосвязей

в. важнейший элемент политической сферы

г. конечное выражение идеологии

 

15. К внутренним системообразующим факторам, определяющим развитие социальной системы, следует отнести

а. интересы и деятельность субъектов социума

б. демографические изменения в социуме

в. геополитические процессы

г. социальное развитие политической системы общества

 

16. Существенной особенностью элиты следует считать наличие у нее

а. сильных внутренних связей

б. единого лидера

в. одобрения и поддержки общества

г. собственной идеологии

 

17. В теоретических конфликтологических разработках выделяют такие стратегии, как

а. навязывание решения; проблемно-решающая, уступающая, избегающая, стратегия бездействия

б. проникновения, идентичности, легитимности, регулирования, стратегия распределения

в. институциональная, регулятивная, функционально-коммуникативная, духовно-идеологическая стратегия

г. экономическая, социальная, политическая, духовная стратегия

 

18. В основе социального противоборства как вида социальных отношений лежит

а. несовместимость интересов и целей

б. различие в способах достижения целей

в. деление общества на социальные институты

г. культурная дифференциация людей

 

19. Гегемонистский тип ориентации характеризуется

а. негативным отношением к чужим социальным системам, кроме «своей»

б. рациональным, уважительным отношением к правопорядку, социуму, гражданским обязанностям

в. способностью менять свои личные пристрастия и ценностные ориентиры

г. склонностью к противостоянию и межгрупповой борьбе

 

Вариант 3.

1. Государство – это господство меньшинства над большинством, считал

а. Л.Гумплович

б. О.Конт

в. А.Сен-Симон

г. Г.Спенсер

 

2. Первыми из социальных философов считаются

а. Платон и Аристотель

б. Гоббс и Локк

в. Маркс и Энгельс

г. Парсонс и Дарендорф

 

3. Заслужить ненависть за добрые дела так же легко, как и за злые, поэтому надо мало поощрять и часто наказывать, считал

а. Макиавелли

б. Сталин

в. Гитлер

г. Вебер

 

4. По мнению К.Маркса, непримиримое противоречие между различными социальными группами любого общества – это

а. антагонизм

б. капитализм

в. модернизация

г. социализация

 

5. Создателем иерархической теории потребностей является

а. А.Маслоу

б. Дж.Морено

в. Э.Мейо

г. Т.Адорно

 

6. По мнению И.А.Ильина, сущность русского национального характера концентрируется в

а. созерцающей любви и коллективизме

б. имперских устремлениях

в. ориентации на внутреннюю жизнь и ее интересы

г. бытовой демократии

 

7. Многообразные потребности, стимулирующие социальную деятельность человека, подразделяются на

а. материальные, социальные, духовные

б. прогрессивные и регрессивные

в. демократические, авторитарные, тоталитарные

г. религиозные и светские

 

8. Основными компонентами культуры являются

а. ценности, институты, образцы поведения

б. установки и стереотипы

в. климат и общественное мнение

г. взгляды, идеи, принципы

 

9. Регулярный, повторяющийся процесс, обусловленный взаимодействием индивидов, выполняющих социальные роли, называется

а. социальным взаимодействием

б. социализацией

в. инкультурацией

г. сменой статуса

 

10. Экономика является

а. объектом социальной системы

б. субъектом социальной системы

в. объектом и субъектом социальной системы одновременно

г. не может быть ни объектом, ни субъектом социальной системы

 

11. Демократический стиль руководства включает

а. широкое привлечение сотрудников к решению возникающих проблем и их свободное обсуждение

а. минимальное вмешательство руководителя в дела организации

б. коллективную ответственность членов организации за принятые решения

г. отсутствие контроля со стороны руководителя за ходом принятия решений

 

12. Право на свободу творчества относится к группе

а. культурных прав

б. политических прав

в. социально-экономических прав

г. личных (гражданских) прав

 

13. Предположение о характере связи научных понятий – это

а. научная гипотеза

б. метод

в. методика

г. теория

 

14. Основными формами социальной жизни являются

а. социальные отношения, социальные институты, социальная стратификация и система

б. государство, политические партии, общественные организации

в. социальная сфера, социальное пространство, индивидуум

г. борьба, сотрудничество, конкуренция

 

15. Социальная система общества обеспечивает его

а. интеграцию и адаптацию

б. устойчивость к изменениям

в. неизменность

г. стратификацию и дифференциацию

 

16. Структурно элита образует геометрическую фигуру, напоминающую

а. пирамиду

б. цилиндр

в. квадрат

г. ромб

 

17. Широкое распространение в западной социологии теория модернизации получила

а. с конца 50-х годов XX в.

б. в начале XX в.

в. с 70-80-х годов XX в.

г. в конце XIX в.

 

18. Этническое самосознание выражается в осознании принадлежности к одному

а. этносу

б. региону

в. государству

г. семейному клану

 

19. Конфликтный тип ориентации отличается

а. склонностью к противостоянию на основе поддержки своей социальной группы

б. негативным отношением к другим ценностным позициям

в. рациональным отношением к существующим социальным порядкам

г. способностью менять свои ценностные ориентиры

 

Вариант 4.

1. В результате социального развития выдающиеся люди изобретают что-либо, а массы только подражают им, считал

а. Г.Тард

б. К.Юнг

в. Г.Лебон

г. Т.Парсонс

 

2. Классы «мудрецов», «воинов» и «ремесленников» в обществе выделял

а. Платон

б. Аристотель

в. Макиавелли

г. Гоббс

 

3. Теорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе, разработал

а. Гоббс

б. Аристотель

в. Платон

г. Августин

 

4. Согласно Веберу, мотивами, целями, интересами и сознанием обладает

а. индивид

б. общество

в. социальная группа

г. народ

 

5. Социометрия – социологический метод, созданный

а. Дж.Морено

б. Т. Парсонсом

в. Т.Адорно

г. Э.Мейо

 

6. Одной из важнейших функций культуры является функция

а. социализации

б. политизации

в. идеологизации

г. реидеологизации

 

7. Естественные потребности ориентированы на удовлетворение

а. повседневных нужд

б. нужд в социальном общении

в. властных устремлений человека

г. религиозных нужд

 

8. Субкультура представляет собой

а. вариант основного типа культуры

б. особый тип культуры

в. вариант, противоположный основной культуре

г. ядро основной культуры

 

9. Процесс социализации означает

а. формирование личностных и гражданских качеств личности

б. усиление влияния социалистической идеологии

в. развитие коллективистских общественных отношений

г. появление и развитие социалистических партий

 

10. Общественная группа является субъектом социальной системы

а. при определенных условиях

б. при любых условиях

в. исключительно при экстраординарных условиях

г. ни при каких условиях

 

11. Либеральный стиль руководства характеризуется

а. минимальным вмешательством руководителя и широкой свободой деятельности членов команды

б. полным отсутствием контроля со стороны руководителя за делами в организации

в. решением всех вопросов лично руководителем

г. согласием между всеми членами команды относительно принимаемых решений

 

12. Вертикальная мобильность представляет собой процесс

а. перехода индивида или социальной группы из одной социальной страты в другую

б. смены элит

в. классовой борьбы

г. социальной революции

 

13. Метод социологического исследования, связанный с анкетированием и интервьюированием, – это

а. опрос

б. анализ документов

в. наблюдение

г. эксперимент

 

14. Социальные отношения представляют собой

а. вид социальных взаимосвязей и взаимодействий

б. целесообразную социальную деятельность

в. форму изменений социального пространства

г. способ реализации целей индивида

 

15. Социальная система общества представляет собой совокупность социальных

а. институтов

б. взаимосвязей и взаимодействий

в. принципов и норм

г. ценностей и традиций

 

16. Сторонники ценностной теории элит видят проблему смены элиты как своеобразный итог изменений в

а. системе общественных ориентаций

б. соотношении классовых сил

в. социальном составе общества

г. материальном состоянии

 

17. Наличие определенной территории и границ является характерным признаком

а. государства

б. социума

в. любой социальной группы

г. народа

 

18. Позиция, положение человека в группе или обществе, называется

а. статус

б. роль

в. предмет

г. объект

 

19. Для культуры переходного периода свойственны

а. неустойчивость, нарушение системы ценностей

б. окостенение, неподвижность

в. духовный «вакуум»

г. духовный взлет и развитие

 

Вариант 5.

1. Основную роль в социальных процессах играет не разум, а эмоции, считал

а. Г.Лебон

б. К.Юнг

в. З.Фрейд

г. Э.Дюркгейм

 

2. Объединяясь в государство, люди в первую очередь преследуют свою собственную выгоду, считал

а. Гоббс

б. Макиавелли

в. Ленин

г. Вебер

 

3. Государством легко управлять, если интересы богатых ограничены, а средний класс многочисленен и стабилен, считал

а. Аристотель

б. Платон

в. Макиавелли

г. Ленин

 

4. Абстракция, обозначающая целые совокупности фактов, людей, явлений, называется

а. идеальным типом

б. коллективным представлением

в. коллективным бессознательным

г. антагонизмом

 

5. Аксиологическая функция культуры проявляется в формировании

а. ценностных ориентаций

б. знаний об окружающем мире

в. рационального мышления

г. практических навыков

 

6. Идея социальной системы (по аналогии с системой биологической) характерна для

а. Т.Парсонса

б. Л.Козера

в. З.Фрейда

г. О.Конта

 

7. Социальные потребности демонстрируют нужду человека в

а. трудовой и общественной деятельности

б. лидерстве

в. продолжении рода

г. пище и одежде

 

8. Наличие субкультур для развития основной культуры является

а. нормой

б. аномалией

в. свидетельством раскола единой культуры

г. досадным недоразумением

 

9. Процесс инкультурации означает

а. приспособление личности к культуре, восприятие ее норм и ценностей

б. усиление влияния идеологии мультикультурализма

в. развитие коллективистских общественных отношений

г. появление и развитие национально-ориентированных партий

 

10. Современная классификация включает следующие группы субъектов социальной системы

а. социальные общности, социальные институты, индивиды

б. классы, нации, государства

в. племя, народность, нация

г. государственные институты, политические партии, общественные организации

 

11. Социальная коммуникация представляет собой

а. общение, обмен информацией

б. процесс управления, упорядочения связей

в. руководство

г. подчинение

 

12. Теория вертикальной мобильности разрабатывалась

а. П.А.Сорокиным

б. Н.А.Бердяевым

в. С.Н.Булгаковым

г. Н.О.Лосским

 

13. Метод социологического исследования, связанный с качественным и количественным анализом называется

а. анализ документов

б. опрос

в. наблюдение

г. эксперимент

 

14. Совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством на протяжении своего развития, – это

а. культура

б. государство

в. право

г. мораль

 

15. В советский период в основу классификации социальных систем закладывался

а. формационный признак

б. цивилизационный признак

в. уровень структурной дифференциации

г. критерий динамичности

 

16. В России лидерство традиционно связывалось с

а. подвижничеством и проявлением героизма

б. выполнением конкретной социальной функции

в. высоким материальным доходом

г. высокой образованностью и опытом

 

17. Основой гражданского общества является

а. свобода экономического и политического выбора людей

б. свобода экономической конкуренции

в. правовое государство

г. высокий культурный уровень членов социума

 

18. Основными типами социально-этнических общностей являются

а. род, племя, народность, нация

б. семья, община, ассоциация, объединение

в. село, район, город, область

г. слой, подгруппа, группа, страта

 

19. Социальное манипулирование подразумевает

а. скрытое управление сознанием и поведением

б. распространение идеологии

в. утаивание информации

г. дезинформирование людей

 

Вариант 6.

1. Объединение людей в общество – это процесс скорее психический, чем социальный, полагал

а. Ф.Гиддингс

б. Г.Тард

в. З.Фрейд

г. Г.Лебон

 

2. Недостатки общества исправляются не уравнительным распределением, а моральным усовершенствованием людей, полагал

а. Аристотель

б. Платон

в. Макиавелли

Гоббс

 

3. Гражданское общество возникает вследствие опасения одних людей перед другими, считал

а. Гоббс

б. Фома Аквинский

в. Августин

г. Платон

 

4. Логически взаимосвязанная и непротиворечивая система фундаментальных понятий науки – это

а. предмет

б. объект

в. субъект

г. образ

 

5 Порядок и конфликт рассматривал как два равнозначных социальных процесса

а. Л.Козер

б. Э.Дюркгейм

в. Т.Парсонс

г. Г.Тард

 

6. Теоретический уровень сознания является

а. массовым

б. индивидуальным

в. групповым

г. классовым

 

7. К фундаментальным (высшим) социальным ценностям относятся:

а. безопасность, независимость, благосостояние, развитие, права и свободы

б. доброта, порядочность, сочувствие, милосердие

в. конкуренция, сотрудничество, достижение консенсуса

г. справедливость и равенство

 

8. Контркультура предстает по отношению к основной культуре

а. самостоятельным явлением

б. ее вариантом

в. ее ядром

г. обязательным компонентом

 

9. К основным институтам социализации относятся

а. семья, образовательные учреждения, СМИ

б. народ, нация, государство

в. творческие организации и культурные учреждения

г. досуговые учреждения, клубы по интересам

 

10. Конфигурация субъектов социальной системы в обществе характеризуется

а. изменчивостью

б. неизменностью

в. неопределенностью

г. аморфностью

 

11. Социальный патронаж как функция лидера означает

а. покровительство и заботу о ком-либо

б. объединение сторонников и последователей

в. генерирование социальной энергии масс

г. проведение эффективной социальной политики

 

12. Механизм регуляции поведения индивидов и групп, включающий нормы и санкции, – это

а. социальный контроль

б. социализация

в. социальный статус

г. социальная роль

 

13. Метод социологического исследования, связанный с рассмотрением объекта в привычной для него среде, – это

а. наблюдение

б. опрос

в. анализ документов

г. эксперимент

 

14. Субъектами социальной жизни выступают личность или общественная группа, которые

а. участвуют в социальной жизни

б. оказывают сопротивление социальному воздействию

в. испытывают на себе социальное воздействие других

г. реализуют неосознанные социальные интересы

 

15. Одним из структурных элементов социальной системы является

а. социальная организация

б. социализация

в. социальная интеграция

г. социальная адаптация

 

16. Особенным проявлением феномена лидерства является вождизм, основанный на

а. преданности широких слоев народа лидеру, обладающему харизматической властью

б. признании конституционных полномочий руководителя

в. уважении к традиционным процедурам избрания руководителя

г. эффективности единоличного руководства обществом

 

17. Жизнь гражданского общества основывается на

а. принципах самоорганизации

б. принципах, назначенных государством

в. принципах, зависящих от взглядов элиты

г. полной независимости граждан друг от друга

 

18. Социальный миф представляет собой

а. иллюзорную идею, принимаемую на веру

б. видоизмененное отражение реального жизненного опыта

в. составную часть идеологии

г. идею, не получившую реализации в социальной практике

 

19. Разделение власти на отдельные ветви означает

а. специализацию политических органов

б. отсутствие единой власти

в. безвластие

г. многовластие

 

Вариант 7.

1. Социальные факты влияют на индивидуальное поведение не непосредственно, а через ценностные ориентации, по мнению

а. Э.Дюркгейма

б. Г.Лебона

в. Г.Тарда

г. З.Фрейда

 

2. Родоначальником социологии считается

а. О.Конт

б. Э.Дюркгейм

в. Т.Парсонс

г. К.Маркс

 

3. Социолога в первую очередь интересует

а. закономерное и типичное

б. нетипичное и индивидуальное

в. сознательное и бессознательное

г. всеобщее и рациональное

 

4. Одним из создателей теории социального обмена был

а. Дж.Хоманс

б. Э.Мейо

в. Дж.Морено

г. Т.Адорно

 

5. Эмпирический уровень сознания является

а. индивидуальным

б. массовым

в. групповым

г. классовым

 

6. Инновационная деятельность характеризуется

а. творческим преобразованием социальной действительности

б. опосредованным участием в управлении

в. руководством и управлением в социальной сфере

г. организацией межкультурной коммуникации

 

7. Наличие субкультур в рамках единой культуры демонстрирует

а. плюрализм культурной жизни

б. раскол в социально-культурной жизни общества

в. неразвитость культуры основного социума

г. переходный характер культуры

 

8. Восприятие действительности на начальной стадии социализации носит характер

а. иррациональный

б. рациональный

в. рационально-мотивационный

г. неопределенный

 

9. Отношения координации между основными социальными группами являются

а. приоритетными

б. исключительными

в. случайными

г. постоянными

 

10. Элиты по сравнению с другими социальными группами располагает значительно большим

а. влиянием в обществе

б. материальным доходом

в. культурным уровнем

г. уровнем морали

 

11. Существенной особенностью элиты следует считать наличие у нее

д. сильных внутренних связей

е. единого лидера

ж. одобрения и поддержки общества

з. собственной идеологии

 

12. Распад системы ценностей, лежавших в основе ранее доминировавшей культуры, характерен для кризиса

а. идентичности

б. участия

в. легитимности

г. регулирования конфликтов

 

13. Метод социологического исследования, связанный с воссозданием в условиях социологической лаборатории аналогичных для реальной среды условий, – это

а. эксперимент

б. опрос

в. анализ документов

г. наблюдение

 

14. Основу социальной структуризации составляет

а. разделение людей по статусным группам

б. дифференциация граждан по социальному опыту

в. различный уровень культуры граждан

г. различный возраст

 

15. Социальная организация общества представляет собой совокупность

а. социальных институтов

б. политических и правовых норм

в. социальных отношений

г. общественных взглядов, установок, традиций

 

16. Главной особенностью состояния современной российской элиты является ее

а. неоднородность

б. устойчивость

в. полная смена

г. неопределенность

 

17. Современная концепция прав человека основывается на признании

а. уникальности качеств каждой отдельной личности

б. духовной сущности человека;

в. социальной справедливости

г. автономности человека

 

18. Признание власти в России в особой степени зависит от ее

а. нравственного авторитета

б. способности к изменениям

в. соответствия закону

г. признания другими государствами

 

19. Понятия «лидер» и «руководитель» могут рассматриваться как

а. нетождественные

б. равнозначные

в. несопоставимые

г. противоположные

 

Вариант 8.

1. Культура – это общая сфера опыта, где единичные явления соотнесены с ценностями, считал

а. Г.Риккерт

б. Г.Тард

в. Г.Лебон

г. З.Фрейд

 

2. Естественное состояние человека – война всех против всех, считал

а. Гоббс

б. Ленин

в. Сталин

г. Маркс

 

3. Предметом социальной психологии являются

а. чувственно-эмоциональные аспекты социального поведения

б. идеологическое содержание социальной деятельности

в. программы политических партий и организаций

г. объективные условия развития социального процесса

 

4. Для постфрейдистских теорий социального поведения характерно стремление к преодолению

а. излишнего биологизма

б. анализа бессознательного

в. толкования сновидений

г. методов интервью с респондентом

 

5. Соответствие «социальной надстройки» уровню материально-экономического развития общества исследовали

а. классики марксизма

б. теоретики либерализма

в. сторонники консерватизма

г. античные авторы

 

6. Социальная сфера жизни общества представляет собой область

а. взаимодействия социальных сил

б. отношений между государствами

в. властных отношений

г. межкультурного общения

 

7. Складывание и развитие контркультур показывает

а. усиление неоднородности культуры

б. гомогенность основной культуры

в. существование баланса в рамках основной культуры

г. стабилизацию ситуации в сфере культуры

 

8. Социализация с точки зрения взаимоотношения личности и социума носит характер

а. двусторонний

б. односторонний

в. многозначный

г. однозначный

 

9. Принцип субординации во взаимоотношениях политических субъектов основан на

а. подчинении

б. равноправном взаимодействии

в. игнорировании друг друга

г. невмешательстве в дела друг друга

 

10. Основной социальной функцией элиты является

а. управление и руководство

б. распределение жизненных ценностей

в. производство материальных благ

г. сохранение и преумножение культурных ценностей

 

11. Основными компонентами структуры социального кризиса являются кризисы

а. институциональной, регулятивной, функционально-коммуникативной, духовно-идеологической подсистем

б. проникновения, идентичности, легитимности, регулирования конфликтов

в. экономической, социальной, политической, духовной сфер общества

г. локального, регионального, глобального характера

 

12. Свойство выборки отражать существенные характеристики изучаемой совокупности называется

а. репрезентативностью

б. правдивостью

в. опреационализацией

г. <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: